kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия по дисциплине "Экономика организации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка аудиторного занятия по дисциплине ОП.02 "Экономика организации" для студентов специальности 21.02.05. "Земельно-имущественные отношения" на тему "Основной капитал предприятия (организации)", 2 курс. Занятие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Тип занятия - сообщение новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по дисциплине "Экономика организации"»

Министерство образования и науки Российской Федерации

АНПОО «Региональный открытый социальный техникум»











Методическая разработка занятия

по дисциплине ОП.02 «Экономика организации»

для специальности 21.02.05.

«Земельно-имущественные отношения»

на тему «Основной капитал предприятия»





Автор: О.В. Антонова,

преподаватель специальных

экономических дисциплин

первой квалификационной категории








Курск

2015

Тема: Основной капитал предприятия

Тип урока: сообщение новых знаний

Технические средства обучения: мультимедиапроектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением, калькуляторы.

Цели:

  1. Образовательные: Создать условия для выделения типичных характеристик основных фондов, их структуры, для формирования умения рассчитывать основные показатели использования основных фондов, определить понятие износа и амортизации основных фондов.

  2. Развивающие: Развивать умение выделять главное, развивать логическое мышление, память; прививать навыки аккуратности в расчетах при решении задач.

  3. Воспитательные: Развитие взаимопомощи, трудолюбия, отзывчивости.


Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен

уметь:

  • рассчитывать показатели фондоемкости, фондовооружености и фондоотдачи;

  • рассчитывать среднегодовую стоимость основных фондов.

знать:

  • структуру основных фондов предприятия;

  • управление основными средствами и оценку эффективности их использования;

  • показатели использования основных фондов.

Этапы урока
  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Темополагание. Целеполагание. Мотивация деятельности.

  4. Открытие нового знания.

  5. Закрепление усвоенных знаний.

  6. Рефлексия деятельности.

  7. Домашнее задание.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Проверка готовности студентов к уроку (присутствие, внешний вид, наличие тетрадей и калькуляторов). Определение степени трудового настроя студентов и их заинтересованности в изучении конкретной дисциплины.

  1. Проверка домашнего задания. (Проверка качества знания содержания предшествующего (опорного) материала.) Заслушивание сообщений обучающихся на темы: «Основные потоки в логистике», «Основные звенья логистической цепи».

  2. Темополагание. Целеполагание. Мотивация деятельности

(подведение обучающихся к формулировке темы занятия на основе вспомогательных вопросов) Помимо организационно-правовой формы предприятие в своем составе имеет имущество. Какое именно имущество? Для чего оно необходимо? Каким образом данное имущество влияет на деятельность предприятии? На процесс производства продукции или изготовление товара? Как долго данное имущество может числиться на балансе предприятия? Как показатели говорят об эффективном использовании этого имущества?

  1. Открытие нового знания (материал для составления опорного конспекта содержится в презентации к теме занятия)

План

  1. Основные фонды предприятия: понятие, состав и структура

  2. Виды оценки основных фондов

  3. Износ и амортизация основных фондов

  4. Показатели эффективности использования основных фондов

1.

Основной капитал предприятия – это денежная оценка его основных фондов. Основные фонды – средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства, сохраняют при этом натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на производимую продукцию частями по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Основные фонды группируются по ряду признаков:

- по натурально-вещественному составу (видам) основные фонды подразделяются на следующие группы: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и пр.;

- по функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Производственные основные фонды – это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства или создающие условия для его нормального осуществления (машины, оборудование, здания и т. п.) и составляющие материально-техническую базу предприятия. Непроизводственные основные фонды несут социальную нагрузку и непосредственно не участвуют в производственном процессе. К ним относятся объекты здравоохранения, просвещения, физической культуры, общественного питания и жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на балансе предприятия и предназначенные для удовлетворения различных потребностей работников;

- в зависимости от степени участия в производственном процессе производственные фонды делятся на активные и пассивные. Активная часть фондов влияет на объем производства продукции и ее качество, непосредственно воздействуя на предмет труда (машины и оборудование). Пассивные основные фонды непосредственно не воздействуют на предмет труда, а создают условия для нормального функционирования производства (здания, сооружения и др.);

- по принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.

2.

В процессе эксплуатации основные фонды учитываются и оцениваются в натуральной и стоимостной форме.

Учет и оценка основных фондов ведется в натуральном и денежном выражении. Учет основных средств в натуральной форме называется аналитическим, ведется по каждому объекту в отдельности. На каждый объект заводится инвентарная карточка, в которой отражается наименование объекта, инвентарный номер, первоначальная стоимость и основные технико-экономические характеристики.

Различают следующие виды стоимостной оценки основных фондов:

1. В повседневной практике основные фонды учитываются и планируются по первоначальной стоимости – стоимость приобретения или создания основных фондов. Машины и оборудование принимаются на баланс предприятия по цене их приобретения, включающей оптовую цену данного вида труда, расходы на доставку и другие заготовительные расходы, затраты на монтаж и установку.

На основе первоначальной стоимости рассчитываются амортизация, а также показатели использования фондов.

2. Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства основных фондов на момент их переоценки, т. е. она отражает затраты на приобретение и создание средств труда в ценах, тарифах, действующих в период их переоценки, воспроизводства.

3. Остаточная стоимость – разница между первоначальной стоимостью и начисленным износом. Она позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать обновление и ремонт основных фондов.

4. Ликвидационная стоимость – стоимость сохранившихся элементов основных фондов на момент их ликвидации за вычетом расходов по их ликвидации.

3.

Одной из особенностей основных фондов предприятия является их многократное использование в процессе производства. Однако с течением времени основные средства утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие эксплуатации и естественного изнашивания.

Износ основных фондов – частичная или полная потеря потребительской стоимости и стоимости основных фондов как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии.

Различают физический и моральный износ основных фондов.

Под физическим износом понимается утрата средствами труда своих первоначальных производственно-технических качеств в процессе их использования. Различают полный физический износ, который приводит к ликвидации или замене основных фондов новыми (капитальное строительство), и частичный, который возмещается путем ремонта. Кроме того, физический износ может возникать вследствие эксплуатации основного средства (физический износ первого рода) и в результате естественных неблагоприятных воздействий, таких как, например, окисление (физический износ второго рода).

Для анализа степени физического износа основных фондов используются следующие показатели:

1) коэффициент физического износа основных фондов:

где Тф – фактический срок службы объекта;

Тн – нормативный срок службы объекта;

Физический износ можно определить и по сроку службы:

где И – сумма износа основных фондов (начисленная амортизация за весь период эксплуатации);

Пс – первоначальная, или восстановительная, стоимость основных фондов.

Наряду с физическим износом основные фонды претерпевают моральный износ (обесценивание). Моральный износ является прямым следствием НТП и выражается в двух формах. Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин и оборудования вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. Вторая форма морального износа обусловлена внедрением в производство более технически совершенных, производительных и экономичных машин, вследствие чего происходит обесценивание старых машин, физически еще годных.

Для экономического возмещения износа основных фондов их стоимость в виде амортизационных отчислений ежемесячно включается в затраты на производство продукции. Амортизация – это постепенный перенос стоимости основных производственных фондов на вновь созданную продукцию.

Норма амортизации представляет собой установленный годовой процент погашения стоимости основных фондов и устанавливает сумму ежегодных амортизационных отчислений. Методика определения норм амортизации едина для всех предприятий независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и предусматривает установление норм на основе классификатора основных фондов.

4.

Основные показатели эффективности использования основного капитала можно объединить в четыре группы:

1) показатели экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень их использования во времени;

Коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэкст) определяется как отношение фактического количества часов работы оборудования (Тф) к количеству часов работы по норме (Тн):

Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм) – это отношение общего количества отработанных оборудованием станко-смен (Дстсм) к количеству станков, работавших в наибольшую смену (n):

Коэффициент загрузки оборудования (Кзагр) – отношение фактического коэффициента сменности работы к плановой сменности оборудования:

2) показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности);

Коэффициент интенсивного использования оборудования (Кинт) – отношение фактической производительности оборудования (Пф) к нормативной или к производственной мощности (Пн):

3) показатели интегрального использования основного капитала, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных;

4) обобщающие показатели использования основных производственных фондов, характеризующие различные аспекты использования (состояния) основного капитала в целом по предприятию.

Фондоотдача (Фо) – показатель выпуска продукции на один рубль стоимости основных фондов; определяется как отношение фактического объема выпуска продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов:

где Вф – стоимость товарной или нормативно-чистой продукции, произведенной за год, руб.;

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

Фондоемкость (Фе) – величина, обратная фондоотдаче; показывает долю стоимости ОПФ, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции.

Рентабельность основных производственных фондов характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль фондов:

где П – прибыль, руб.;

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.

Уровень обеспеченности работников основными средствами определяется показателем фондовооруженности труда. Фондовооруженность – это отношение стоимости основных производственных фондов к количеству работников:

где Ч – численность работающих, чел.

  1. Закрепление усвоенных знаний (решение задач по изученной теме):

Решение обучающимися задач у доски из слайдов презентации.

  1. Рефлексия деятельности:

- Что нового вы узнали на занятии?

- Чему вы научились на занятии?

- Запишите в тетрадь основные выводы по изученной теме согласно плану занятия.

Выводы

1. Основные фонды – средства труда, неоднократно участвующие в процессе производства и переносящие свою стоимость на продукцию частями по мере износа. Классифицируются по натурально-вещественному составу, функциональному назначению и степени участия в процессе производства. Стоимостная оценка основных фондов предполагает определение первоначальной, восстановительной, остаточной и ликвидационной стоимости.

2. Основные фонды с течением времени подвергаются физическому и моральному износу. Одна из важнейших задач предприятия – не допускать чрезмерного износа материально-технической базы.

3. Стоимость основных фондов переносится на производимую продукцию в виде амортизационных отчислений. Амортизационная политика предприятия непосредственно влияет на воспроизводство основных фондов.

4. Эффективность использования основного капитала предприятия можно определить, рассчитывая показатели использования основных фондов.

5. Анализ эффективности использования основных фондов на предприятии позволяет наметить пути улучшения их использования, реализация которых ведет к снижению затрат овеществленного труда на единицу продукции и росту эффективности производства.

7. Домашнее задание: проработать опорный конспект занятия, выучить формулы, Чечевицына Л.Н. Чечевицына Е.В. – Экономика предприятия: учебник.- Феникс, Ростов – н/Д., 2012 год.














8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия по дисциплине "Экономика организации"

Автор: Антонова Олеся Владимировна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297998

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "165777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422874013"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Асимптоты графика функции. Нахождение асимптот."
    ["seo_title"] => string(51) "asimptoty_ghrafika_funktsii_nakhozhdieniie_asimptot"
    ["file_id"] => string(6) "401363"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489849014"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Методическое пособие «Использование кейс - технологий в учебном процессе на уроках  обществознания, мировой художественной культуры и истории». "
    ["seo_title"] => string(161) "mietodichieskoie-posobiie-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-v-uchiebnom-protsiessie-na-urokakh-obshchiestvoznaniia-mirovoi-khudozhiestviennoi-kul-tury-i-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "112315"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408516406"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства