Конспект занятия для педагогов дополнительного образования " Природа и мы"
Конспект занятия для педагогов дополнительного образования " Природа и мы"
Данное занятие посвящено проблемам загрязнения окружающей природы человеком. В игровой форме рассматривается роль человека в сохранении природы в первозданном виде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для педагогов дополнительного образования " Природа и мы"»
Конспект открытого занятия « Природа и мы»
Цель занятия: Сформировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом.
Задачи:
Образовательные: Научить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, целостности экосистемы, освоение правил поведения в ней; научить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных, гуманных поступков.
Воспитательные : воспитывать любовь к прекрасному; воспитывать активность, умение доказывать свою точку зрения; формирование ответственности каждого за конечные результаты работы в группе, этичного поведения при обсуждении, ораторского мастерства, самооценки качества своего труда.
Развивающие - развивать способность к творчеству и научной фантазии; развивать работоспособность, чёткость и реализм в своих суждениях и выводах, развивать умение вести индивидуальную и групповую дискуссию;
Оборудование и наглядный материал: учебное пособие о вымирающих животных, бросовый материал для творческой работы, лист ватмана, карандаши, клей, музыкальное сопровождение.
Дом – это наша планета Земля, На которой прекрасны леса и поля. В этом доме мы с вами живем, День поработаем, ночь отдохнем. Утро приходит, солнце встает, Так год за годом время идет. Для меня в этом мире нет непогоды. Хочу изучать я законы природы. А мне, человеку, нужна красота, Как птице в полете нужна высота. Себя ты законы заставь изучить, Чтобы природу потом не лечить. Чтобы жить по законам природы Их нужно, конечно же, знать! Нужны для этого годы и годы, Чтобы частицей ее себя ощущать!
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня занятие мы начнём не совсем обычно, а с пожелания друг другу добра. Улыбнитесь друг другу, а затем пожмите друг другу руки. Улучшилось ваше настроение? Вот с такой доброй ноты мы и начинаем наше занятие.
Экологическая викторина «Знатоки природы»
За каждый правильный ответ ребята получают жетон. В конце, после подсчёта количества жетонов, определим, кто самый лучший знаток природы.
Конкурс «Отгадай загадку»
1.Зимой и летом одним цветом. (Ель) 2.У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо расту в высоту. (Сосна) 3.Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина) 4.В сенокос – горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина) 5.Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш) 6.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик) 7.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
8.Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь) 9.Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белка) 10.Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет. (Волк) 11.У кого из зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса) 12.Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг, по снежочку тык – тык. (Заяц) 13.Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) 14.Есть на речке лесорубы, в серебристо – белых шубах. Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины.(Бобры)
Конкурс «Знатоки поэзии»
Назови следующую строчку.
Уж небо осенью дышало… (уж реже солнышко блистало)
Ветер по морю гуляет… (и кораблик подгоняет)
Белая береза под моим окном… (принакрылась снегом, точно серебром)
Люблю грозу в начале мая… (когда весенний первый гром)
Унылая пора!.. (очей очарованье)
В тот день осенняя погода… (стояла долго на дворе)
Как вы думаете, что объединяет все эти стихотворения?
Может, кто-то из вас прочитает стихотворение полностью?
Конкурс « Отгадай по описанию»
1.. Что же это за зверёк, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоёвывать себе место: не задумываясь, займёт сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Этот зверёк очень хозяйственный, любит делать запасы на зиму. Ещё этого зверька отличает хорошая память, может зимой под снегом найти потерянные осенью шишки или орехи. (Речь идёт о белке.)
2. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)
3. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.
4.Эта птица имеет очень сильный клюв, который служит ей для выдалбливания отверстий в коре больных деревьев. Также эта птица имеет мощный хвост и крепкие когти для удерживания на стволе в вертикальном положении. Называют эту птицу лесным доктором.( Дятел)
А теперь, я проверю, насколько хорошо вы знаете природу родного края, и насколько вы были внимательными.
Как называется река, на берегу которой стоит наш город?
Какая была осень в нашем городе?
Каких птиц можно было увидеть летом в нашей местности, а каких сейчас?
Как вы думаете, какое дерево первым сбросило листья в нашем городе, а какие деревья стоят ещё одетые?
Каких зверей можно встретить в нашем лесу?
Молодцы ребята, вы хорошо знаете природу родного края. А теперь поговорим о природе в целом.
Что же такое природа? ( Ответы детей)
Из курса окружающего мира вы знаете, что природа - это всё то, что нас окружает. Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе.
А кто же такой человек? ( Ответы детей)
- Докажите, что человек – это часть живой природы. (Человек дышит, питается, растет, размножается и умирает)
- Чем человек отличается от растений и грибов? От животных? Правильно, Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, регулировать свое поведение.
- Человек – существо разумное. Что такое разум? (Умение мыслить, вести себя подобающим образом и изменять свое поведение, делать выводы, планировать свою жизнь)
- Ребята, так чем же человек отличается от животных? Правильно, разумом.
Как вы думаете, могут ли мира животные и растения обойтись без человека? А он без них? Правильно, нет.
Человек – это всего лишь часть Природы, он должен подчиняться ее законам. Есть такое выражение: «Природа, которой мы пользуемся, - это не то, что осталось нам от предков, а то, что мы взяли взаймы у наших потомков».
Ребята, вам нравится, как выглядит наша природа?(Нет!) Мы с вами неоднократно ходили на экскурсии и наблюдали не очень красивую картину загрязнения берега реки, лесных полянок. Давайте попробуем исправить ошибки, сделанные людьми. Перед вами пакет с предметами, оставленными в лесу. Как можно использовать эти предметы повторно? ( В пакете собран бросовый материал: пакеты, фантики, одноразовая посуда и т.д)
Творческое задание: « Из отходов в доходы».
Пришла пора отдохнуть.
Физ. минутка «Забавные зверюшки». Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, не издавая звуки, а только жесты так чтобы все догадались – что это за басня? 1. Свинья и дуб 2. Стрекоза и муравей 3. Ворона и лисица.
Физ. минутка выполняется под музыку
Человек отравляет не только природу, окружающую среду, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надежно охраняя, являясь неотъемлемой частью нашей жизни, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нем.
Ребята, мы сейчас попробуем отгадать отходы, которыми человек загрязняет Землю.
Ребёнок зачитывает детские высказывания об отходах. Задача каждого: постараться понять, что имел в виду ведущий.
Игра « Устами младенца»
Пластмасса
1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
4. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
Бумага
1. Ее изобрели китайцы.
2. У нас ее получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из нее получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют и пишут.
Стекло
1. Его делают из песка
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
Полиэтилен
Он может быть прозрачным и шуршит.
Этот материал служит для упаковывания продуктов.
Он легко рвётся.
При горении плавится.
Шум
1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне
2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат.
4.Вы его издаёте на переменах в школе.
Ребята, как вы думаете, есть разница между Красной книгой и Жалобной книгой природы?
Конечно, есть. Красная книга- это книга, в которую занесены охраняемые растения и животные,
а « Жалобная книга» - тревожный рассказ о том, как порой трудно живётся цветам, деревьям,
птицам, рыбам, животным! Её автор - сама природа. Её читатели - люди с добрым, отзывчивым
сердцем. Это - крик о помощи. Идёт знакомство с энциклопедией вымерших животных. Дети
рассматривают иллюстрации
А сейчас мы будем разбирать жалобы и вместе искать ответы, как нам помочь природе и как сделать так, чтобы «жалобная книга природы» стала поменьше. Я предлагаю вам превратиться в любое животное, насекомое или растение и озвучить жалобу на человека. Из ребят мы выбираем судей, которые помогут нам найти решение из сложившейся ситуации.
Подходит к концу наше занятие.
И сейчас мы выполним групповое задание-проект. В группе вы должны будете придумать агитационную листовку будущим поколениям, как напоминание о том, что природу нужно сохранять и беречь.
Закончить занятие хочется отрывком из стихотворения Б. Заходера
Ведь человек - он человек, И должен быть гуманным. А если это слово Вам кажется туманным - То можно без латыни, А просто, по-отечески: Ты человек? Будь добр, Веди себя п о - ч е л о в е ч е с к и!