Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
пгт. Усогорск
План – конспект занятия по теме
«Весна»
Составитель:
педагог дополнительного образования –
Давоян Татьяна Евгеньевна
2015 г.
План – конспект занятия по теме «Весна»
Цель: формировать умения использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния весеннего пейзажа.
Задачи занятия: Научить детей распознавать изменения в природе с приходом весны; познакомить с народными приметами, весенними праздниками; развивать внимательность, наблюдательность и интерес к познанию нового; расширять словарный запас, используя эпитеты для описания красоты весенней природы; познакомить детей с творчеством И. Левитана; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Магнитная доска, картины, плакаты с перечнем праздников, кроссворд.
Предварительная работа: начертить кроссворд на доске, повесить репродукцию и плакаты.
- Организационный момент
- Знакомство детей с новой темой
- Физминутка
- Практическая работа
- Закрепление материала
- Итог урока
Ход занятия:
1.Организационный момент. Приветствие.
Поприветствуем, друг друга, улыбнёмся. Техника безопасности: красками не баловатся, кисточками не махаемся, друг друга не пачкаем.
2.Знакомство детей с новой темой
Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем друг друга улыбнёмся. Проверьте готовы ли вы к занятию все ли принадлежности у вас есть. Молодцы. Все готовы, Мы можем начать работу. Для того чтобы узнать что мы с вами сегодня будем рисовать по какой теме будем работать посмотрите на доску скажите пожалуйста что изображено на картинках что вы здесь видите т.е. деревья, снег и т. д. И урок хочу начать с чтения стихотворения К. Кубилинскас.
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Берёзового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! -
На веточки дохнула -
Пора зазеленеть!
Теперь весна - красавица
Зовёт со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
И так, как вы уже наверное догадались, тема сегодняшнего урока «Пришла весна». Сегодня вы узнаете какими дарами она нас балует, какие изменения приносит в жизнь людей, животных, растений, вспомним весенние месяцы и праздники, которые мы так любим отмечать в эту прекрасную пору года.
Детям предлагается рассмотреть картину Иссаака Левитана «Последний снег». Педагог задаёт наводящие вопросы:
Какое время года изобразил художник?
Какой именно месяц весны?
Какое чувство вызывает у вас эта картина?
Кто знает, когда в народном календаре отмечается первая встреча весны (15 февраля) правильно ребята, ещё не успела отступить зима, а весна уже напоминает о себе и уже в феврале наступают тёплые деньки (их ещё называют февральскими окнами). Далее дети перечисляют, как меняется природа и жизнь вокруг, с приходом весенних деньков ( дни становятся всё длиннее, солнышко светит ярче и греет, происходит таяние снега, трава зеленеет, на полянках появляются первые цветочки, возвращаются перелётные птицы, подымается и зеленеет озимь на полях, на деревьях набухают почки, и появляются первые листочки, берёза даёт первый сок, просыпаются многие насекомые, происходит изменения в жизни животных и т.д.) Затем педагог спрашивает детей, знают ли они, что такое народная примета, для чего она нужна, может ли кто привести пример? (Разобрать с детьми каждую примету, привести пример из жизни)
Птица возвращается – дружная весна.
Птица вьёт гнездо на солнечной сторона – холодное лето.
Встретить весной зайца в белой шубе – быть ещё снегу.
Если рано снег тает – долгая оттепель.
Если пчела рано взлетела – быть яркой весне.
Далее дети могут перечислить какие перелётные птицы возвращаются весной в ваш край? (скворцы, журавли, утки); какие первые цветы произрастают? (подснежники, ландыши, тюльпаны, нарциссы, мать и мачеха).
И сейчас мы познакомимся с весенними месяцами:
Март
Педагог читает детям стихотворение – загадку:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает? (март). Детям предлагается вспомнить, каике праздники отмечают в этом месяце. (на доску вывешивается список праздников)
И в народе называли Март – протальник. Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются
Первые цветы – подснежники. И месяц получил имя – Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.
Апрель
Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (апрель).
Апрель – снегогон. Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонет снег апрель прочь зиму вместе с ним прогоняет, от того и «Снегогон» прозвали. Оголяется тёмная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.
Май
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (май).
Май – травень. Весна одевает природу в новые чистые одёжки, радостно щебечут птицы. На земле быстро проростает трава, из почек на ветвях деревтев прорываются молодые листочки, каких – то несколько дней и лес не узнать – шумпт листвой. Месяц роста травы и зелени так и звали – Травень.
Молодцы, ребята, а теперь немножко отдохнём.
3. Физминутка. Дети встают друг за другом и повторяют за педагогом упражнения.
Дует ветер нам в лицо. (кистями рук машут в лицо)
Закачалось деревцо. (поднять руки вверх и покачать)
Ветер всё тише, тише.(присесть)
Деревце всё выше, выше. (встать и высоко потянуться)
При желании повторить, только в роли ведущего может быть ученик.
4.Практическая работа обучающихся.
И теперь переходим к творческой работе.
Мы немножко размялись, отдохнули, и сейчас ребята вам предстоит выполнить рисунок с изображением на тему «Весна».
Напоминаю, что вам предстоит изобразить весенний пейзаж, используя основные правила цветоведения, при этом не забывайте о передаче перехода плавности при изображении.
Ребята самостоятельно выбирают содержание и формат своих работ. В процессе работы я вам буду помогать избежать ошибок, прибегая к таким педагогическим приёмам как совет, педагогический рисунок, указание и наводящие вопросы.
5. Закрепление материала.
Педагог просит обучающего повторить весенние месяцы. Проведя занятие, в качестве закрепления разгадать кроссворд, Слова используются из ручной тематики.
Самое сильное насекомое (муравей);
Второй весенний месяц (апрель);
Перелётная птица (скворец);
Первый весенний цветок (подснежник);
Дерево, дающее вкусный сок (берёза);
Кто художник рассмотренной нами картины (Левитан);
Весенний разлив рек (половодье);
Лесной душистый цветок (ландыш);
В каком месяце празднуют международный женский день (март);
6. Подводятся итоги, педагог выясняет понравилось ли занятие обучающимся. Далее происходит оценивание работ детей.