Рассказывание истории (беседа). Вот пример творческой судьбы талантливого шотландского химика Джеймса Хэннея, попытавшегося в конце XIX века синтезировать искусственные алмазы! История эта закончилась трагически. Никто не поверил его успешным опытам! Глубоко уязвленный непониманием коллег, он полностью прекратил занятия наукой и окончил свои дни в психиатрической больнице. А началось все в 1797 году, когда английский химик С.Теннант произвел поистине королевский опыт - сжег алмаз в закрытом золотом сосуде, чем экспериментально доказал, что алмаз является прямым родственником графита и печной сажи. Вскоре ученые предположили, что алмазы образуются при высоких давлениях и температурах. Первые серьезные эксперименты по синтезу алмазов произвел русский ученый В.Н. Каразин в 1823 году, но они окончились неудачей. С этого момента началась захватывающая 130-летняя история попыток синтезировать алмазы. Основатель физики высоких давлений, лауреат Нобелевской премии П.У. Бриджмен как-то заметил по поводу этой истории: "Попытки добиться успеха в этой захватывающей проблеме обнажили весь спектр человечества: люди, от блестящих ученых до откровенных шарлатанов и жуликов, дарили ей свой ум и страсти". Вот в такой атмосфере начинал Джеймс Хэнней свои удивительные эксперименты. Химией он увлекся еще в детстве, когда помогал взрослым делать фейерверки. Начал читать книги по химии, проводить опыты в домашней лаборатории. В 17 лет Джеймс поступил работать на Шоуфилдский химический завод в Глазго. Уже через год, в 1873 году он опубликовал первые шесть научных статей по химическому анализу. В 21 год Хэннея избирают членом Королевского общества, и он поступает в колледж. С 1877 года подающий большие надежды молодой ученый начал публиковать свои наиболее важные научные работы. И вдруг, неожиданно для всех, в 1879 году оставил должность ассистента в Манчестерском колледже, организовал за свой счет небольшую лабораторию и начал упорные поиски способа синтеза алмазов. Что побудило его на этот шаг?! Оказывается, проводя в 1878-1879 гг. серию экспериментов по изучению взаимодействия щелочных металлов с органическими соединениями, он обратил внимание на выделение чистого углерода в виде блестящих чешуек графита. А не может ли углерод выделяться в виде алмаза?! - задал себе он роковой вопрос. В сентябре 1879 года, после многочисленных неудачных опытов, Хэнней разработал очередную методику эксперимента. В закрытую с одной стороны стальную трубу заливали смесь из 90% парафина, 10% костяного масла и нескольких граммов лития. Открытый конец трубы наглухо заковывался, и трубу укладывали в печь. Там она нагревалась до красного каления и выдерживалась при такой температуре 14 часов. Давление в трубе поднималось до 2000 атмосфер. Затем трубу медленно охлаждали и извлекали из нее черную спекшуюся массу. Если идея верна, то в ней должны обнаружиться синтезированные алмазы. Несовершенная техника того времени превращала идею эксперимента в задачу за гранью возможного. Чего стоило только предотвращение выкипания смеси при заковывании раскаленного до бела конца трубы!.. Трубы почти непрерывно взрывались. Приходилось заново перекладывать печь! Эксперименты быстро подтачивали и без того небольшое состояние химика. Несмотря на все трудности, Хэнней продолжал работать. Во время 63-го эксперимента в печь положили пять труб. Две из них скоро взорвались, спустя некоторое время - еще две. Но последняя труба выдержала длительный нагрев. После медленного охлаждения ее вскрыли, Хэнней принялся под микроскопом изучать содержимое. И вот блеснуло несколько маленьких прозрачных кристалликов. Это было чудо! Оказалось, что они царапали даже твердый сапфир. Неужели опыт удался?! Окрыленный долгожданным первым успехом, Хэнней провел еще 17 экспериментов. Только в двух из них трубы уцелели, и в них снова образовались мелкие прозрачные кристаллики. Несомненно, Хэнней продолжал бы эксперименты, но кончились деньги. Изучение полученных кристалликов показало, что они на 98% состоят из углерода, имеют плотность 3,5 и очень высокую твердость. Хэнней отбросил последние сомнения: получены искусственные алмазы! В феврале 1880 года в трудах Королевского общества была опубликована его статья с описанием экспериментов. Полученные алмазы он передал на независимое исследование хранителю минералов Британского музея естественной истории, профессору М.Стори-Мэксилайну. Тот подтвердил правильность выводов и опубликовал результаты своих исследований вместе с сообщением об экспериментах Хэннея в газете «Тайме». Научный мир воспринял сообщение Хэннея крайне скептически: по представлениям того времени алмазы не могли образовываться при столь низких давлениях и температурах, не удались и попытки повторить сложные эксперименты. Кое-кто счел Хэннея шарлатаном, но большинство, зная о его высокой научной добросовестности, решили, что он ошибся и принял желаемое за действительное. На несколько десятилетий об уникальных экспериментах... забыли. В 1943 году о них снова вспомнили при очень интересных обстоятельствах. Исследователи Ф.А. Баннистер и К. Лонсдейл, работая в Британском музее, увидели в минералогической коллекции экспозицию под названием «Алмазы Хэннея». Любопытства ради они провели рентгеновский анализ всех образцов. Результаты ошеломили: одиннадцать из двенадцати кристалликов оказались настоящими алмазами. Причем они относились к крайне редкой второй группе (ювелирные алмазы высокого качества). Кое-кто подозревал, что ради желания прославиться Хэнней раздробил на мелкие осколки редкий бриллиант. По те, кто знал его - а среди его близких друзей были такие известные химики, как Уильям Рамсей, - не допускали и малейших сомнений в честности Хэннея. Кроме того, сегодняшние знания о фазовых переходах углерода позволяют предположить, что в условиях эксперимента Хэннея возможно образование алмазов. Итак, вероятно, именно Джеймс Хэнней впервые получил искусственные алмазы, причем высшего, ювелирного качества. Понадобилось почти сто лет, чтобы повторно синтезировать искусственные алмазы высшего качества, способные конкурировать с природными ювелирными. Эта история наводит на недоуменные размышления: почему уникальный взлет человеческого гения и упорства остался в забвении, в то время как не менее (но и не более!) удивительные и ошеломляющие работы современников Хэннея, такие, как фонограф Т.Эдисона, радио А.С.Попова и т.п., были оценены по достоинству? В чем состояла ошибка Хэннея? Мог ли он избежать столь несчастной судьбы?.. Выходит, что недостаточно открыть свой талант и развивать творческие качества - они могут так и остаться «холостыми патронами». Необходимо умение безошибочно ориентироваться в сложном мире науки и техники, правильно прокладывать свой творческий путь. Встречаясь с ребятами в «Эврике», мы не раз задумывались, как важно все это знать школьникам, стоящим на пороге выбора жизненного пути. Такой опыт приходит в процессе многолетней творческой работы. Но у ребят-то его и нет! В связи с этим вспоминается откровенное и немного грустное признание знаменитого канадского биолога Ганса Селье: «Одно могу сказать с уверенностью: если бы в начале своей карьеры я знал все, до чего мне пришлось доходить методом проб и ошибок (боюсь в основном ошибок), это оказало бы мне громадную помощь». Перенестись бы на Машине Времени в прошлое, прожить там лет тридцать, а затем, умудренному жизненным опытом, вернуться в свое время и начать все сначала! Но Машины Времени у нас нет: ее изобретатель, великий писатель-фантаст Герберт Уэллс не раскрыл нам свои секреты. Можно ли обойтись без нее? Пусть Машину Времени заменит коллективный опыт выдающихся творческих личностей! Автор этой книги предлагает отправиться в это необычное «путешествие во времени» и попытаться совершить «невозможное» - открыть в себе талант. Впрочем, почему невозможное?! Именно - возможное! Читатель сможет убедиться в этом не только на примерах выдающихся творческих личностей, но и на, пока еще скромном, но подающем некоторые надежды, опыте своих сверстников. И если вы выберите путь творчества в науке и технике, - то автор с уверенностью берется утверждать, что впереди вас ждут встречи с удивительными людьми, интересная, яркая жизнь, насыщенная событиями и захватывающими приключениями - «приключениями мысли» по известному образному выражению. В творчестве нет места однообразию и скуке! Попытки самостоятельного решения нескольких творческих задач помогут вам получить представление о приключениях мысли - и не бойтесь начать, не огорчайтесь неудачами! |