Задание выполняется в тетради. Учащимся предстоит изобразить окружающий мир в виде цветовых пятен. Это дает возможность каждому проанализировать свое внутреннее состояние, выразить свое отношение к окружающему.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:" Я и мой мир"»
6 класс Самопознание Урок 17 Я и мир вокруг
Ценность : взаимосвязь человека и окружающего мира.
Качество: свое отношение к окружающему миру
Цель: углублять представление о взаимосвязи человека и окружающего мира.
Задачи:
– расширение знаний о понятии «окружающий мир»;
– развитие умения выражать свое отношение к окружающему миру;
– воспитание позитивного отношения к окружающему миру.
Ресурсы:аудиозапись лирической музыкальной композиции.
Позитивный настрой :
Концентрация на Свет. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. Далее свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Цитата урока
При обсуждении цитаты важно подчеркнуть, что ее содержание перекликается с основной идеей статьи В. Суслова о тесной связи человека с окружающими миром.
Мир – это зеркало, которое даёт каждому человеку отражение его собственного лица. Хмурьтесь на него – и он, в свою очередь, будет угрюмо смотреть на вас; смейтесь с ним – и он будет для вас весёлым и добрым товарищем.
Уильям Теккерей
Приведите примеры, подтверждающие мнение автора изречения.
Размышления учащихся над смыслом изречения и примерами, приведенными для подтверждения его, следует направить на понимание того, что состояние внутреннего мира человека влияет на восприятие им мира вокруг. Понимание этой связи позволит учащимся впоследствии выстроить твердое убеждение о том, что доброе сердце, светлый ум помогает человеку видеть окружающий мир в позитивном свете, быть оптимистичным даже в самые трудные минуты в жизни.
Беседа
Первые два вопроса ориентированы на выявление знаний учащихся об окружающем мире, уровне их понимании значения понятия «мир» и дают возможность систематизировать представления о «мире вокруг».
Актуализированные знания учащихся о мире вокруг следует связать с понятиями «мой мир», «Я в мире». С этой целью учащимся задаются следующие два вопроса (3,4). Для раскрытия взаимосвязи мира и человека учитель может задать учащимся дополнительные вопросы, не предусмотренные в учебнике. Обсуждение этих вопросов позволит учащимся сделать заключение о том, что человек, являясь частью мира, находится с ним во взаимосвязи, которая может иметь как положительные, так и отрицательные последствия и для мира, и для человека.
«Как вы понимаете утверждение: всё в мире связано друг с другом?». Обсуждение последнего шестого вопроса позволит учителю выявить отношение учащихся к миру. Обобщая различные точки зрения, учитель подводит к мысли о том, что знания каждого о мире с каждым годом углубляются, представления расширяются. Учащиеся должны осознать, что предмет самопознание позволяет познать мир вокруг через призму познания себя, своего места в этом мире.
Чтение
Учащиеся по очереди читают текст В.Суслова и отвечают на вопросы. Вопросы составлены с учетом использования при ответе личного опыта отвечающих.
Всё друг с другом связано
Валерий Суслов
Сначала это кажется так просто, что не о чем и говорить.
Но здесь ты сразу должен усвоить одну истину: все большие и серьёзные вещи всегда очень просты. И чем главнее вещь, тем она проще.
А если серьёзнее думать о ней, об этой простой вещи, то, чтобы по-настоящему понять её, может не хватить и всей жизни.
Так вот. Всё друг с другом связано. ВСЁ.
Связи эти самые различные.
Одни – очевидные, бросаются в глаза, прочные и непосредственные; другие – слабые, отдалённые и трудноуловимые.
Одним словом, связано друг с другом всё.
Тучи на небе и настроение твоей мамы.
Вчерашняя передача по телевизору и твоя двойка по географии.
Есть связи проще простого. Вроде последней. Ты вчера смотрел по телевизору интересную передачу и не выучил урок. Учительница спросила тебя – и вот в дневнике двойка.
Здесь, в этом случае, всё так просто, что и думать нечего.
А приходило ли тебе в голову, что ты связан со всеми людьми на Земле? Не только с близкими. Не только с ребятами в классе и с учителями.
Дом, в котором ты живёшь, строили люди, может быть, сотни людей.
Дорогу, по которой ты ходишь, строили другие люди.
Совсем другие люди шили твою одежду и обувь, делали твои книги и тетради, парту и стул. Через шариковую ручку в твоей руке ты связан с тысячами людей. Труд многих специалистов способствовал тому, чтобы получил ты этот привычный и столь необходимый предмет.
А те, кто строил машины, которые работают на рудниках и заводах? Кто помогал им, готовил инструменты, выдавал зарплату, подавал обед в столовой?..
Кассирша, которой ты заплатил за ручку, и продавщица, которая подала её тебе, это лишь двое из многих тысяч людей, так или иначе причастных к незаменимому школьному орудию труда.
Да, скажешь ты, к созданию моей ручки причастно много людей, но это ещё не все люди на Земле!
А если твой отец лесоруб и он свалил в лесу дерево? И его повезли в далёкий порт и погрузили на судно. И судно пройдёт многими морями и проливами, и матросы кораблей самых разных стран будут приветствовать его гудками при встрече, и радисты самых разных народностей будут предупреждать его об опасностях, и, наконец, судно придёт в порт назначения.
Люди этой страны привезут это дерево, которое свалил твой папа, на завод, распилят его и сделают из него шкаф, или кресло для самолёта, или ящик, в который упакуют разные товары – или персики, или детские игрушки, или микроскопы, - и отправят в другую страну.
Видишь, со сколькими людьми на Земле ты связан!
Но ты возразишь и скажешь: это тоже не все люди Земли!
А люди связаны друг с другом не только через вещи.
Есть связи другие. Более серьёзные и важные.
С ребятами в классе ты связан не только тем, что ваши фамилии стоят в одном журнале. С кем-то ты дружишь, кому-то просто симпатизируешь, а кого-то считаешь просто выскочкой и зазнайкой и стараешься не иметь с ним дела.
Видишь, я говорю о связях душевных. С кем ты и против кого? И против чего и за что?
Когда ты вырастешь, ты встанешь в ряды тех, кто трудится на благо нашей Родины. И кем бы ты ни стал – экономистом, инженером, журналистом, ты будешь с теми, кто делает наше общее дело. И будешь против тех, кто мешает работать.
Такие связи называются гражданскими, идейными. И тогда тебе нужно будет не только словом, но и делом доказать, во имя чего ты живёшь и трудишься.
Правда, честь, совесть, общее дело – вот что связывает, объединяет всех честных людей.
Но есть связи не только в пространстве, но и во времени. Ты, как и все люди, связан с Прошлым.
Мел, которым ты пишешь на доске, - это спрессованные до неузнаваемости ракушки, отложившиеся на дне древних океанов много миллионов лет назад. Так ты прикасаешься к далёкому Прошлому, и не через что-нибудь, а сам, своими собственными пальцами. Вытирая тряпкой пальцы, ты стираешь пыль, которой миллионы лет.
Ты живёшь в городе или деревне, в которой люди живут пятьдесят, сто, а может быть, и тысячу лет.
Многие книги, которые ты читаешь, написаны до того, как ты родился. Многие из них написали люди, которых уже нет. А их труд, их слово радуют тебя или заставляют грустить.
Ты связан с прошлым через своих родителей, бабушку и дедушку.
Твои предки осваивали пустыни, переплывали холодные моря, строили крепости в диких горах, превращали болота в плодоносные угодья.
В тебе течёт их кровь, по наследству они передавали тебе своё мужество, терпение, любовь к родной земле и стремление к правде.
Может быть, ты ещё не совсем понимаешь это, но со временем поймёшь и передашь своим детям.
Великие мудрецы говорили, что человек образованный отличается от человека дикого тем, что он знает и уважает своё прошлое. Вот почему – кем бы ты ни стал – тебе надо знать историю своего народа и историю человечества.
Так ты связан с Прошлым.
Но ты связан и с Будущим.
Ты посадил маленький прутик, и через сто лет он превратится в могучее тенистое дерево. И все будут любоваться им – потому что нельзя не любоваться деревьями, - и всем будет хорошо, и каждый невольно с благодарностью вспомнит того, кто посадил и сохранил дерево.
Ни один твой поступок, ни одно твоё слово не пропадут бесследно, как ничто бесследно не пропадает в Мире. Из всех поступков, мыслей и слов людей и вырастает Будущее.
Ты сделал хорошее дело, и цепочка хороших дел уходит в Будущее. Сделал плохое, и будет плохо. Ты чаще всего и не можешь предположить, как всё обернётся.
Ты помог кому-то, выручил человека из беды или просто сказал кому-то хорошее слово. Забыл про это – и правильно сделал, – а из этого, как большое дерево из маленького семечка, обязательно вырастет большое доброе дело.
Пройдёт несколько дней или много лет, и тот, кому ты помог, с кем ты был добр, вспомнит об этом, и ему будет тепло и радостно. Потому что ничто не может доставить человеку большей радости, чем дружеское участие или доброта.
И если этот человек не вспомнит о тебе, всё равно доброе чувство останется у него в душе и перейдёт к другим людям.
Вот как повернулся у нас разговор о том, что всё в мире связано друг с другом.
Обрати внимание – Друг с Другом. Значит, все должны быть друзьями.
А если Все со Всем Связано, то Всё влияет на Всё и Всё Зависит от Всего.
Так и в математической задачке. Если ты чего-то не учёл или просто забыл, значит, ты не решишь задачу. Но даже если ты всё помнишь, но не можешь найти правильных связей, сообразить, как это всё связано между собой, – ты не сможешь найти решение.
Так и в науке. Очень многое из того, чем занимаются учёные, – это поиски ненайденных связей, взаимоотношений. Нам намного легче и яснее станет жить, если мы будем знать, что и каким образом взаимосвязано друг с другом.
Так и в жизни. Не только ты, твоё настроение, твоя жизнь в большом и малом зависят от множества обстоятельств и явлений, но и ты – по этому Великому Закону – связан со всем и, следовательно, можешь воздействовать и воздействуешь на всё.
Какими примерами из жизни вы подтвердили бы мысль о взаимосвязи людей?
Что такое связь душевная?
Как вы понимаете смысл словосочетания «связь времен»?
Как вы ощущаете свою связь с прошлым и будущим?
Как отражаются поступки людей на их судьбе и судьбе окружающих?
Обсуждение данных вопросов позволит учащимся соотнести свой жизненный опыт, накопленные знания с новыми гранями взаимосвязи мира и человека, о которых говорит в своем рассказе В. Суслов. Возвращаясь при необходимости к отдельным фрагментам текста рассказа, перечитывая их, учитель направляет ход мыслей учащихся на осознание таких давно известных истин, как взаимосвязь времен, различного характера взаимосвязи людей, живущих в одном временном пространстве, а также взаимосвязь, взаимовлияние, взаимозависимость мыслей, действий людей и процессов в мире. При этом учитель обращает внимание на то, что, взаимодействуя с миром, человеку необходимо осознавать свою ответственность за происходящее, потому что мир становится лучше именно благодаря добрым поступкам человека по отношению к окружающему.
Творческая деятельность
После беседы, когда учащиеся полностью погрузились в тему урока, предлагается творческое задание.
Задание выполняется в тетради. Учащимся предстоит изобразить окружающий мир в виде цветовых пятен.Это дает возможность каждому проанализировать свое внутреннее состояние, выразить свое отношение к окружающему. Учителю рекомендуется организовать выставку работ учащихся и дать возможность высказаться о замысле цветовой композиции всем желающим.
Домашнее задание
Учащимся предлагается выполнить задание 2,представленное в тетради.
Изобразите вашу жизнь при помощи трех рисунков:
на первом рисунке отразите наиболее важные события вашего прошлого (например, вспомните, каким был ваш первый день в школе или как у вас появились новые друзья);
на втором – как вы себе представляете свою нынешнюю жизнь, какие радостные и печальные события вам приходится переживать в настоящее время;
на третьем – какие события вы хотели бы видеть в своей жизни в ближайшем будущем.
Групповое пение Дорога добра
Музыка: Минков М.
Слова: Энтин Ю.
Спроси у жизни строгой какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра,
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Но если с другом худо, не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь не детская игра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Минутка тишины
Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).