Конспект урока
по окружающему миру
Тема: «Урок заботы и любви»
Составила и провела:
Астахова О.С.
Цели урока:
- Способствовать воспитанию уважительного и заботливого отношения учащихся к родителям и другим членам семьи.
- Сформировать у учащихся представление о том, какую роль играют собаки в жизни человека. Сформулировать основные правила по уходу за собакой.
- Воспитание заботы и уважения к собакам.
Необходимые пособия к уроку:
- Фотографии с изображением собак разных пород.
- Таблички с названием профессий: кинолог, ветеринар, дрессировщик.
Методическое обеспечение:
- Раздаточный материал – информационно-развивающая брошюра.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит узнать очень много интересного и познавательного, но для начала давайте вспомним тему нашего предыдущего урока.
Учащиеся:
- Тема нашего предыдущего урока звучала следующим образом: «Забота о близких – наш долг».
Повторение изученного.
Учитель:
- Подумайте, к кому из близких людей мы должны проявлять заботу?
Ответы учащихся.
Учитель:
- В чём должна проявляться ваша забота по отношению к родителям, сёстрам, братьям, бабушкам и дедушкам, одноклассникам?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Совершенно с вами согласна. Сейчас я хотела бы обсудить с вами одну интересную ситуацию. Послушайте.
История без конца…
В этот день Машина мама, медсестра в районной больнице, пришла с работы уставшая. Нелегко дежурить в больнице, особенно ночью. За смену не присядешь: уколы, процедуры, перевязки. А то дежурство у Клавдии Николаевны особенно тяжёлым выдалось. Поэтому шла она с работы и мечтала поскорее до подушки добраться…
А дома… Какая там подушка! По всем стульям разбросаны Машины вещи, в раковине грязная посуда, по полу фантики от конфет валяются. Среди крошек на кухонном столе записка: «Пошла посмотреть мультики к Наташе. Маша».
И принялась Клавдия Николаевна за уборку квартиры: подметала, раскладывала, убирала… И только потом прилегла.
Маша в это время смотрела мультфильм «Ёжик в тумане». Сколько в нём было доброго, тонкого, таинственного! Замечательный фильм! Надо скорей рассказать о нём маме…
- Мама! – громко закричала она с порога, даже не вспомнив, что мама вернулась с ночной смены, после трудного и долгого дежурства. Клавдия Николаевна подняла голову с подушки, затем встала и подошла к окну.
- Какое я кино видела! – Маша, не разуваясь, прошла по свежевымытому полу и плюхнулась в кресло. – Там ёжик такой смешной! А медвежонок!
Клавдия Николаевна смотрела на весёлую и беспокойную дочку. Ныло сердце – от усталости, от обиды…
- Да ну тебя, мама!- обиделась вдруг Маша. – Тебе рассказываешь, а ты даже и не слышишь. Совсем тебя моя жизнь не интересует… (Л.Прунцова).
Учитель:
- Права ли Маша в данной ситуации? Объясните свою точку зрения.
- Какой совет можно дать Маше?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Будьте внимательны к своим близким! Помните! Заботливое и уважительное отношение человека, его доброта всегда приносят радость окружающим людям.
Сообщение темы урока.
Учитель:
- А сейчас самое время познакомить вас с темой сегодняшнего урока. Эта тема, безусловно, связанна с предыдущей темой, звучит она следующим образом: «Урок заботы и любви» и посвятим мы её «братьям нашим меньшим».
На доске записана тема урока.
Обсуждение темы урока.
Учитель:
- Все мы с вами знаем, кто такие собаки, и практически каждый день можем видеть их на улице или дома у тех, у кого они есть. Кто из вас расскажет нам о своём питомце?
Рассказы учащихся.
Учитель:
- Замечательно! Открою вам маленький секрет: изначально собаки были дикими животными, жили стаями, добывали себе пищу охотой, подобно волчьим стаям в сегодняшние дни. А вот домашними они стали позже. Теперь собаки живут в непосредственной близости с человеком и зависят от него. Человек их обеспечивает пищей, заботится о них, а собаки взамен дают бесконечную любовь и преданность.
- В наши дни планету населяет множество интересных и разнообразных пород собак. Посмотрите на доску.
На доску учитель вывешивает фотографии с изображением собак разных пород.
- Собаки каких пород здесь представлены?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Кто из вас, ребята, принёс рисунки с изображением своих питомцев?
Учитель помещает работы учащихся на доску.
Учитель:
- Собаки живут на всех континентах нашей планеты (кроме Антарктиды).
А почему же собаки не живут в Антарктиде?
Учащиеся:
- В Антарктиде нет людей, а значит, некому заботиться о «братьях наших меньших».
- В Антарктиде очень холодно, там всегда лежит снег и практически никто не живёт.
Учитель:
- Сейчас дежурные раздадут вам брошюры, из которых мы узнаем о том, какие профессии освоили наши четвероногие друзья, как за ними ухаживать и многое-многое другое.
Учащиеся получают брошюры.
Учитель:
-Помимо бесконечной преданности и любви собака выполняет много важных функции, даже, освоила различные профессии.
-Какие собачьи профессии вы знаете?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Да, правильно, собаки служат в армии, помогают спасателям в горах, на воде, в городе. Также есть собаки-поводыри, которые помогают людям-инвалидам – слепым или передвигающимся в инвалидном кресле.
- Собаки всегда с удовольствием помогают людям, и ждут от человека взаимной заботы, потому что многих вещей собаки не могут сделать сами и зависят от человека. А люди всегда в ответе за тех, кого приручили.
- Ребята, а вы бы хотели бы, чтобы ваши питомцы-любимцы были счастливы?
Учащиеся:
- Да.
Учитель:
- Назовите правила ухода за собакой. Подсказкой может поступить брошюра, которую вам раздали дежурные.
Ответы учащихся:
- После прогулки лапы собаки необходимо помыть тёплой водой.
- Нужно ухаживать за шерстью собак и расчёсывать их специальной щёткой.
- Обязательно нужно чистить ушки своему питомцу.
- Собаку необходимо выгуливать несколько раз в день и кормить в соответствии с режимом.
- Нужно обязательно заниматься с собакой, а именно, воспитывать и обучать её командам.
Учитель:
- Молодцы! А знаете ли вы, к какому врачу необходимо водить вашего питомца на прививки и в случае болезни?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Действительно, ветеринар. Это специалист поможет вашему питомцу в случае его болезни.
Табличку с названием профессии учитель помещает на доску.
- Знаете ли вы, ребята, кто такой «кинолог»?
Ответы учащихся.
Учитель:
- Кинолог – это профессия человека, который изучает породы собак и их поведение, сможет вам дать совет по поводу разведения, кормления и содержания вашего питомца.
Табличку с названием профессии учитель помещает на доску.
- Вспомните, как называется профессия человека, который обучает собаку различным командам?
Учащиеся:
- Дрессировщик.
Учитель:
- Верно. Дрессировщик научит вашего четвероногого друга выполнять команды, защищать в случае необходимости.
Табличку с названием профессии учитель помещает на доску.
Учитель:
- Знаете ли вы, сколько зубов у вашего питомца?
Ответы учащихся.
Учитель:
- У собаки – 42 зуба. Кстати, об этом и еще, о многом вы можете прочитать в брошюрке на странице 6 - 7. Обратите внимание, что на тот факт, что 1 год жизни собаки равен 7 годам жизни человека. В среднем собаки живут 10 -15 лет.
- Давайте решим задачу:
На сколько лет старше мальчика Колю его собака по кличке Том, если Коле 10 лет, а Тому 2 года?
Учащиеся решают задачу.
Учитель:
- Верно. Том старше Коли на 4 года. И ещё один интересный факт: собаки способны различать до 2 000 000 различных запахов, поэтому они часто помогают нам своим чутким обонянием.
Итог урока.
- Самое время пришло подвести итог нашей беседе.
-Что нового вы узнали сегодня о своих «четвероногих друзьях»?
Ответы учащихся.
-Беседуя с вами по данной теме, я убедилась, в том, что вы, действительно, многое знаете о своих питомцах, умеете заботиться о них, считаете их своими помощниками и друзьями. Молодцы!
Домашнее задание.
Учитель:
- В качестве домашнего задания, я предлагаю вам заполнить кроссворд, который вы найдёте на странице 10 в информационной брошюрке о собаках.
- А сейчас, посмотрим мультипликационный фильм, снятый по произведению Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».