kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "ПервоЛого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУСОШ №45

Учитель начальных классов: Сазонова Наталья Анатольевна

Пенза 2014г.

Конспект урока по окружающему миру «ПервоЛого».

Цели:

  • пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;
  • выделить отличительные черты в строении зубов травоядных и хищников;
  • сформировать положительную мотивацию к поиску дополнительной информации;
  • продолжать формировать основы экологической культуры.

Задачи:

  • развивать логическое мышление;
  • формировать умение делать выводы;
  • развивать память, речь.

Оборудование: плакат с названиями динозавров, презентация, персональные ПК «ПервоЛого»

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли, постараемся заглянуть в тот период жизни планеты, когда не было даже человека. Вы стали Маленькими принцами, говорили о том, что будете охранять природу, животных, которые живут на Земле,
но ведь чтобы охранять природу, Землю, нужно знать историю планеты, животных, которые на ней жили, и некоторые из них почему-то исчезли. Почему?

2.Постановка темы и целей урока.

Помните, мы говорили о том, что Маленький принц всегда спрашивал взрослых о том, что ему было непонятно. Какие у вас возникли вопросы, когда вы готовились к уроку, рассматривали выставку?

  • Кто такие динозавры?
  • Когда жили динозавры?
  • Чем питались?
  • Как мы узнали о динозаврах?
  • Где жили динозавры?
  • Как они выглядели?
  • Почему исчезли?
  • Почему у динозавров такие трудные названия?
  • Зачем рядом с динозаврами книга с изображением черепахи?

Итак, тема нашего урока “Когда жили динозавры?”

3.Работа по теме урока.

Чтобы ответить на эти вопросы, мне понадобится ваша помощь.
Вы должны внимательно слушать, чтобы нам разгадать загадку исчезновения динозавров.

  • Итак, давайте разбираться. Что означает слово “динозавр”?
    (Сообщение ученика. Слово “динозавр” обозначает “ужасный ящер”. При раскопках ученые были потрясены, когда обнаружили огромные кости этих животных. Однако потом оказалось, что не все динозавры огромны, есть и динозавры размером с лошадь и даже с кошку.)
  • Посмотрите на доску:

прошлое настоящее будущее

  • Что такое прошлое? (Это то, что было давно).
  • Что такое настоящее? (Это то, что происходит сейчас).
  • Что такое будущее? (Это то, что будет происходить).
  • Как вы думаете, ребята, когда жили динозавры? (Динозавры жили в прошлом, когда не было человека). Учитель прикрепляет фигурку динозавра туда, где написано “прошлое”.
  • А как же мы узнали о динозаврах, если тогда еще не было человека?
  • То, что было давно, ученые изучают с помощью документов и различных сохранившихся предметов. В Земле сохранились останки динозавров: кости, зубы, иногда даже целые скелеты (учитель демонстрирует скелет динозавра). По скелету ученые могут
    восстановить облик животного и даже сказать, чем оно питалось.
    Существуют палеонтологические музеи, в которых хранятся и отдельные кости, окаменевшие зубы и даже следы животных, оставленные на поверхности грязи или глины, а потом окаменевшие.
  • Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные?
    (Животные могут питаться травой и мясом).
  • Динозавров, которые питались травой, называют травоядными.
    Кроме этих мирных гигантов были динозавры-хищники, питавшиеся мясом.

На доску вывешивается таблица:

          Динозавры
хищники травоядные

  • Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи, особенно травоядные, так как в растительной пище содержится меньше питательных веществ. Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.
  • Откройте презентацию на персональных ПК, рассмотрите динозавров. Кто из них хищник, кто - травоядный. (Слева - травоядный динозавр, а справа - хищник).
  • Снизу  вы видите компсогнатов, они были размером с кошку. Компсогнат был хищником, и его боялись многие животные. Объединившись в стаю, эти животные могли представлять угрозу и для более крупного животного, чем они сами. Передвигались компсогнаты на задних лапах, а передние служили для нападения. Основной источник питания для них - это объедки, оставленные более крупными хищниками. Они буквально шли по пятам за крупными хищниками и ждали, когда те расправятся со своей жертвой.
  • Рассмотрите рисунок в верхней части. А теперь немного пофантазируйте и представьте, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра. Так вот, всего лишь по одному зубу можно определить, принадлежал ли динозавр к хищникам или к травоядным.
  • Как вы думаете, какие зубы у травоядного, а какие у хищника? (Длинные острые зубы принадлежат хищникам, им нужно было схватить, удержать, а потом рвать свою жертву. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру.)
  • У вас на рабочем столе  находятся  изображения динозавров. Рассмотрите внимательно и распределите их на две группы, в зависимости от того, чем динозавры питались.
  • Ребята, давайте прочитаем названия динозавров по таблице (таблица с изображениями динозавров висит на доске).
    Почему у них такие трудные названия?
  • Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Например, овираптор. Ови—яйца, раптор—вор, этот динозавр питался яйцами других динозавров.
    (Учитель показывает овираптора на рисунке). У этого динозавра даже не было зубов. Передними лапками он выхватывал несколько яиц из гнезда и бросался наутек, чтобы где - нибудь в укромном месте съесть свою добычу. Бегал он на двух задних лапах, а
    передние были специально приспособлены, чтобы хватать и удерживать крупные яйца.

Трицератопс (учитель показывает динозавра на интерактивной доске). Три - три, це - рог, то есть трехрогий. У этого динозавра было три рога, два на лбу, а третий на носу. Рога ему помогали обороняться с врагов. На затылке у него был своеобразный костный воротник, который защищал шею от острых зубов хищников. Аллозавр - “странный ящер”. Этот динозавр был одним из самых прожорливых хищников. Даже у только что родившихся детенышей были острые зубы. Едва вылупившись из яйца, они начинали охотиться за насекомыми. В одном месте в США было найдено около 50 скелетов аллозавров. В этом месте находилось болото, куда провалился брахиозавр. Целая стая кинулась за легкой добычей. Болото затягивало одного за другим.

  • О самом ужасном динозавре-хищнике нам расскажет ...
    (Сообщение ученика о тираннозавре).
  • Рассмотрите таблицу и сделайте вывод, как передвигались хищники и травоядные? (Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех ногах).
  • Почему же рядом с динозаврами черепаха? Об это нам расскажи сама мудрая черепаха. (работа с интерактивной доской)
  • Почему исчезли динозавры? Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромные метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли (учитель демонстрирует слайд).
  • Сначала исчезла растительность. А если нет растений, значит, нет пищи для травоядных (учитель убирает травоядного динозавра). Чем же питаться хищникам? Исчезают динозавры-хищники (учитель убирает хищника, на доске плакат с изображением безжизненной пустыни).
  • В древние времена это произошло не по вине человека. А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том, что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать
    каждый из вас, чтобы наша Земля не погибла, чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? (Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор).

Рефлексия.

  • Что нового узнали сегодня на уроке? Хотите узнать больше о динозаврах? Откуда мы можем узнать? Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь есть и детские энциклопедии и книги из серии “Хочу все знать”. В этих книгах вы найдете ответы на все вопросы.

4. Закрепление изученного.

  • А теперь давайте проверим, как вы внимательно сегодня слушали на уроке. Возьмите пульты(система голосования). Если услышите правильное утверждение, то сигналите  «А», если неправильное – «В».
  • Динозавры жили в прошлом.
  • Во времена динозавров на Земле не было людей.
  • Все динозавры были огромными.
  • Животных, которые питаются растениями, называют хищникам.
  • У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.
  • Хищники охотились на травоядных.
  • На доске записаны слова, но некоторые слоги заменены схемой, Вам нужно с помощью моей подсказки правильно прочитать слов а(работа с интерактивной доской)

.. нозавры

.. зей

че..паха

уче..й

  • Животные, которые жили в далеком прошлом? (Динозавры).
  • Учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой чего-либо интересного? (Музей)
  • Древний вид животных, которые за много лет мало изменились? (Черепаха).
  • Человек, много знающий в области какой-либо науки? (Ученый).
  • Откройте рабочие тетради. Вам нужно по точкам нарисовать динозавров. Справа - тираннозавр, слева - стегозавр. Что мы сегодня узнали о тираннозавре? Посмотрите на стегозавра (учитель показывает картинку с изображением стегозавра). По всей спине у него росли большие пластины, а на хвосте было четыре острых шипа. Пластины нужны были для того, чтобы накапливать энергию - днем они нагревались, а ночью динозавры могли воспользоваться накопленной энергией. А зачем ему нужны были острые шипы на хвосте? (С помощью острых шипов он защищался от хищников).

5. Итог урока.

  • А теперь давайте  изобразим мир динозавров (работа с персональными ПК « ПервоЛого» Каждый из вас получит либо тираннозавра, либо брахиозавра, либо паразауролофа, с большим наростом на голове для того, чтобы издавать звуки, похожие на звук трубы. Урок окончен. Вы сегодня все хорошо потрудились .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "ПервоЛого" »



МБОУСОШ №45

Учитель начальных классов: Сазонова Наталья Анатольевна

Пенза 2014г.

Конспект урока по окружающему миру «ПервоЛого».

Цели:

  • пополнить знания учащихся об эпохе динозавров;

  • выделить отличительные черты в строении зубов травоядных и хищников;

  • сформировать положительную мотивацию к поиску дополнительной информации;

  • продолжать формировать основы экологической культуры.

Задачи:

  • развивать логическое мышление;

  • формировать умение делать выводы;

  • развивать память, речь.

Оборудование: плакат с названиями динозавров, презентация, персональные ПК «ПервоЛого»

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли, постараемся заглянуть в тот период жизни планеты, когда не было даже человека. Вы стали Маленькими принцами, говорили о том, что будете охранять природу, животных, которые живут на Земле,
но ведь чтобы охранять природу, Землю, нужно знать историю планеты, животных, которые на ней жили, и некоторые из них почему-то исчезли. Почему?

2.Постановка темы и целей урока.

Помните, мы говорили о том, что Маленький принц всегда спрашивал взрослых о том, что ему было непонятно. Какие у вас возникли вопросы, когда вы готовились к уроку, рассматривали выставку?

  • Кто такие динозавры?

  • Когда жили динозавры?

  • Чем питались?

  • Как мы узнали о динозаврах?

  • Где жили динозавры?

  • Как они выглядели?

  • Почему исчезли?

  • Почему у динозавров такие трудные названия?

  • Зачем рядом с динозаврами книга с изображением черепахи?

Итак, тема нашего урока “Когда жили динозавры?”

3.Работа по теме урока.

Чтобы ответить на эти вопросы, мне понадобится ваша помощь.
Вы должны внимательно слушать, чтобы нам разгадать загадку исчезновения динозавров.

  • Итак, давайте разбираться. Что означает слово “динозавр”?
    (Сообщение ученика. Слово “динозавр” обозначает “ужасный ящер”. При раскопках ученые были потрясены, когда обнаружили огромные кости этих животных. Однако потом оказалось, что не все динозавры огромны, есть и динозавры размером с лошадь и даже с кошку.)

  • Посмотрите на доску:

прошлое настоящее будущее

  • Что такое прошлое? (Это то, что было давно).

  • Что такое настоящее? (Это то, что происходит сейчас).

  • Что такое будущее? (Это то, что будет происходить).

  • Как вы думаете, ребята, когда жили динозавры? (Динозавры жили в прошлом, когда не было человека). Учитель прикрепляет фигурку динозавра туда, где написано “прошлое”.

  • А как же мы узнали о динозаврах, если тогда еще не было человека?

  • То, что было давно, ученые изучают с помощью документов и различных сохранившихся предметов. В Земле сохранились останки динозавров: кости, зубы, иногда даже целые скелеты (учитель демонстрирует скелет динозавра). По скелету ученые могут
    восстановить облик животного и даже сказать, чем оно питалось.
    Существуют палеонтологические музеи, в которых хранятся и отдельные кости, окаменевшие зубы и даже следы животных, оставленные на поверхности грязи или глины, а потом окаменевшие.

  • Чем питались динозавры? Чем могут питаться животные?
    (Животные могут питаться травой и мясом).

  • Динозавров, которые питались травой, называют травоядными.
    Кроме этих мирных гигантов были динозавры-хищники, питавшиеся мясом.

На доску вывешивается таблица:

          Динозавры
хищники травоядные

  • Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи, особенно травоядные, так как в растительной пище содержится меньше питательных веществ. Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.

  • Откройте презентацию на персональных ПК, рассмотрите динозавров. Кто из них хищник, кто - травоядный. (Слева - травоядный динозавр, а справа - хищник).

  • Снизу вы видите компсогнатов, они были размером с кошку. Компсогнат был хищником, и его боялись многие животные. Объединившись в стаю, эти животные могли представлять угрозу и для более крупного животного, чем они сами. Передвигались компсогнаты на задних лапах, а передние служили для нападения. Основной источник питания для них - это объедки, оставленные более крупными хищниками. Они буквально шли по пятам за крупными хищниками и ждали, когда те расправятся со своей жертвой.

  • Рассмотрите рисунок в верхней части. А теперь немного пофантазируйте и представьте, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра. Так вот, всего лишь по одному зубу можно определить, принадлежал ли динозавр к хищникам или к травоядным.

  • Как вы думаете, какие зубы у травоядного, а какие у хищника? (Длинные острые зубы принадлежат хищникам, им нужно было схватить, удержать, а потом рвать свою жертву. Мелкие плоские зубы принадлежат травоядному динозавру.)

  • У вас на рабочем столе находятся изображения динозавров. Рассмотрите внимательно и распределите их на две группы, в зависимости от того, чем динозавры питались.

  • Ребята, давайте прочитаем названия динозавров по таблице (таблица с изображениями динозавров висит на доске).
    Почему у них такие трудные названия?

  • Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Например, овираптор. Ови—яйца, раптор—вор, этот динозавр питался яйцами других динозавров.
    (Учитель показывает овираптора на рисунке). У этого динозавра даже не было зубов. Передними лапками он выхватывал несколько яиц из гнезда и бросался наутек, чтобы где - нибудь в укромном месте съесть свою добычу. Бегал он на двух задних лапах, а
    передние были специально приспособлены, чтобы хватать и удерживать крупные яйца.

Трицератопс (учитель показывает динозавра на интерактивной доске). Три - три, це - рог, то есть трехрогий. У этого динозавра было три рога, два на лбу, а третий на носу. Рога ему помогали обороняться с врагов. На затылке у него был своеобразный костный воротник, который защищал шею от острых зубов хищников. Аллозавр - “странный ящер”. Этот динозавр был одним из самых прожорливых хищников. Даже у только что родившихся детенышей были острые зубы. Едва вылупившись из яйца, они начинали охотиться за насекомыми. В одном месте в США было найдено около 50 скелетов аллозавров. В этом месте находилось болото, куда провалился брахиозавр. Целая стая кинулась за легкой добычей. Болото затягивало одного за другим.

  • О самом ужасном динозавре-хищнике нам расскажет ...
    (Сообщение ученика о тираннозавре).

  • Рассмотрите таблицу и сделайте вывод, как передвигались хищники и травоядные? (Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех ногах).

  • Почему же рядом с динозаврами черепаха? Об это нам расскажи сама мудрая черепаха. (работа с интерактивной доской)

  • Почему исчезли динозавры? Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромные метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли (учитель демонстрирует слайд).

  • Сначала исчезла растительность. А если нет растений, значит, нет пищи для травоядных (учитель убирает травоядного динозавра). Чем же питаться хищникам? Исчезают динозавры-хищники (учитель убирает хищника, на доске плакат с изображением безжизненной пустыни).

  • В древние времена это произошло не по вине человека. А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том, что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать
    каждый из вас, чтобы наша Земля не погибла, чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? (Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор).

Рефлексия.

  • Что нового узнали сегодня на уроке? Хотите узнать больше о динозаврах? Откуда мы можем узнать? Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь есть и детские энциклопедии и книги из серии “Хочу все знать”. В этих книгах вы найдете ответы на все вопросы.

4. Закрепление изученного.

  • А теперь давайте проверим, как вы внимательно сегодня слушали на уроке. Возьмите пульты(система голосования). Если услышите правильное утверждение, то сигналите «А», если неправильное – «В».

  • Динозавры жили в прошлом.

  • Во времена динозавров на Земле не было людей.

  • Все динозавры были огромными.

  • Животных, которые питаются растениями, называют хищникам.

  • У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.

  • Хищники охотились на травоядных.

  • На доске записаны слова, но некоторые слоги заменены схемой, Вам нужно с помощью моей подсказки правильно прочитать слов а(работа с интерактивной доской)

.. нозавры

.. зей

че..паха

уче..й

  • Животные, которые жили в далеком прошлом? (Динозавры).

  • Учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой чего-либо интересного? (Музей)

  • Древний вид животных, которые за много лет мало изменились? (Черепаха).

  • Человек, много знающий в области какой-либо науки? (Ученый).

  • Откройте рабочие тетради. Вам нужно по точкам нарисовать динозавров. Справа - тираннозавр, слева - стегозавр. Что мы сегодня узнали о тираннозавре? Посмотрите на стегозавра (учитель показывает картинку с изображением стегозавра). По всей спине у него росли большие пластины, а на хвосте было четыре острых шипа. Пластины нужны были для того, чтобы накапливать энергию - днем они нагревались, а ночью динозавры могли воспользоваться накопленной энергией. А зачем ему нужны были острые шипы на хвосте? (С помощью острых шипов он защищался от хищников).

5. Итог урока.

  • А теперь давайте изобразим мир динозавров (работа с персональными ПК « ПервоЛого» Каждый из вас получит либо тираннозавра, либо брахиозавра, либо паразауролофа, с большим наростом на голове для того, чтобы издавать звуки, похожие на звук трубы. Урок окончен. Вы сегодня все хорошо потрудились .











Открытый урок по окружающему миру

на тему:

«Когда жили динозавры?»









Учителя начальных классов

Дулгер С. И.









Москва

2008-2009 уч. год


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру "ПервоЛого"

Автор: Сазонова Наталья Анатольевна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства