Урок самопознания в 3 классе по теме "Доброжелательность". Это первый урок по данной теме. Ценность, которая соответствует этому уроку - истина. Качества - щедрость, доброжелательность. Задачи урока: раскрыть понятие "доброжелательный человек". Учить детей делать людям приятное, доброе. Урок начинается с позитивного настроя под лирическую музыку. ПОставив цифры в порядке возрастания, дети находят слово, о котором будем говорить на уроке. Раскрываем понятие слова "добро" и подбираем к нему однокоренные слова.Переходим к цитате урока: "доброе намерение - половина счастья". И после этого переходим к чтению притчи по учебнику А. Лопатиной и М. Скребцовой "Великан помог". Разбирая главную мысль этого рассказа, дети подходят к теме урока - что такое "доброжелательность". А так как волшебные, добрые слова помогают открыть многие двери, мы их вспомним. Просмотр мультфильма помогает понять, что делать людям добро можно просто так. и от этого человеку может быть хорошо. ДЛя большего усвоения темы и расширения кругозора использовалась игра "Собери пословицы". В творческой работе ребятам нужно составить добрую полянку. Во время работы проявляется умение работать дружно и слаженно. Для группового пения я выбрала песню "Дорога добра" (Слова Ю. Энтина, музыка М.Минкова). В песне опять говорится о доброте, что опять соответствует теме и цели урока. И заканчивается урок минуткой тишины "Волшебный цветок добра". Люди должны дарить друг другу тепло и добро, которое будет приносить всем радость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать чуткое и доброжелательное отношение учащихся к себе и другим.
Ресурсы: плакат с цитатой урока, видеозапись мультфильма «Просто так», мяч, аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.
Ход урока:
Орг. момент.
Позитивный настрой: Наедине с собой.
Сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно загляните в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся чудесный сад вашей души. Побродите по этому саду. Может быть вы увидите дерево, покрытое красными, жёлтыми, оранжевыми листочками. Это дерево доверия и уважения.Между деревьями струится ручеёк щедрости и доброжелательности. Полюбуйтесь растущими цветами любви и добра. Прислушайтесь, как поёт птица счастья. Мне бы хотелось, чтобы в вашем саду всегда светило яркое солнце, пели птицы и ваши сердца были наполнены щедростью, а ваши поступки были направлены на добрые дела. Откройте глаза. -Что вы почувствовали? Какое желание у вас появилось?
Основной этап урока - 32 минуты.
Отгадайте тему урока. Поставить цифры в порядке возрастания. (доброта)
- Доброта... Добро... Что же это такое? Как вы думаете?
Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, мы обратимся к группе «исследователей».
Они провели мини-исследование по теме: «Что такое доброта?»
1 ученица :Что такое доброта? В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» - это «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.
2 ученик. Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».
3 ученик. Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Как вы думаете, чтобы произошло бы с миром, если бы не было доброты?
У слова доброта есть много родственных слов. Назовите их.
добросердечный - это ласковый человек с добрым сердцем
добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.
• Объявление темы урока: доброжелательность.
Что такое доброжелательность?
Доброжелательность - природное свойство человека. Оно означает «желать добра».
Какого человека можно назвать доброжелательным?
Доброжелательность как качество личности – это открытость характера и готовность поделиться всем.
Доброжелательность – такое чувство теплое,
Оно и снег способно растопить.
И если к людям вы доброжелательны,
То как тепло на свете вместе жить.
Цитата урока: Доброе намерение - половина счастья. Народная мудрость
Как вы это понимаете?
Притча. А. Лопатина, M. Скребцова «Почему великан помог»?
Почему великан замахнулся на крестьян камнем?
Почему все-таки помог убрать глыбу с дороги?
Каким качеством обладает девочка?
Доброжелательность проявляется в улыбке, добрых словах, дружеском участии.
Как вы понимаете слова мамы, что доброе слово и железные ворота открывает?
Итог. Добрые слова неслучайно называют волшебными - в них заключена огромная сила.
Предлагаю поиграть ивспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, мы говорим... (простите, пожалуйста)
И в России и в Казахстане на прощание говорят... (до свидания)
Просмотр фрагмента мультфильма «Просто так!»
Отчего менялось настроение у героев мультфильма?
Почему мультфильм называется «Просто так»?
Как можно дарить радость и доброту другим?
Итог. Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
Разминка. Сейчас я возьму у вас интервью - «Кто самый добрый» -Часто в жизни случаются ситуации, когда другим необходима ваша доброта и отзывчивость. Представьте себе, что наступил такой момент. Вам нужно будет принять решение в той или иной ситуации. 1Услышали плач ребёнка во дворе.... 2.Вы видите мальчика, который бросает камни в птицу... 3.Вашего товарища обидели... 4.Дети залезли на дерево и безжалостно ломают ветки... 5.Вы увидели собачку с раненной лапкой... Вывод: Доброжелательность –это способность помогать другим.
Упражнение «Собери пословицу»
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте. Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них. У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл 1 пословицы.
- За добрые дела добром платят.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- На добрый привет, добрый ответ.
- Добрые слова дороже богатства.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
Итог. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
Разминка. Доброжелательный человек обладает определенными качествами. Давайте выберем их. (Игра на внимание, да – хлопок, нет - присели)
Добрые люди своей добротой освещают всё вокруг подобно солнышку.Не случайно, народная мудрость гласит: Доброта, что солнце. Мы сейчас с вами сделаем добрую поляну.
1-2 команданаклеит на лучах солнца только добрые качества.
Мир, любовь, надежда, любезность, истина, доброта, верность, вежливость, зависть, ложь, ссора, обида, радость, улыбка, ревность, эгоизм, тепло, аккуратный доброжелательный вежливый грубый неучтивый умеет прощать обидычуткий отзывчивый помогает в беде часто ссорится вспыльчивый скромныйобщительный ласковый веселый счастливый наглый внимательный жадный крикливый
3 – 4 команда - сделает цветочную поляну и придумает ей название.
(«Мир похож на цветной луг», «Добро, Любовь, Семья», «Как прекрасен этот мир». Посередине крепится солнышко).(В каждой группе: ватман, клей, детали аппликации из цветной бумаги: дом деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки, птиц, зверей. Каждый ребёнок наклеивает свою деталь, получается аппликация).
Посмотрите, как засияла добротой и радостью чудесная полянка.
Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
(делать добро очень приятно и радостно).
Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил:
Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.
1 у-к. Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
2 у-к Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
3 у-к. Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
Давайте попробуем вывести правила доброжелательного поведения.
если кому-то нужна помощь, то помоги чем можешь;
товарища надо выручать;
прежде чем что-то делать, посмотри, не мешаешь ли ты другому;
если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему, посоветуй, расскажи, вместе будет интересней;
не обижай младших, защищай слабых;
никогда не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
Дети, сядьте удобно и представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас. От него исходит удивительный запах и приятнаямузыка. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка в свое сердце.Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете,как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как хорошо и радостно становится вашей душе...Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел.
Вы должны вырастинастоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать
добро – это здорово.А теперь откройте глаза. Я дарю вам тоже цветок добра, чтобы вы помнили об этом разговоре и приносили людям радость.
Не забывайте подарить добро. Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство. Вернется к вам по кругу.
Хоровое пение.
Звучит фонограмма песни «Дорога Добра» (сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова.)