kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по биологии 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект – урока: «Пищеварение в кишечнике.»

Биология 8 класс

Учитель биологии:

Иванищев Константин Владимирович

 

Цель: раскрыть строение и функционирование тонкого и толстого кишечника, выяснить роль печени.

Задачи:

1)      образовательные: формирование знаний о внутреннем строении тонкого и толстого кишечника, их значении; функции печени;

2)      развивающие: умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное;

3)      воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

 

Оборудование: таблица «Строение органов пищеварения», рельефная таблица «Строение ворсинки»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по биологии 8 класс »


Конспект – урока: «Пищеварение в кишечнике.»

Биология 8 класс

Учитель биологии:

Иванищев Константин Владимирович

 

Цель: раскрыть строение и функционирование тонкого и толстого кишечника, выяснить роль печени.

Задачи:

1)      образовательные: формирование знаний о внутреннем строении тонкого и толстого кишечника, их значении; функции печени;

2)      развивающие: умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное;

3)      воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.

 

Оборудование: таблица «Строение органов пищеварения», рельефная таблица «Строение ворсинки»

План урока:

  1. контроль знаний

  2. новая тема

   строение и функции тонкого кишечника

      строение и функции толстого кишечника

      печень

  1. закрепление

ход урока:

Контроль знаний

 

?       нарисовать и рассказать схему действия ферментов.

?       рассказать особенности строения и функционирования желудка.

?       Особенности ферментов (письменный вопрос для всего класса)

 



Новая тема.

 

Из двенадцатиперстной кишки пища небольшими порциями попадает в тонкий кишечник. В тонком кишечнике происходит пищеварение. Слизистая кишечника имеет многочисленные складки, ворсинки и микроворсинки. Пища передвигается и перемешивается при помощи перистальтики.

Перистальтика – последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки, вызывающие перемещение пищевой массы.

Поверхность пищеварения и всасывания очень велика. Площадь эпителия ворсинок сравнима с теннисным кортом! Делаем Рисунок строение ворсинки. В ворсинки входят нервы, кровеносные сосуды – капилляры, лимфатические капилляры. Продукты расщепления глюкоза и аминокислоты всасываются в капилляры кровеносной системы, глицерин и жирные кислоты в эпителий ворсинок, там превращаются в жировые вещества и поступают в лимфатические капилляры. Глюкоза и аминокислоты идут к печени. Ворсинки выполняют и защитную роль: препятствуют проникновению в кровь и лимфу микроорганизмов, обитающих в кишечнике.

Из тонкой кишки не переварившиеся остатки пищи поступают в толстый кишечник и проходят по нему в течение 12 часов. За это время через слизистую оболочку кишечника, которая не имеет ворсинок, в кровь всасывается большая часть воды. Здесь синтезируется витамин К и В12.

Железы толстого кишечника вырабатывают сок, содержащий мало ферментов, но много слизи, которая облегчает продвижение и выведение не переваренных остатков пищи.

В толстой кишке много бактерий. Они необходимы для нормального пищеварения. Сформировавшиеся в толстой кишке каловые массы попадают в прямую кишку, а оттуда удаляются наружу.

Место перехода тонкой кишки в толстую является началом слепой кишки. От нее отходит червеобразный отросток – аппендикс. Воспаление аппендикса – аппендицит.

Ребята, отгадайте загадку!

В организме печка есть,

На нее не лечь, ни сесть,

Ни испечь в ней каравай,

Что за орган – отгадай!

 

Да, правильно -  это печень.

А почему печень называют самым горячим органом?

Ни одна капля крови от пищевых органов не попадает к сердцу, не пройдя через печень. За 1 минуту через печень протекает 1,5 л крови, а в сутки – до 2 тыс. л.

Печень расположена в брюшной полости, справа, под диафрагмой. Ребята, давайте найдем ее у себя. В печень входят печеночная вена и воротная вена печени, по которой в печень поступает вся кровь от кишечника. Вредные и ядовитые вещества, всосавшиеся в кровь из кишечника обезвреживаются. В печени вырабатывается желчь, которая выполняет несколько функций:

  1. эмульгирует жиры

  2. стимулирует поджелудочную железу

  3. имеет бактериостатическое действие – защищает от микробов.

В тетрадь под запись.

Отдел пищеварительной системы

Строение

Значение

Тонкий кишечник

Имеются складки и ворсинки. В ворсинки входят нервы, кровеносные и лимфатические капилляры. Здесь происходит пищеварение: полостное и мембранное (пристеночное) и всасывание.

Пища продвигается за счет перистальтики.

Окончательное расщепление питательных веществ: ж, б, у.

Толстый кишечник

Ворсинки отсутствуют. Форма отдела в виде буквы П. кишечный сок беден ферментами, имеется слизь. Обитают множество бактерий.

 

Всасывание воды (4л/с)

Разрушение клетчатки,

Гниение белка,

Синтез витаминов К и В12

Формирование каловых масс

Прямая кишка

Короткий участок. На конце круговые мышцы - сфинктер

Процесс дефекации или опорожнения. Регулируется рефлекторно

 

Аппендикс

Небольшой червеобразный отросток слепой кишки. Место обитания бактерий

Защита организма (иммунный ответ)

Поддержание микрофлоры толстого кишечника

Функции печени:

1. барьерная – обезвреживание вредных и ядовитых веществ.

2. запасающая – перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген.

3. синтез аминокислот.

4. депо крови – здесь разрушаются клетки крови (гемоглобин)

 

Вопросы: 1. каково значение желчи печени?

2. как вещества всасываются в ворсинках тонкого кишечника?

3. что такое сфинктер?

4. почему пища продвигается только в одном направлении, даже если стоять вверх ногами? А когда бывает наоборот?

 

Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Никто еще не оспорил Сократа. Действительно, пища нужна человеку для поддержания жизненных сил и энергии, а не для наслаждения. Поэтому умеренность в еде, разумный режим обеспечат слаженную работу жкт, хорошее усвоение пищи и, как следствие – отличное самочувствие.

 

Домашнее задание:  параграф учебника, записи в тетради – таблица.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект открытого урока по биологии 8 класс

Автор: Иванищев Константин Владимирович

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 168649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект открытого урока по биологии в 7 классе по теме:  «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ» "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-khriashchievyie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "191229"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427285703"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект открытого урока по биологии в5 классе (ФГОС) на тему "Мхи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-biologhii-v5-klassie-fgos-na-tiemu-mkhi"
    ["file_id"] => string(6) "199219"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428536889"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока биологии  "Неклеточные формы жизни. Вирусы""
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologhii-nieklietochnyie-formy-zhizni-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "258706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448552780"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Открытый урок. Биология. 6 класс. Тема: "Испарение воды растениями. Листопад" "
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytyi-urok-biologhiia-6-klass-tiema-isparieniie-vody-rastieniiami-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "174016"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424080209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "План-конспект открытого урока "
    ["seo_title"] => string(33) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "175197"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424249220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства