kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

К. Г. Паустовский "Теплый хлеб".

«Тёплый хлеб» Паустовский написал в 1954 году, и первым изданием, опубликовавшим это произведение, стал популярный детский журнал «Мурзилка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

Читаем сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

— Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали?

В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и изза этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение. (Заметим, здесь могут быть и другие варианты ответа. Это упражнение отрабатывает умение употреблять союзы и обороты.)

— Понравилась ли сказка? Как вы относитесь к её героям?

Сказка интересная. Герои необычные. Очень понравились мельник Панкрат, конь, друзья Фильки. А Филька сначала не понравился, потом мы увидели, каким он может быть.

— К выбору названия для своих произведений писатели подходят серьёзно: ведь оно должно отражать основную мысль книги. Мы попытаемся понять, почему К.Г. Паустовский назвал сказку «Тёплый хлеб». Для этого побеседуем о ней подробнее. Кого бы вы назвали главными героями сказки?

Фильку, коня, мельника Панкрата.

— В какое время в деревне появился конь?

Писатель показывает трудное военное время. Жить было тяжело, есть было нечего, давно не работала мельница. И вот в этото время и появился в деревне конь. Был он ранен немецким снарядом, командир решил оставить его в деревне. Мельник Панкрат приютил раненого, да и жители помогали коню, чем могли, называя его общественным. Конь был благородным животным: после того как его вылечил мельник, он не бездельничал, а стал помогать делать плотину.

— Почему Фильку прозвали “Ну тебя”?

Филька жил в деревне со своей бабушкой. Автор говорит о нём: “Молчаливый, недоверчивый. Он был равнодушен и к людям, и к играм — ко всему, что его окружало”. На многие предложения он отвечал: “Да ну тебя!”. Потому­то его и прозвали так. К тому же ещё Филька был ленивым (он “нехотя встал”, когда к нему пришёл конь).

— Как же Филька встретил коня?

К коню Филька отнёсся так же, как и ко всему: холодно и равнодушно. Мальчик обозвал коня, ударил его по губам, а хлеб, к которому тот потянулся, забросил далеко в снег. Филька не подумал, что коню нужна помощь, поддержка, что без людей он не проживёт.

Виноват Филька и в том, что он надругался над хлебом. В хлеб вложено много человеческого труда, и, бросив его под ноги, Филька обесценил этот важный продукт.

— Автор использует эпитет “злорадный”. Мы видим, сколько зла в мальчике и как это зло распространяется на других. Изменилось ли что­нибудь в деревне после проступка Фильки? Давайте прочтём и сравним два эпизода. Что в них любопытного?

Сравнительный анализ эпизодов

1. Описание природы до встречи Фильки с конём (со слов “Зима в этот год стояла тёплая...”).

2. Описание метели (от слов “Слеза скатилась у коня из глаз...”).

Первый эпизод описывает тёплую погоду, вода не замёрзла, отремонтированная мельница вот­вот начала бы работать и дала бы людям жизнь — хлеб. А во втором эпизоде показано, как “ревела, обезумев, метель”. Автор использует приём олицетворения. Метель ведёт себя как рассерженный человек. Очень много глаголов в этом эпизоде. Они показывают, насколько динамично всё происходило, ничто не могло остановить природу. А Филька всё никак не мог найти крыльца (потерян он и в жизни, холод в душе его, холод и вокруг).

— Как вы объясните фразу: “...сквозь её [метели] рёв Филька слышал тонкий и короткий свист, — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам”?

Метель началась именно в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке проявилось неуважение к природе, а конь — часть природы. Конь — друг человека, многое делает ради людей. Филька не просто прогнал его, он спугнул счастье. И конь “заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом”. В природе всё взаимосвязано. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принёс зло живому существу, зло стало править в мире. И недаром слышалось ржание коня…

А так как конь был общественным, то Филька принёс горе и всей деревне.

Всё сковало льдом, “воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет...” Слёзы бабки олицетворяли слёзы всей деревни, и даже Филька “тоже заплакал от страха”.

(Чтение по ролям диалога бабки с Филькой.)

— Зачем бабка рассказала Фильке историю столетней давности? Почему истории так похожи?

То, что произошло сто лет назад в деревне, очень похоже на ситуацию с Филькой. И конь, и старый солдат были ранены в ногу, защищая родину. Оба пришли к людям за помощью. Но люди оказались злые, ленивые. Хлеб давали со злыми словами. И тогда свистнул мужик (как и конь). И наступила пурга, буря, а мужик умер. Закономерность: принёс зло другому — приобрёл зло себе. Бабка рассказала Фильке историю, чтобы он задумался над тем, что он совершил.

— Почему Филька, равнодушный, ленивый, боязливый, побежал ночью к мельнице?

Филька понял, что только тот, кто сделал зло, способен его исправить. Испугался он и того, что зло может вернуться к нему.

(Выразительное чтение описания ночи со слов “Снег пел под ногами...” до слов “Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками”.)

— Как вы понимаете сравнение “снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой”?

Несоответствие: пильщики губили рощу, которая могла бы принести ещё много добра, приятных минут, и их веселье не соответ­ствовало ситуации, возможно, оно было напускное. Так же и снег пел, грозя всей деревне гибелью.

— Легко ли было идти Фильке к мельнику? Почему?

Во­первых, было очень много снега. Он мешал идти мальчику. Во­вторых, автор передаёт душевное состояние Фильки: мальчик понимает, какую беду сотворил, он испытывает беспокойство и смятение, боится, что его накажут или что он не сможет ничего исправить.

И всётаки Филька, несмотря на все страхи и трудности, доходит до Панкрата.

— Послушаем разговор мельника и Фильки.

(Инсценирование эпизода с условным названием «Филька у Панкрата» со слов “Филька постучал в окошко Панкратовой избы...” до слов “В сенях у Панкрата жила сорока”.)

— Смог ли рассказать Филька о своём проступке? Как это его характеризует?

Филька повёл себя мужественно. Он сумел признаться в том, что поступил некрасиво, значит, сможет и всё исправить. Это же ему посоветовал и Панкрат, потому что он, мудрый, знающий людей, понял, что Филька начинает меняться в лучшую сторону.

— Что означает выражение “меняться в лучшую сторону”? Как назвал Панкрат Фильку?

Сначала Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком, то есть живущим без смысла, без цели в жизни, не знающим, что и для чего делать. Такой человек может совершать как злые, так и добрые поступки, ни перед кем за них не отвечая. Панкрат надеется, что в будущем Филька будет “чистым человеком”, весёлым. Весёлым — значит без зла. Таким, как ребята из деревни. Ведь очень уверен в них Филька: хорошие они, трудолюбивые, честные, добрые, дружные. И Филька обязательно станет таким. Он почувствовал ответственность за других людей, это помогло ему измениться.

— Получилось ли задуманное у Фильки? Как это объяснили Панкрат, Сорока?

Панкрат считал, что это тёплый ветер помог ребятам и старикам отколоть лёд. Сорока рассказывала всем, что это именно она, жалея людей, попросила летний ветер прогнать лютый мороз.

— Кто же прав?

(Выразительное чтение эпизода со слов “В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму...” до слов “В воздухе запахло весной...”)

И старики, и молодые ребята — все с раннего утра начали работать на реке (“Слышался частый стук ломов”). Дружно, весело скалывался лёд у мельницы. Молодое поколение училось у старого. Из Филькиного сердца со слезами, со страхом, в совместной работе ушла злоба. Вновь автор говорит о берёзовой роще, только теперь она “весело, гулко зашумела над рекой”. Природа оттаяла, как оттаивает сердце матери при виде раскаявшегося ребёнка. Шумят берёзы весело: с надеждой на жизнь, а не на смерть.

— Что было наградой жителям деревни за дружную работу?

Заработала мельница. После холода и стужи можно было опустить “свои озябшие руки” в горячую муку.

— Почему женщины при этом смеялись?

Смех — это счастье, радость, светлые надежды. Очень хорошо, когда люди смеются, — к ним возвращается жизнь. Избы светились от огня, всё живое “вертелось около хозяек”, ожило, а не замёрзло в слезах и печали. В домах опять поселилось добро.

— Что ещё символизировало жизнь в этой деревне?

Хозяйки ночью испекли хлеб. Это “тёплый”, “чудесный” хлеб. Он дарит хорошее настроение, покой. Есть замечательная пословица “Хлеб — всему голова”. В рассказе говорится о душевном тепле, о тёплых человеческих руках, вдохнувших в хлеб жизнь. Хлеб — символ уюта, дружбы.

— Почувствовал ли Филька себя искупившим вину? Почему вы так считаете?

Нет, пока Филька не пообщался с конём, он не смог признать, что вина его исчерпана. Мальчику нужно было увидеть того, кого он обидел, лично попросить у него прощения.

(Чтение по ролям от слов “На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице...” до слов “А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия...”)

— Почему конь не принял хлеб, который нёс ему Филька?

В душе коня осталось недоверие к этому человеку. Очень важная мысль: если раз обманешь, то навсегда потеряешь уважение. И Филька этого испугался. Он понял, что плохой поступок совершается быстро и легко, а вернуть хорошее мнение о себе трудно.

— Кто помог Фильке помириться с конём?

Панкрат поверил в Фильку, попросил поверить в него и коня. Очень вовремя это сделал мельник, иначе Филька снова мог бы озлобиться. В этой сказке показано значение взрослого друга в жизни детей. Много мудрости и у бабки, и у мельника. Поданный вовремя совет сможет предотвратить любую беду.

— Прочитайте сцену примирения Фильки с конём. Какие чувст­ва стали испытывать главные герои? Как вы думаете, сохранится ли у Фильки прозвище “Ну тебя!”?

Конь простил Фильку, он поверил, что мальчик не сможет больше обидеть ни его, ни какое­либо другое существо. Главный герой изменился, перестал быть равнодушным ко всему. Это трогательный момент сказки: прощение врага, обретение друга. И никто никогда не назовёт Фильку “Ну тебя!”.

— Как вы объясните название сказки Паустовского «Тёплый хлеб»?

В названии используется и прямое, и переносное значение слов. Главное, что случившееся помогло Фильке разобраться в себе, в людях, стать другим, понять, что любой поступок (добрый или злой) связан со всей последующей жизнью человека.

Домашнее задание. Составить план устного рассказа на тему «Преображение Фильки».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Автор: Сугоняева Татьяна Валентиновна

Дата: 18.03.2024

Номер свидетельства: 647339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку литературного чтения на тему: К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-k-g-paustovskii-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "173231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423939476"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rol-pieizazha-v-proizviedienii-k-g-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "108399"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403688753"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока русской литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-russkoi-litieratury-po-skazkie-k-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "158460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421749467"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Нравственные уроки в сказке Паустовского "Тёплый хлеб""
    ["seo_title"] => string(59) "nravstviennyie_uroki_v_skazkie_paustovskogho_tioplyi_khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "400254"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1489502589"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Викторина к уроку по произведениям К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб", "Заячьи лапы""
    ["seo_title"] => string(79) "viktorina_k_uroku_po_proizvedeniiam_k_g_paustovskogo_tioplyi_khleb_zaiachi_lapy"
    ["file_id"] => string(6) "575396"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1615700208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства