Цель:
• организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;
• учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;
• показать какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, кроссворд, презентация.
Дарить тепло другим – согреваться самому.
Содержание урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим – согреваться самому”. Работать будем в группах по 4 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.
(Дети рассаживаются по группам)
3. Работа над содержанием сказки.
1. Закончите предложение: (слайд 3)
Я думаю, что тёплым может быть…. Что?
( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)
- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”.
- Назовите героев сказки. (слайд 4)
Филька ,Раненый конь, Мельник Панкрат, Бабка, Сорока , Мороз, метель, Ребята , Жители деревни Бережки
2. Выявление смысла сказки, проникновение в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. (работа по группам). В группах дети работают над одной из тем (слайд 5)
Метель и мороз.
Волшебство в сказке.
Мудрый дед Панкрат.
Раненый конь.
Поведение и душевное состояние Фильки.
( Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка).
3. Ответить на вопросы (каждой группе предлагается по 2 вопроса):
- Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?
- Почему его прозвали “Ну Тебя”?
- Почему так жестоко поступил Филька с конём?
- Сколько раз Филька произнёс фразу “Да ну тебя”? Всегда ли у неё было одно звучание, одна интонация?
- От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца).
- Почему? Каким он был? (Злой, крикливый, заспанный).
- От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).
- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)
- Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?
- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).
- Что должен был, по словам бабки, исправить “дурной” человек?
ВЫВОД: (слайд 6) Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.
- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.
4. Разгадывание кроссворда (вычерчен на плакате):
Вопросы
1. Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
2. За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).
3. Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
4. Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
5. Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
6. Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
7. Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
8. Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
9. Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
10. Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)
ВЫВОД: Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.
5. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА.
(работа со словарями, рисунок 1)
Рис. 1
- А сейчас мы с вами по разным словарям проследим, что значит слово “доброта”.
ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА – это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского; старославянское произошло от праиндоевропейской основы: / добръ - * dhabh /. Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось.
Омонимы – добро, добрый.
Синонимы – добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость, Добросердечность.
Антонимы – зло, жестокость. Добро - добрый – доброта – добротный – добротность.
4. Подведение итогов.
- Так, в чём же смысл сказки?
- Чему она нас учит?
- Как объяснить название сказки?
- Когда вы особенно волновались?
- Что было особенно интересно?
- Так что же значат слова “Дарить тепло другим – значит согреваться самому”?
ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
7. Оценки за урок. Домашнее задание:
Самостоятельно составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского. См. приложение 1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения на тему: К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" »