Цель: ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Цель: ответить на вопрос: какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Задачи:
Знать: с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Учиться у героев сказки : сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим,
1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
1.1. Реальные и сказочные события;
1.2. Герои сказки;
1.3. Картины природы;
1.4. Диалог и монолог;
1.5. Интонация.
1.6. Выразительные средства
Памятка о правилах совместной работы в группе.
1 . Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь.
2. Работать по плану.
3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.
4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу.
5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.
Девиз:
Вместе совсем не трудно,вместе совсем не тесно,вместе всегда легкои интересно!
1 группа: Реальные и сказочные события;
История раненого коня.
Мельник - колдун. .
Трудная зима.
Злорадный окрик и поступок Фильки .
Обезумевшая метель.
Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности .
Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
Свист, вызывающий и наказывающий злого человека
Решение мальчика идти за помощью к людям .
Разговор Фильки с Панкратом.
Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг.
Помощь Панкрата и других жителей деревни
Тёплый ветер.
Запах хлеба.
Конь вызывает бурю
Примирение Фильки и вороного коня
..
2 группа: Герои сказки;
Так какого же волка «кормит» Филька вначале сказки?
Автор называет окрик«злорадным».Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу.
Так какого же волка кормил в начале сказки Филька? Предположите, а был ли у Фильки выбор?
3 группа Интонация
Интонация - это главное выразительное средство звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение говорящего к тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится.
Интонация бывает повествовательной, вопросительной, побудительной,
Выразительное чтение
Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?
В чем заключается их помощь?
Кто помнит притчу, рассказанную бабкой?
Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» .
«Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».
«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»
Образ Хлеба
Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика .
Какой волк все же победил в Фильке?
Сложен ли был его путь?
Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька?
-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?
олицетворения (мороз прошел…) помогает им увидеть природу живой.
сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.
эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
Сказка учит нас
Доброте;.
Милосердию
Ответственности за свои слова и поступки;
Уважению к труду, хлебу;
Настойчивости к достижению благородных целей…
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его.
Марк Шехтер
По словарю С.И. Ожегова добро –
1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.
К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Цель: понять нравственные
уроки сказки, увидеть нераз-
рывное единство природы и
человека.
Черты народной сказки в произведении К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Доброта- бесценное человеческоекачество, без неё нельзя жить
и невозможна сама жизнь.
К.Г.Паустовский
Литературная сказка
К.Паустовский
«Теплый хлеб»
Черты народной сказки в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Проанализировать поступок главного героя.
Обозначить сказочные мотивы произведения.
Определить выразительные средства языка.
История раненого коня
Когда кавалеристы проходили
через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину .
Панкрат-колдун.
… мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника.
Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном .
Зима в Бережках
Совет Панкрата.
Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.
Он дал Фильке на это час с четвертью.
Сорока.
… полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Что придумал Филька?
… соберу со всей деревни ребят.
… будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
Запах хлеба.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…
Примирение с конем.
Филька принес коню
буханку свежего хлеба.
Конь съел хлеб и положил
голову Фильке на плечо.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь?
а)белый;
б) чёрный;
в) вороной;
2.Какое прозвище было у Фильки?
а) Фу Тебя;
б) Ну Тебя;
в) да ну тебя
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?
а) 50;
б) 200;
в) 100.
4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?
а)два часа;
б) час с четвертью;
в) полтора часа.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?
а) захотел сам;
б) послали ребята;
в) посоветовала бабка.
6.Что посоветовал Панкрат Фильке?
а) изобрести спасение от стужи;
б) извиниться перед конём;
в) стать добрее.
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?
а) помогла им советом;
б) позвала тёплый ветер;
в) мешала им своим стрекотанием.
Ответы к тесту «Теплый хлеб»
1- в
2- б
3- в
4- б
5- в
6- а
7- б
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хоть хлеба хороши, а пашню паши.
Хлеба нет, так и друзей не бывало.
Хлеб с солью не бранится.
Хлеб-соль ешь, а правду говори.
Голодному хлеб на уме.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб за брюхом не ходит.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба скушна.
Чужой хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хотя палата бела, да без хлеба скушна.
Чужой хлеб вкусен.
Хлеба ни куска и в городе тоска.
Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.
Хлеб да вода- здоровая еда.
Снег глубок и хлеб хорош.
Жанр произведения.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.
2.Инвалид, просящий подаяние.
3. Решение Фильки идти за помощью к людям.
4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
2.Рассказ бабки (легенда).
3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
«Теплый хлеб»
Вывод:
Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.
Домашнее задание
1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость.
2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб
поступили с тобой.
Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не
прощают.
Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Домашнее задание
Напишете речь Фильки, с которой он обратился
к ребятам за помощью.
Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил,
говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их.
Найдите душевные слова, которые помогли
Фильке подружиться с ребятами
Значение слова тёплый по словарю:
А) дающий, источающий тепло ;
Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);
В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)
Г) отличающийся внутренней теплотой,
согревающий душу, ласковый, приветливый .
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.