kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нравственные уроки в сказке Паустовского "Тёплый хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Просмотр содержимого документа
«Нравственные уроки в сказке Паустовского "Тёплый хлеб"»

Пусть этот день несет нам Радость общения, Наполнит сердце  Благородными чувствами.

Пусть этот день несет нам

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными чувствами.

Произведения К.Г. Паустовского

Произведения К.Г. Паустовского

Восточная притча (жизненная истина)

Восточная притча (жизненная истина)

Помни восточную притчу: в сегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

Помни восточную притчу: в сегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

  • Зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь…
  • Добро: мир, любовь, надежда, истина, доброта и верность…
Зло: зависть,  ревность, сожаление, эгоизм, ложь Добро:  мир, любовь, надежду, истину, доброту,  верность. Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

Зло:

зависть,

ревность,

сожаление,

эгоизм,

ложь

Добро:

мир,

любовь,

надежду,

истину,

доброту,

верность.

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

Нравственные уроки сказки  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Ожегова

  • Нравственность
  • Правила , которые определяют поведение человека;
  • Выполнение этих правил, поведение.
  • Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Что означает слово «нравственный» Подберите к слову нравственный антоним

Что означает слово «нравственный»

Подберите к слову нравственный

антоним

Антонимы   Нравственный Безнравственный

Антонимы

Нравственный

Безнравственный

  • Добро
  • Забота
  • Ответственность
  • Сострадание
  • Уважение
  • Настойчивость
  • Понимание
  • Зло
  • Чёрствость
  • Равнодушие
  • Холод
  • Эгоизм
Тема: Нравственные уроки сказки  К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»  Цель: ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Цель: ответить на вопрос: Какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Цель:   ответить на вопрос: какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»? Задачи:

Цель: ответить на вопрос: какие нравственные уроки получили мы прочитав сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?

Задачи:

  • Знать: с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
  • Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
  • Учиться у героев сказки : сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим,
1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?   1.1. Реальные и сказочные события; 1.2. Герои сказки; 1.3. Картины природы; 1.4. Диалог и монолог; 1.5. Интонация. 1.6. Выразительные средства

1 задача - с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?

1.1. Реальные и сказочные события;

1.2. Герои сказки;

1.3. Картины природы;

1.4. Диалог и монолог;

1.5. Интонация.

1.6. Выразительные средства

Памятка о правилах совместной  работы в группе.   1 . Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь. 2. Работать по плану. 3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца. 4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу. 5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

Памятка о правилах совместной работы в группе.

1 . Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вовремя оказывать необходимую помощь.

2. Работать по плану.

3. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое до конца.

4. Добросовестно и с чувством ответственности выполнять работу.

5. Каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности.

Девиз:  Вместе совсем не трудно,  вместе совсем не тесно,  вместе всегда легко  и интересно!

Девиз:

Вместе совсем не трудно, вместе совсем не тесно, вместе всегда легко и интересно!

1 группа: Реальные и сказочные события;   История раненого коня. Мельник - колдун. . Трудная зима. Злорадный окрик и поступок Фильки . Обезумевшая метель. Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности . Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.  Свист, вызывающий и наказывающий злого человека Решение мальчика идти за помощью к людям . Разговор Фильки с Панкратом. Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг. Помощь Панкрата и других жителей деревни Тёплый ветер. Запах хлеба.  Конь вызывает бурю Примирение Фильки и вороного коня  ..

1 группа: Реальные и сказочные события;

  • История раненого коня.
  • Мельник - колдун. .
  • Трудная зима.
  • Злорадный окрик и поступок Фильки .
  • Обезумевшая метель.
  • Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности .
  • Инвалид, просящий подаяние, унижение просящего.
  • Свист, вызывающий и наказывающий злого человека
  • Решение мальчика идти за помощью к людям .
  • Разговор Фильки с Панкратом.
  • Болтливая сорока отправляется за тёплым ветром на юг.
  • Помощь Панкрата и других жителей деревни
  • Тёплый ветер.
  • Запах хлеба.
  • Конь вызывает бурю
  • Примирение Фильки и вороного коня

..

2 группа: Герои сказки;

2 группа: Герои сказки;

Так какого же волка «кормит» Филька вначале сказки?

Так какого же волка «кормит» Филька вначале сказки?

  • Автор называет окрик «злорадным». Обратите внимание на морфемный состав слова. Каково значение этих морфем? В этом слове два корня. Получается, что герой радовался совершенному злу.
  • Так какого же волка кормил в начале сказки Филька? Предположите, а был ли у Фильки выбор?
3 группа Интонация

3 группа Интонация

  • Интонация - это главное выразительное средство звучащей речи, это тон высказывания, позволяющий передать отношение говорящего к тому, о чём говорится, и к тому, кому говорится.
  • Интонация бывает повествовательной, вопросительной, побудительной,
Выразительное чтение

Выразительное чтение

  • Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?
  • В чем заключается их помощь?
  • Кто помнит притчу, рассказанную бабкой?
Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» .

Эпизод «Рассказ бабки о происшествии 100 – летней давности» .

«Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».

«Эпизод о пути к Панкрату и разговора с мельником».

«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»

«Какое чувство испытали вы, прочитав последний эпизод сказки?»

Образ Хлеба  Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика .  

Образ Хлеба

  • Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» совсем не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика .

 

Какой волк все же победил в Фильке? Сложен ли был его путь?  Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька? Давайте вместе проследим его путь. 1.злодеяние   2. осознание  3. раскаяние 4. преодоление  5. искупление 6.благодарность

Какой волк все же победил в Фильке?

Сложен ли был его путь?

Какие ступени на пути своего духовного роста преодолел Филька?

Давайте вместе проследим его путь.

1.злодеяние 2. осознание 3. раскаяние 4. преодоление 5. искупление 6.благодарность

Картины природы;

Картины природы;

Выразительные средства   … тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег… Ревела, обезумев, метель…

Выразительные средства

… тотчас в голых

деревьях, в изгородях

и печных трубах завыл,

засвистел пронзительный

ветер, вздул снег…

Ревела,

обезумев, метель…

-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?  олицетворения (мороз прошел…) помогает им увидеть природу живой.  сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.  эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

-Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?

олицетворения (мороз прошел…) помогает им увидеть природу живой.

сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.

эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.

Сказка учит нас

Сказка учит нас

  • Доброте;.
  • Милосердию
  • Ответственности за свои слова и поступки;
  • Уважению к труду, хлебу;
  • Настойчивости к достижению благородных целей…
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ

Немало встречается злого  В любой человечьей судьбе.  А скажут лишь доброе слово –  И легче на сердце тебе.  Но доброе слово такое  Не каждый умеет найти,  Чтоб справиться другу с тоскою,  Невзгоды осилить в пути.  Нет доброго слова дороже,  Заветного слова того,  Но редко, друзья мои, все же  Мы вслух произносим его.  Марк Шехтер   

Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его.

Марк Шехтер  

По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

По словарю С.И. Ожегова добро –

1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб» Цель:  понять нравственные уроки сказки, увидеть нераз- рывное единство природы и человека.

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Цель: понять нравственные

уроки сказки, увидеть нераз-

рывное единство природы и

человека.

Черты народной сказки в произведении  К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Доброта- бесценное человеческое  качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь.   К.Г.Паустовский

Черты народной сказки в произведении К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить

и невозможна сама жизнь.

К.Г.Паустовский

Литературная сказка К.Паустовский  «Теплый хлеб»

Литературная сказка

К.Паустовский

«Теплый хлеб»

Черты народной сказки в произведении  Константина Георгиевича Паустовского  «Тёплый хлеб»

Черты народной сказки в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб»

  • ЦЕЛЬ УРОКА:
  • Проанализировать поступок главного героя.
  • Обозначить сказочные мотивы произведения.
  • Определить выразительные средства языка.
История раненого коня  Когда кавалеристы проходили  через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину .

История раненого коня

  • Когда кавалеристы проходили

через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину .

Панкрат-колдун.

Панкрат-колдун.

  • … мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника.
  • Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном .
Зима в Бережках

Зима в Бережках

Совет Панкрата.

Совет Панкрата.

  • Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи.
  • Он дал Фильке на это час с четвертью.
Сорока.

Сорока.

  • … полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Что придумал Филька?

Что придумал Филька?

  • … соберу со всей деревни ребят.
  • … будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
Запах хлеба.

Запах хлеба.

  • Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…
Примирение с конем. Филька принес коню  буханку свежего хлеба. Конь съел хлеб и положил  голову Фильке на плечо.

Примирение с конем.

  • Филька принес коню

буханку свежего хлеба.

  • Конь съел хлеб и положил

голову Фильке на плечо.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 1.Какой масти был раненый конь? а)белый; б) чёрный; в) вороной; 2.Какое прозвище было у Фильки? а) Фу Тебя; б) Ну Тебя; в) да ну тебя

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

1.Какой масти был раненый конь?

а)белый;

б) чёрный;

в) вороной;

2.Какое прозвище было у Фильки?

а) Фу Тебя;

б) Ну Тебя;

в) да ну тебя

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай? а) 50; б) 200; в) 100. 4.Сколько времени дал Фильке Панкрат? а)два часа; б) час с четвертью; в) полтора часа.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай?

а) 50;

б) 200;

в) 100.

4.Сколько времени дал Фильке Панкрат?

а)два часа;

б) час с четвертью;

в) полтора часа.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом? а) захотел сам; б) послали ребята; в) посоветовала бабка. 6.Что посоветовал Панкрат Фильке?  а) изобрести спасение от стужи; б) извиниться перед конём; в) стать добрее.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом?

а) захотел сам;

б) послали ребята;

в) посоветовала бабка.

6.Что посоветовал Панкрат Фильке?

а) изобрести спасение от стужи;

б) извиниться перед конём;

в) стать добрее.

Тест по сказке «Тёплый хлеб» 7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей? а) помогла им советом; б) позвала тёплый ветер; в) мешала им своим стрекотанием.

Тест по сказке «Тёплый хлеб»

7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей?

а) помогла им советом;

б) позвала тёплый ветер;

в) мешала им своим стрекотанием.

Ответы к тесту «Теплый хлеб»

Ответы к тесту «Теплый хлеб»

  • 1- в
  • 2- б
  • 3- в
  • 4- б
  • 5- в
  • 6- а
  • 7- б
Пословицы и поговорки о хлебе.

Пословицы и поговорки о хлебе.

  • Хоть хлеба хороши, а пашню паши.
  • Хлеба нет, так и друзей не бывало.
  • Хлеб с солью не бранится.
  • Хлеб-соль ешь, а правду говори.
  • Голодному хлеб на уме.
  • Хлеб в пути не тягость.
  • Хлеб за брюхом не ходит.
Пословицы и поговорки о хлебе.

Пословицы и поговорки о хлебе.

  • Хотя палата бела, да без хлеба скушна.
  • Чужой хлеб вкусен.
  • Хлеба ни куска и в городе тоска.
  • Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.
  • Хлеб да вода- здоровая еда.
  • Снег глубок и хлеб хорош.
Пословицы и поговорки о хлебе.

Пословицы и поговорки о хлебе.

  • Хотя палата бела, да без хлеба скушна.
  • Чужой хлеб вкусен.
  • Хлеба ни куска и в городе тоска.
  • Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай.
  • Хлеб да вода- здоровая еда.
  • Снег глубок и хлеб хорош.
Жанр произведения.

Жанр произведения.

  • Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Реальные мотивы

Реальные мотивы

  • 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.
  • 2.Инвалид, просящий подаяние.
  • 3. Решение Фильки идти за помощью к людям.
  • 4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Сказочные мотивы

Сказочные мотивы

  • 1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
  • 2.Рассказ бабки (легенда).
  • 3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
«Теплый хлеб» Вывод:  Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

«Теплый хлеб»

  • Вывод:

Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.

Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость.
  • 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба.
  • Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»
Мудрые мысли. Как аукнется, так и откликнется.  Каков привет, таков и ответ.  Люби ближнего своего (из заповедей Божьих). Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб поступили с тобой. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Мудрые мысли.

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).

Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтоб

поступили с тобой.

Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не

прощают.

Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Домашнее задание Напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью . Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами

Домашнее задание

Напишете речь Фильки, с которой он обратился

к ребятам за помощью .

Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил,

говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их.

Найдите душевные слова, которые помогли

Фильке подружиться с ребятами

Значение слова тёплый по словарю:    А) дающий, источающий тепло ; Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер); В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната) Г) отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый .

Значение слова тёплый по словарю:

А) дающий, источающий тепло ;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)

Г) отличающийся внутренней теплотой,

согревающий душу, ласковый, приветливый .

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.

Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Нравственные уроки в сказке Паустовского "Тёплый хлеб"

Автор: Стрекаловская Елена Геннадьевна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку литературного чтения на тему: К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-k-g-paustovskii-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "173231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423939476"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского "
    ["seo_title"] => string(32) "tioplyi-khlieb-k-g-paustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "132849"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416415492"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок в 5 классе по творчеству К.Г.Паустовского"
    ["seo_title"] => string(50) "urok_v_5_klassie_po_tvorchiestvu_k_g_paustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "400257"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489503003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства