kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится третьим по счету при изучении произведения К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Это комбинированный урок, на котором учитель совмещает беседу с самостоятельной работой обучающихся. Во время проведения занятия учитель использует технологию проблемного обучения, технологию сотрудничества, исследовательский метод и др. Во время урока обучающиеся учатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, изучают способы решения проблем, овладевают навыками работы с источниками информации; овладевают навыками самоорганизации, умением ставить перед собой цели, планируют и корректируют деятельность; развивают навыки работы в группе, учатся быть толерантными, развивают умение культуры публичных выступлений. после изучения темы ученики должны знать о роли пейзажа в произведении, уметь работать в группе с источниками информации, уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания слова в мире искусства, овладеть универсальными учебными действиями, обеспечивающими способность к освоению знаний и освоению навыков самоорганизации и публичных выступлений. во время занятия обучающиеся не только работают с книгой, но и наблюдают за явлениями природы за окном. данный урок связан с уроком русского языка, так как ученики находят средства художественной выразительности в тексте, пытаются объяснить цель их использования автором.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" »

Методическая разработка урока


по курсу литература

класс 5Г

учитель Щербакова В. Н.

  1. Методическая записка

  1. Место данного урока в рамках учебного курса: третий урок при изучении произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

  2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся определённого класса: учитывались.

  3. Тип и форма урока: комбинированный урок, беседа, самостоятельная работа учащихся.

  4. Активизация хода учебного процесса: технология проблемного обучения, технология сотрудничества; исследовательский метод, метод иллюстрирования, работа с книгой; урок, работа в группах; художественно - выразительные средства: живое слово, технические средства: компьютер, проектор; прием анализа литературного текста.

  5. Универсальные учебные действия (личностные: ученик учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (групповая работа), познавательные: познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации (чтение и работа с книгой); регулятивные: овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат (исследовательская деятельность), коммуникативные: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений: (дискуссия, групповая форма работы)

  6. Планируемые результаты освоения темы урока (личностные, предметные, метапредметные)

    1. знать /понимать … роль пейзажа в произведении

    2. уметь …работать в группе с источниками информации

    3. использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для …понимания слова в мире искусства

    4. овладеть универсальными учебными действиями, обеспечивающими способность к усвоению знаний и освоению навыков …самоорганизации, публичных выступлений

  1. Формы и методы контроля: фронтальный устный опрос

  2. Связь теории с практикой: организация наблюдений за явлениями природы зза окном

  3. Межпредметные связи: с русским языком – обучающиеся находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их.

10. Оборудование и наглядность:

  • текст сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» в учебнике

  • таблицы для групп

  • презентация

  • компьютер

  • проектор

Словарная работа: литературная сказка, эпизод, пейзаж, олицетворение, эпитет, артель, изгородь, ставни, лом, озорство.

  1. План урока

1. 15.03.2013 год

2. Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

3. Цели урока: Определение роли пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»


  1. Задачи урока:

a. Образовательные:

  • анализ отрывков, в которых К. Г. Паустовский использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.

b. Развивающие:

  • формирование умения находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;

  • развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

  • развитие навыков устной речи;

  • развитие навыков групповой самоорганизации

  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

c. Воспитательные:

  • воспитание уважения к художественному слову.

  • воспитание любви к прекрасному;


  1. Структура урока:

этапа урока

Название этапа урока

Цель этапа урока

Время, мин

1

Организационный этап.


1

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сообщить тему урока, показать значимость данного материала

1

3

Актуализация знаний.

Вспомнить художественные средства.

5

4

Первичное усвоение новых знаний

Познакомить с таким понятием, как пейзаж в литературе

7

5

Первичная проверка понимания

Проанализировать совместно с учениками эпизода

6

6

Первичное закрепление

Закрепить в группах материал урока

10

7

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Обсудить ответы учеников, выявить допущенные ошибки

7

8

Информация о домашнем задании,

Проинструктировать по выполнению домашней работы

1

9

Рефлексия (подведение итогов занятия)



Систематизировать знания обучающихся

2


  1. Конспект урока

  1. Ход урока


        Учитель: Перед нами портрет К. Г. Паустовского, мастера пейзажа. Что такое пейзаж? (ответы детей). Это изображение картин природы. В переводе с французского языка пейзаж – это вид местности. Какую роль играет природа в жизни человека? (ответы детей).

Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением «Тёплый хлеб» и поговорим о роли пейзажа в литературной сказке. Для этого нам понадобится текст, листочки с таблицей, ручки и ваша работа на уроке. Давайте рассмотрим таблицу, которая лежит перед вами и которую вы должны будете заполнить.





Какое настроение вызвал у вас пейзаж

Ключевые слова в описании природы

Художественные средства языка

События, следующие за пейзажем

1





2





3





4





5






После таблицы выписаны из произведения «Теплый хлеб» слова, значения которых вы, возможно, не знаете. Вам надо будет поработать с толковым словарём С. И. Ожегова и выписать значение данных слов.

А чтобы заполнить таблицу, мы должны вспомнить художественные средства, которые нам помогают красочно нарисовать картины природы

Ответы детей: эпитет, олицетворение, сравнение.

Учитель: Открываем тексты. Давайте вспомним, с чего начинается сказка (автор знакомит нас с Филькой). Автор прерывает это знакомство и описывает зиму в Бережках. Давайте найдем это описание. (Учитель выразительно читает отрывок). Теперь давайте вместе заполним таблицу

Какое настроение вызвал у вас пейзаж

Ключевые слова в описании природы

Художественные средства языка

События, следующие за пейзажем

Спокойствие

Теплая зима

Дым висел

Вода тихая, чёрная

метафора

эпитет

Филька обидел коня


Учитель совместно с обучающимися заполняет таблицу, отвечая на вопросы:

- каким настроением проникнуто описание?

- какие слова помогают нам прочувствовать это настроение?

- какие художественные средства использует Паустовский, чтобы передать спокойствие?

- как развивались события после этого описания?

- что в этом отрывке передает пейзаж? С какой целью автор его использует?

Вывод: К. Г. Паустовский при помощи данного описания природы передает настроение героев, жителей деревни.


Учитель: этот пейзаж реалистичный или сказочный? (реалистичный)

Учитель: давайте посмотрим в окно и подумаем: какое настроение у природы за окном? (ответы детей)

За окном реальный пейзаж или сказочный? (реальный).

А в этом произведении есть ещё и сказочный пейзаж, потому что вмешивается в обстановку неземная сила. Она выступает в роли одушевленного предмета. Природа в сказке злится, радуется, пугает, даёт надежду и т. д.

При работе с текстом мы это увидим, потому что дальше происходит нечто, что заставляет природу поменять настроение. (Филька обидел коня)


Работа в группах

Класс уже разделен на 4 группы. Каждая группа работает со своим отрывком в течение 5 минут.

1

Спокойствие

Теплая зима

Дым висел

Вода тихая, чёрная

Метафора


Эпитет

Филька обидел коня

2

Тревога

Завыл, засвистел ветер

Ветер вздул снег

Летела солома

Ревела, обезумев, метель

Снежная пыль

Олицетворение




Эпитет

Филька прячется от непогоды

3

Страх

Небо зазеленело как лед

Звезды примерзли

Колючий мороз прошел по деревне

Река застыла

Сравнение

Олицетворение

Филька заплакал. Бабка говорит, что Панкрат знает, как поправить злодейство

4

Одиночество

Пустота

Надежда

Снег пел под ногами

Воздух замерз

Одна пустота

Пылинка сверкала бы как звезда

Олицетворение



Сравнение

Филька разговаривает с Панкратом

5

Радость

Спокойствие

Ровный и теплый ветер

Небо затянулось облаками

Весело зашумела роща

Разбивались сосульки

Олицетворение

Люди принялись за работу



Вопросы ко 2 отрывку:

- Филька понял, что сотворил зло? (нет)

- А природа понимает, что Филька сотворил зло? (да)

Учитель: природа может предвидеть, она предупреждает человека о последствиях.

Вопросы к 3 отрывку:

- С какой целью К. Г. Паустовский включил данную пейзажную зарисовку?


Учитель: природа передаёт душевное состояние героев.

Вопросы к 4 отрывку:

- что испытывает Филька после совершённого поступка?

- найдите сравнение в этом отрывке. Как вы его понимаете? (пылинка засверкала как звезда - природа подаёт надежду)




Учитель: природа передает не только душевное состояние героя, но и заглядывает вперед.


Вопросы к 5 отрывку:

- в последнем отрывке настроение меняется. Докажем это (ровный и теплый ветер…

Весело зашумела роща…разбивались сосульки…)

- но почему небо до сих пор затянуто облаками? (природа чувствует, что зло до конца не исправлено).

- какое событие происходит после этого описания природы? (Филька просит прощение у коня).


Учитель: давайте обратимся к сводной таблице и посмотрим, как менялось настроение у природы на протяжении сказки «Тёплый хлеб».

- до совершения злого поступка, какое настроение было у природы? (спокойствие)

- какое настроение у природы в конце сказки? (спокойствие)


Добро победило? Да, природа опять вернулась в то состояние, которое было в начале сказки.

Что помог нам понять пейзаж в этом произведении? Зло надо исправлять, а лучше его не совершать


Учитель: наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему урока и ответим на вопрос: какую роль играет пейзаж в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Учащиеся отвечают на вопрос. После того, как все ответы были заслушаны, учитель обобщает ответы детей и выводит схему «Роль пейзажа в произведении» на доску. Ученики записывают данную схему на листках, с которыми работали в течение урока.



Давайте закончим наш урок и ответим на вопрос: что мы делали сегодня на уроке?












Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Настроение погоды за окном».







2. Литература:

Литература. 5 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ авт.- сост. В. Я. Коровина и др.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.


Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной (и др.)/ авт.- сост. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина.- 3-е изд., перераб. и доп.- Волгоград: Учитель, 2010.


Золотарёва И. В. Универсальные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Автор: Щербакова Виктория Николаевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства