конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Данный урок проводится третьим по счету при изучении произведения К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Это комбинированный урок, на котором учитель совмещает беседу с самостоятельной работой обучающихся. Во время проведения занятия учитель использует технологию проблемного обучения, технологию сотрудничества, исследовательский метод и др. Во время урока обучающиеся учатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, изучают способы решения проблем, овладевают навыками работы с источниками информации; овладевают навыками самоорганизации, умением ставить перед собой цели, планируют и корректируют деятельность; развивают навыки работы в группе, учатся быть толерантными, развивают умение культуры публичных выступлений. после изучения темы ученики должны знать о роли пейзажа в произведении, уметь работать в группе с источниками информации, уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания слова в мире искусства, овладеть универсальными учебными действиями, обеспечивающими способность к освоению знаний и освоению навыков самоорганизации и публичных выступлений. во время занятия обучающиеся не только работают с книгой, но и наблюдают за явлениями природы за окном. данный урок связан с уроком русского языка, так как ученики находят средства художественной выразительности в тексте, пытаются объяснить цель их использования автором.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Роль пейзажа в произведении К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" »
Методическая разработка урока
по курсу литература
класс 5Г
учитель Щербакова В. Н.
Методическая записка
Место данного урока в рамках учебного курса: третий урок при изучении произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся определённого класса: учитывались.
Тип и форма урока: комбинированный урок, беседа, самостоятельная работа учащихся.
Активизация хода учебного процесса: технология проблемного обучения, технология сотрудничества; исследовательский метод, метод иллюстрирования, работа с книгой; урок, работа в группах; художественно - выразительные средства: живое слово, технические средства: компьютер, проектор; прием анализа литературного текста.
Универсальные учебные действия (личностные: ученик учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (групповая работа), познавательные: познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации (чтение и работа с книгой); регулятивные: овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат (исследовательская деятельность), коммуникативные: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений: (дискуссия, групповая форма работы)
Планируемые результаты освоения темы урока (личностные, предметные, метапредметные)
знать /понимать … роль пейзажа в произведении
уметь …работать в группе с источниками информации
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для …понимания слова в мире искусства
овладеть универсальными учебными действиями, обеспечивающими способность к усвоению знаний и освоению навыков …самоорганизации, публичных выступлений
Формы и методы контроля: фронтальный устный опрос
Связь теории с практикой: организация наблюдений за явлениями природы зза окном
Межпредметные связи: с русским языком – обучающиеся находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их.
10. Оборудование и наглядность:
текст сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» в учебнике
Учитель: Перед нами портрет К. Г. Паустовского, мастера пейзажа. Что такое пейзаж? (ответы детей). Это изображение картин природы. В переводе с французского языка пейзаж – это вид местности. Какую роль играет природа в жизни человека? (ответы детей).
Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением «Тёплый хлеб» и поговорим о роли пейзажа в литературной сказке. Для этого нам понадобится текст, листочки с таблицей, ручки и ваша работа на уроке. Давайте рассмотрим таблицу, которая лежит перед вами и которую вы должны будете заполнить.
Какое настроение вызвал у вас пейзаж
Ключевые слова в описании природы
Художественные средства языка
События, следующие за пейзажем
1
2
3
4
5
После таблицы выписаны из произведения «Теплый хлеб» слова, значения которых вы, возможно, не знаете. Вам надо будет поработать с толковым словарём С. И. Ожегова и выписать значение данных слов.
А чтобы заполнить таблицу, мы должны вспомнить художественные средства, которые нам помогают красочно нарисовать картины природы
Ответы детей: эпитет, олицетворение, сравнение.
Учитель: Открываем тексты. Давайте вспомним, с чего начинается сказка (автор знакомит нас с Филькой). Автор прерывает это знакомство и описывает зиму в Бережках. Давайте найдем это описание. (Учитель выразительно читает отрывок). Теперь давайте вместе заполним таблицу
Какое настроение вызвал у вас пейзаж
Ключевые слова в описании природы
Художественные средства языка
События, следующие за пейзажем
Спокойствие
Теплая зима
Дым висел
Вода тихая, чёрная
метафора
эпитет
Филька обидел коня
Учитель совместно с обучающимися заполняет таблицу, отвечая на вопросы:
- каким настроением проникнуто описание?
- какие слова помогают нам прочувствовать это настроение?
- какие художественные средства использует Паустовский, чтобы передать спокойствие?
- как развивались события после этого описания?
- что в этом отрывке передает пейзаж? С какой целью автор его использует?
Вывод: К. Г. Паустовский при помощи данного описания природы передает настроение героев, жителей деревни.
Учитель: этот пейзаж реалистичный или сказочный? (реалистичный)
Учитель: давайте посмотрим в окно и подумаем: какое настроение у природы за окном? (ответы детей)
За окном реальный пейзаж или сказочный? (реальный).
А в этом произведении есть ещё и сказочный пейзаж, потому что вмешивается в обстановку неземная сила. Она выступает в роли одушевленного предмета. Природа в сказке злится, радуется, пугает, даёт надежду и т. д.
При работе с текстом мы это увидим, потому что дальше происходит нечто, что заставляет природу поменять настроение. (Филька обидел коня)
Работа в группах
Класс уже разделен на 4 группы. Каждая группа работает со своим отрывком в течение 5 минут.
1
Спокойствие
Теплая зима
Дым висел
Вода тихая, чёрная
Метафора
Эпитет
Филька обидел коня
2
Тревога
Завыл, засвистел ветер
Ветер вздул снег
Летела солома
Ревела, обезумев, метель
Снежная пыль
Олицетворение
Эпитет
Филька прячется от непогоды
3
Страх
Небо зазеленело как лед
Звезды примерзли
Колючий мороз прошел по деревне
Река застыла
Сравнение
Олицетворение
Филька заплакал. Бабка говорит, что Панкрат знает, как поправить злодейство
4
Одиночество
Пустота
Надежда
Снег пел под ногами
Воздух замерз
Одна пустота
Пылинка сверкала бы как звезда
Олицетворение
Сравнение
Филька разговаривает с Панкратом
5
Радость
Спокойствие
Ровный и теплый ветер
Небо затянулось облаками
Весело зашумела роща
Разбивались сосульки
Олицетворение
Люди принялись за работу
Вопросы ко 2 отрывку:
- Филька понял, что сотворил зло? (нет)
- А природа понимает, что Филька сотворил зло? (да)
Учитель: природа может предвидеть, она предупреждает человека о последствиях.
Вопросы к 3 отрывку:
- С какой целью К. Г. Паустовский включил данную пейзажную зарисовку?
Учитель: природа передаёт душевное состояние героев.
Вопросы к 4 отрывку:
- что испытывает Филька после совершённого поступка?
- найдите сравнение в этом отрывке. Как вы его понимаете? (пылинка засверкала как звезда - природа подаёт надежду)
Учитель: природа передает не только душевное состояние героя, но и заглядывает вперед.
Вопросы к 5 отрывку:
- в последнем отрывке настроение меняется. Докажем это (ровный и теплый ветер…
Весело зашумела роща…разбивались сосульки…)
- но почему небо до сих пор затянуто облаками? (природа чувствует, что зло до конца не исправлено).
- какое событие происходит после этого описания природы? (Филька просит прощение у коня).
Учитель: давайте обратимся к сводной таблице и посмотрим, как менялось настроение у природы на протяжении сказки «Тёплый хлеб».
- до совершения злого поступка, какое настроение было у природы? (спокойствие)
- какое настроение у природы в конце сказки? (спокойствие)
Добро победило? Да, природа опять вернулась в то состояние, которое было в начале сказки.
Что помог нам понять пейзаж в этом произведении? Зло надо исправлять, а лучше его не совершать
Учитель: наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему урока и ответим на вопрос: какую роль играет пейзаж в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Учащиеся отвечают на вопрос. После того, как все ответы были заслушаны, учитель обобщает ответы детей и выводит схему «Роль пейзажа в произведении» на доску. Ученики записывают данную схему на листках, с которыми работали в течение урока.
Давайте закончим наш урок и ответим на вопрос: что мы делали сегодня на уроке?
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Настроение погоды за окном».
2. Литература:
Литература. 5 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч./ авт.- сост. В. Я. Коровина и др.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной (и др.)/ авт.- сост. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина.- 3-е изд., перераб. и доп.- Волгоград: Учитель, 2010.
Золотарёва И. В. Универсальные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005.