Интегрированный урок
по истории и математике
в 5 классе
Тема урока: Счет лет в истории. Координатный луч.
Цель урока: познакомить с понятием «историческое время», «лента времени» и научить осмысленно использовать эти понятия. Повторить тему «Координатный луч» и действия с натуральными числами.
Задачи урока:
- образовательные:
а) познакомить с понятием «историческое время», «лента времени» и научить осмысленно использовать эти понятия
б) научить использовать понятия «до нашей эры», «наша эра»
в) актуализировать знания, полученные ранее по разделу «Жизнь первобытных людей»
г) актуализировать знания по теме «Координатный луч» и «Действия с натуральными числами», «Единицы измерения».
- развивающие:
а) учить детей давать полный, развернутый урок
- воспитательные:
а) осознание истории и математики как науки
б) воспитание бережного отношения ко времени, умение ценить свое и чужое время.
Результаты урока:
- предметные
а) знать что такое координатный луч икак изображаются числа на нем
б) знать округление чисел
в) знать единицы измерение времени
г)научиться работать с лентой времени
д) научиться осмысленно использовать понятия «до нашей эры», «наша эра»
- метапредметные
а) уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
б) уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
в) уметь ставить перед собой цели и проводить рефлексию своей деятельности на уроке
- личностные
Умение проявить уважение к другим людям как неотъемлемое условие развития самоуважения человека.
Ход урока
1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Учитель истории. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Как вы думаете, почему? ( два учителя на уроке). Правильно, сегодня у вас на уроке будет два учителя: учитель истории и учитель математики. Математика сегодня на уроке истории будет помогать нам.
Высказывание: «Математика уступает свои стены только сильным и смелым»
2).Этап актуализация.
Выполнение теста по истории (индивидуальное задание)
1. Когда жили на земле первобытные люди:
а) более 2 млн. лет назад
б) более 4 млн. лет назад
2. Когда человек стал таким же, как люди нашего времени?
а) 40 тыс. лет назад
б) более 35 лет назад
3. Когда было изобретено письмо?
а) 3 тыс. лет назад
б) 7 тыс. лет назад
в) 5 тыс. лет назад
4. Когда возникло земледелие?
а) более 7 тыс. лет назад
б) более 10 тыс. лет назад
5. Когда появилось ремесло – обработка металлов
а) около 40 тыс. лет назад
б) около 9 тыс. лет назад
Определение темы урока.
Математическое лото. Выполняя задания, ребята формулируют тему урока «Счет лет в истории». Приложение 1
Определение целей урока.
Учитель истории. В соответствии с определенной темой урока, подумайте, какие могут быть цели нашего урока?
(дети формулируют, учитель корректирует)
Учитель математики.
- Какую самую маленькую единицу времени вы знаете?
- Какую самую большую единицу измерения времени вы знаете
Слайд 2. Определение понятия «эра» дает учитель истории.
Выполните задание ( работа в парах):
Учитель истории. У вас на партах лежат карточки с датами, правильными ответами на тест, который вы выполняли в начале урока. Расположите эти даты последовательно. Что мы сделали с историческими событиями? Слайд 3 (вводится понятие «хронология»)
Физкультминутка. Да - хлопаем, нет – топаем
Первый месяц года – январь (да)
Первый месяц весны – апрель (нет)
В году 12 месяцев (да)
В феврале 30 дней (нет)
Новый год начинается 31 декабря (нет)
Четверть часа – это 15 минут (да)
Век – это срок в тысячу лет (нет)
В сутках – 25 часов (нет)
День больше, чем сутки (нет)
Часы – прибор для счета времени (да)
3 3; 7; 9
15; 25; 40
50; 150; 175
).Этап выявления места и причины затруднения, выход из затруднения..
Учитель математики. Слайд 4.
Что такое координатный луч? Изобразите на нем следующие числа:
Слайд 5 (самопроверка).
Учитель истории. Можно на координатном луче изображать исторические события?
Учитель математики. Что в этом случае брать за единичный отрезок?
Что будет началом отсчета? Слайд 6.
Изобразите на координатном луче год своего рождения (2000)
Слайд 7 (самопроверка). Какой из вариантов предложенных на экране более удобный
Учитель истории. Линия времени. Принято точкой отсчета брать рождение Христа, а единичный отрезок удобно брать 1 век. Числа, изображенные на линии времени принято изображать римскими числами.
Учитель математики. Слайд 8-9. Повторение римских чисел.
Учитель истории. Работа с учебником (рисунок) как правильно изобразить исторические даты на линии времени.
4).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель истории. Для выполнения задания потребуются знания математики и литературы.
Составь дату.(карточка у каждого, работают в парах)
……… в поле не воин
Семь раз отмерь, …… раз отрежь.
Конь о …… ногах, и тот спотыкается
2) Запишите век: 1714 год
5).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Карточка с заданиями. Слайд 10-11
В 776 году до нашей эры проходили первые олимпийские игры.
а) в каком веке проходили первые олимпийские игры?
б) покажите этот век на линии времени
2) В каком году проходили последние зимние олимпийские игры?
Изобразите на линии времени в каком веке это событие
Произошло.
Сколько лет прошло между первыми олимпийскими играми и последними олимпийскими играми?
Усть-Кутский острог был основан в 1631 году. Сколько веков назад был основан острог?
Какой год был раньше и на сколько: 10 год до н.э. или 10 год н.э.?
6).Этап подведения итогов и рефлексии учебной деятельности на уроке. У вас у каждого на парте цветные круги (желтый и белый). Уходя с урока возьмите один из них и прикрепите на ободок часов: белый – если вы цените свое и чужое время, если сегодняшний урок прошел не зря, если вы узнали что-то новое и вам было интересно; желтый – если вы время провели зря на уроке.