В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в
статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях осуществляющих образовательную деятельность», однако, во всех остальных случаях специальные образовательные условия создаются школами и обеспечиваются педагогическим коллективом.
В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учителей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Аннотация. В статье предложено примерное тематическое планирование интегрированных уроков математики и швейного дела.
В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в
статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях осуществляющих образовательную деятельность», однако, во всех остальных случаях специальные образовательные условия создаются школами и обеспечиваются педагогическим коллективом.
В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учителей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Аннотация. В статье предложено примерное тематическое планирование интегрированных уроков математики и швейного дела.
В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в
статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях осуществляющих образовательную деятельность», однако, во всех остальных случаях специальные образовательные условия создаются школами и обеспечиваются педагогическим коллективом.
В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учителей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ И ШВЕЙНОГО ДЕЛА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в
статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях осуществляющих образовательную деятельность», однако, во всех остальных случаях специальные образовательные условия создаются школами и обеспечиваются педагогическим коллективом.
В связи с введением ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на учителей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Содержание образования в школе-интернате, как и в массовой школе, охватывает различные виды знаний, вооружает учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей, возможностей и способностей к усвоению программного материла). В самом учебном процессе коррекционной школы предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительности. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они имеют место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.
Пересмотр действующих программ обучения привел к исключению из учебного плана такого важного предмета на наш взгляд, как черчение. Черчение тесно связывало уроки геометрии с уроками швейного и столярного дела, являясь своеобразным связывающим звеном. Отсутствие этого звена подтолкнуло учителей математики и трудового обучения к поиску решения поставленной проблемы. А именно, формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) важнейших в практическом отношении умений и навыков (разметка, вычисления, техника счета, измерение, составление чертежей, определение масштаба, расстояния и т.д.), доведению до автоматизации навыков устных и письменных вычислений в пределах, необходимых для выполнения их будущих производственных обязанностей, расширению кругозора обучающихся, улучшению подготовки к жизни за счет сообщения воспитанникам сведений, фактов, численных данных, имеющих отношение к жизненной повседневной практике (бытовой труд в семье, работа на садовых участках и т.д.). Тогда обучающиеся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) получат не разобщенные знания по отдельным предметам, а систему знаний и навыков.
На уроках математики, так же, как и на уроках труда, развивается пространственная ориентировка. Обучающиеся учатся показывать и называть верх, низ, левую и правую стороны, середину листа и бумаги (детали), правильно размещать на листе бумаги аппликации, геометрические фигуры (выкройки изделий на ткани) и т.д. При работе с бумагой они учатся производить разметку по шаблону, линейке, закрепляя знания мер длины и совершенствуя навыки измерений.
Анализ оценки математических умений и навыков показал, что «слабые» в математическом плане обучающиеся не усваивают программу по труду и наоборот. Таким образом, между оценкой успеваемости по труду и математике наблюдается большое соответствие по сравнению с обучением языку. Это и понятно, так как математические умения по своему характеру ближе к трудовым. Ученики испытывают трудности при построении чертежей на уроках швейного и слесарного дела, при совершении измерений по чертежу, затрудняются делить числа, полученные при измерении, делить отрезки на равные части и т.п.
Следовательно, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не могут самостоятельно установить взаимосвязь между знаниями, полученными на различных учебных предметах, перенести знания в иные условия и актуализировать их. Задача учителя любого предмета, в том числе и математики, - показать, что знания, полученные по одному какому-либо предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам.
Об этом говорят и многолетние исследования в области образования обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) указывающие на то, что реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаванием разных учебных предметов.
Решение поставленной задачи можно достичь, постоянно используя на уроках математики знания учащихся по слесарному и швейному делу.
Мы предлагаем проведение интегрированных уроков математики и трудового обучения. Интегрированные уроки занимают особое место, они сложнее в проведении, и требуют тщательной подготовки учителя. Однако, проводя такие уроки систематично, можно добиться хороших результатов. Мы считаем, что такие занятия достаточно проводить 1 раз в четверть, начиная с 5 класса.
За основу берется урок математики или геометрии, на котором весь устный счет, практические работы включают термины, обозначения, наглядность из уроков швейного и столярного дела.
Ниже мы предлагаем примерный вариант распределения тем для проведения интегрированных уроков математики и швейного дела.
Таблица 1
Примерное тематическое планирование интегрированных уроков математики и швейного дела
Класс
Четверть
Тема по швейному делу
Тема по математике или геометрии
Основная цель урока
5
I
Линии, углы, отрезки на чертежах
Линия, отрезок
Сформировать понятие о линии, отрезке, угле; об основных и вспомогательных линиях на чертежах
II
Построение чертежа салфетки
Построение квадрата
Научить учащихся построению квадрата методом построения пересекающихся прямых используя прямоугольник
III
Обозначение чертежей на уроках швейного дела
Обозначение квадрата и прямоугольника латинскими буквами
Научить учащихся обозначать чертеж латинскими и русскими буквами
IV
Расположение простейших деталей выкройки на ткани
Взаимное положение геометрических фигур на плоскости
Научить учащихся правильно располагать детали выкройки на ткани
6
I
Снятие мерок. Горизонтальные и вертикальные мерки
Положение в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное
Закрепить понятие о положении линий в пространстве
II
Построение сетки чертежа ночной сорочки в масштабе. Работа с простейшими шаблонами
Взаимное положение прямых на плоскости. Масштаб
Повторить способы построения прямоугольника и научить работе с простейшими шаблонами
III
Расчет длины тесьмы для обработки прямоугольных деталей
Нахождение периметра многоугольника
Закрепить понятие «периметр» и научить рассчитывать длину отделки
IV
Расчет расхода ткани на фартук с нагрудником
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Научить делать расчет расхода ткани для пошива фартука
7
I
Деление угла 900пополам
Построение углов с помощью транспортира
Научить делить угол пополам разными способами
II
Расчет расхода ткани на юбку «солнце» и «полусолнце» при разной ширине ткани
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Научить учащихся делать расчет расхода ткани при изготовлении клешевых юбок
III
Моделирование выреза горловины
Построение отрезков, симметричных данным относительно оси симметрии
Закрепить навыки построения отрезков, симметричных данным относительно оси симметрии
IV
Расчет расхода ткани на юбку при разной ширине ткани
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Научить учащихся делать расчет расхода ткани при изготовлении прямой юбки
8
I
Вычерчивание линий пройм переда и спинки платья
Деление отрезка на две и три равных части
Закрепить навыки деления отрезка на равные части
II
Расчет расхода ткани для пошива прямой блузки без рукавов и воротника
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Выполнить расчет расхода ткани на блузку по своим меркам при разной ширине ткани
III
Построение чертежа рукава
Вычерчивание выпуклых и вогнутых линий
Сформировать у учащихся понятие о выпуклых и вогнутых линиях
IV
Расчет расхода ткани для пошива цельнокроеного платья
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Научить учащихся правильно рассчитывать расход ткани на изготовление изделия
9
I
Расчет расхода ткани на брюки
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Закрепить навыки выполнения расчета расхода ткани для пошива брюк
II
Норма времени, норма выработки
Решение текстовых задач с использованием мер длины
Решение текстовых задач с использованием экономических понятий
Сформировать понятие о себестоимости продукции
Что нам дает проведение интегрированных уроков? Это помогает установить взаимосвязь между знаниями, полученными на уроках математики, геометрии и трудового обучения; доказывает обучающимся, что знания, полученные по одному предмету, обогащают, дополняют и даже необходимы для другого предмета; развивает логическое мышление; уроки приобретают практическую и профориентационную направленность.
ФГОС и современное общество диктуют нам свои условия и законы. Мы, учителя, должны предоставить каждому ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне в атмосфере сотрудничества, доброжелательности и делового диалога. А для этого нам необходимо меняться самим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005.
2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999
3. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1998.
4. Николкина Г.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе. В помощь преподавателю начальной школы.- Волгоград, Учитель, 2006.
5. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.