Тема: Ы Алтынсарин « Щедрый человек»
Цели: Познакомить с новым произведением и новым разделом.
Развитие умения анализировать текст, развивать устную речь уч – ся.
Работать над беглостью и выразительностью чтения.
Воспитать нравственные качества: доброты, любви, труда, милосердия.
Ход урока
1 Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас в классе много гостей повернитесь к ним и поприветствуйте.
Мы приветствуем гостей
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных и веселых.
Мудрецы говорят:
Деньги потерял – нечего не потерял. Время потерял – все потерял. Каждый день мы с вами идем вперед по пути здоровья, какой доктор помогает нам сохранить настроение и дарит людям радость? ( Доктор любовь)
Тогда улыбнитесь друг другу подарите любовь.
Мы все здоровы глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.
Вдохните в себя свежесть весеннего утра тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, чтобы урок был интересным и увлекательным.
Жужжащие чтение.
Многократное чтение.
Работа по таблице Шульта.
2 Знакомство с биографией.
Ы ( Ибрагим) Алтынсарин родился в Костанайской облости. Мальчик рано потерял отца до восьми лет воспитывался у деда.
Ыбрай Алтынсарин – замечательный казахский педагог и писатель. Талантливый учитель, он очень любил свох учеников, и они отвечали ему тем же. Ыбрай открывал школы для ребятишек, писал и детские рассказы, собирал народные придания, легенды, пословицы, поговорки, песни. Он мечтал, чтобы мальчики и девочки выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы они любили свою родину и приносили ей пользу. Еще он учил, что главным богатством человека является земля, выступал за дружбу между казахским и русским народоми.
Ыбрай Алтынсарин писал притчи: это небольшие произведения, в которых осуждается зависть, лень, невежество, и говорится о пользе знания и воспитания.
Как вы понимаете смысл этих пословиц:
- Бедный – всегда щедрый.
- В решете вода не держится, у щедрого деньги не держатся.
- У кого руки щедрые, тому все дороги открыты.
Новая тема.
Как вы понимаете выражения щедрый человек?
Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души.
Работа с текстом.
Чтение текста
Скажите что это за жанр? Это сказка стих?
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение называется притча.
Анализ:
- Щедрый человек какой это человек?
- Какими качествами обладает по вашему щедрый человек?
- Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?
- Чему учит Алтымтай?
- Каким по его мнению должен быть щедрый человек?
Работа с непонятными словами
Ветхую, кров, чуждаться. Как понимаете вы смысл этих слов.
Какие произведения, которые вы уже читали, отражают жизненные принципы Алтымтая щедрого, о которых нам рассказал Ы Алтынсарин.
Чтение стихотворения « Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и, значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
Работа над текстом.
Чтение текста диалогом.
Чтение текста до точки.
После сегодняшнего разговора, чтения притчи и выделения жизненных принципов Атымтая Щедрого у вас возникли различные мысли.
Напишите Эссе о щедром человеке.
Прочитав притчу Ы Алтынсарина « Щедрый человек», я поняла, что щедрым человеком быть не легко. Щедрым человеком могут быть не только богатые, но и бедные. Я с детства хочу стать щедрым человекам. Я стремлюсь получить хорошее образование, чтобы быть состоятельным человеком. В нашем селе очень много бедных и обездоленных людей. Когда я вырасту, я буду строить дома милосердия, чтобы люди могли всегда иметь крышу над головой и чтобы им было тепло и уютно.
( Сверчук Яна)
Составление пятистишия.
Записать существительное Человек ( тема)
Записать два прилагательных характеризующих эту тему.
Записать слова, которые будут выражать действия данного понятия ( три слова)
Записать четыре слова, включая предлоги, - ваше отношение к этому понятию
Записать синоним к данному слову.
Человек
Трудолюбивый, добродушный.
Работает, помогает, учит.
Помогаю людям на земле.
Личность.
Человек
Хороший, умелый.
Очень любит природу.
Люди должны любить Родину.
Личность
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнер.
Простая доброта, внимательность простая –
Желание добра во всяком вызывает.
Не бойся же добром твои делиться с братом.
Делясь не жди себе награды и уплаты.
Итог. Понравился ли вам урок.
Что полезного для себя взяли из урока.