Разработка урока по истории и культуре Башкортостана для 5 класса. Цель урока -пропаганда народной игры.
Задачи: 1) познакомить с башкирскими народными играми, повторение известных ранее игр; 2) развитие внимания, ловкости, памяти; 3) формирование навыков поведения в игре; 4) воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, терпения друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Башкирские народные детские игры. »
Урок в 5 классе по истории и культуре Башкортостана.
Тема: Башкирские народные детские игры.
Цель урока: пропаганда народной игры.
Задачи: 1) познакомить с башкирскими народными играми, повторение известных ранее игр; 2) развитие внимания, ловкости, памяти; 3) формирование навыков поведения в игре; 4) воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, терпения друг к другу.
Оборудование: создание в кабинете башкирского интерьера, музыка, инвентарь для игр.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Отгадывание кроссворда
3. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя о роли и месте народных игр в воспитании детей.
4. Практическая часть. Проигрывание народных игр.
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Начнем урок с разминки. Для этого разгадаем кроссворд и найдем ключевое слово. Оно будет темой урока.
3. Слово учителя: Игры, различные состязания-испытания издавна занимали очень большое и важное место в жизни народа. Для древних людей было нелегким делом охота на диких животных, зверей и различную дичь, являвшихся основным источником существования. Все это требовало от охотника меткости в стрельбе, ловкости, внимания, терпеливости и целеустремленности. По словам старожилов в древности аксакалы в целях обучения детей организовывали такие специальные состязания, как стрельба в кольцо, игры с мячом, городки. Таким образом, народные игры были тесно связаны с жизнью и занятием народа, служили средством подготовки ребенка к жизни.
Народные игры делятся на две большие группы; драматические и подвижные. В драматических играх дети отражали образ своих родителей, их занятия; игры в куклы, охота. В подвижных играх правила превращаются в одно из самых главных условий. Игры представляют собой состязания.
Игры с приплясам и частушками были украшением праздников, обрядов. Игра была не только развлечением, но и подготовкой к жизни, она требовала неукоснительного соблюдения правил.
Прежде чем перейти к играм, нам необходимо выработать кодекс поведения. Дети самостоятельно предлагают правила игры (Зачитывается кодекс)
4. Вы подготовили башкирскую игру, которую проиграете с нами, а мы оценим вашу игру и вашу подготовку. На доске результатов при помощи жетонов мы проголосуем, а в конце подведем итоги.
«Липкие пеньки»
Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
«Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
«Медный пень»
Организация игры. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
- Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги! » - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
(Дети проводят игры и после каждой игры оценивают)
5. Беседа по вопросам.
-Для чего в жизни нам нужна игра?
-Какие качества воспитывала игра?
-На какие две группы делятся народные игры?
-Почему необходимо соблюдать правила игры?
Посмотрим на доску результатов. Все игры понравились вам. Спасибо. До свидания.
Литература.
1. Учебник для 5 класса, Р.Г Азнагулов-Уфа: Китап, 2005.