Северо-Казахстанская область
район имени Габита Мусрепова
Государственное учреждение
«Ставропольская средняя школа»
внеклассное мероприятие
к декаде Языков народов Казахстана
по теме: «Игры народов Казахстана».
с 1-4 класс
Автор: Рогов Александр Васильевич
учитель физической культуры
Цель: укрепление физического и нравственного здоровья;
формирование правильной осанки; развитие скоростных и координационных качеств;
воспитание чувства патриотизма, уважения к другим народам, проживающих на территории нашего государства.
Оборудование: мячи, шарф, скакалка.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с подвижными играми народов, проживающих на территории нашего государства.
II. Основная часть.
-Итак, мы начинаем.
1. Русские народные игры.
Обыкновенные жмурки
Одному из играющих – «жмурке» - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
Кот, кот, на чем стоишь?
На квашне.
Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.·
Правила игры: Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить крикнув: «Огонь!»
Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.
2. Татарские народные игры.
Ловишки.
По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается. запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.
Правила игры:. Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.
3. Азербайджанские народные игры.
День и ночь
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков - «Ночь», а команда девочек - «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: Осаленные переходят в команду соперника.
4. Туркменские народные игры.
Прыжки через ров
На площадке мелом ребята рисуют две пaраллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой - это ров. Игроки распределяются на две команды считалкой:
Команды выстраиваются по обе стороны рва на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами дети подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: бок, бокме.
Правила игры: Выигрывает та команда, в которой больше детей сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.
Хромой журавль
Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3-5 м проводятся две параллельные линии длиной до 5-6 м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую - левой).
По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.
Правила игры: Игроки начинают двигаться на встречу друг другу по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой окажется большее количество сбитых игроков.
5. Башкирские народные игры.
Стрелок.
Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 – 15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры: В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «сесть» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием
III. Подведение итогов.
Награждение команд.
Список использованных ресурсов:
- Детские подвижные игры народов СССР. Москва «Просвещение» 1988. А.В. Кенеман
- Развивающие игры на уроках физической культуры. «Дрофа» 2004. Ю.Г. Коджаспиров
- Физическая культура в начальных классах (методическое пособие для учителей начальной школы и студентов)
- Сеть интернета.