Актуальность: Данный курс направлен на углубленное изучение предмета обществознание учащимися 9-х классов. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию изучение курса обществознания основной средней школы.
Курс «Практическое обществознание» имеет культурологическую направленность.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
· работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
· критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
· анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
· решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
· биосоциальную сущность человека
· основные этапы и факторы социализации личности
· место и роль человека в системе общественных отношений
· закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
· основные социальные институты и процессы
· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
· особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
· характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
· объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
· сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
· подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
· самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
· оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
· решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
· предвидения возможных последствий определенных социальных действий
· ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 28 часов.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическое обществознание»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 128 ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СШ № 128
_______Е.В.Харина
«___» сентября 2015 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании
Экспертного совета
протокол № __ от ____2015г.
_________/Е.В.Харина/
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ПРОГРАММА КУРСА
«Практическое обществознание»
для учащихся 9 классов
Составитель: Кухаренко Ю.С.
Учитель истории
Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс направлен на углубленное изучение предмета обществознание учащимися 9-х классов. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию изучение курса обществознания основной средней школы.
Курс «Практическое обществознание» имеет культурологическую направленность.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 28 часов.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат:
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у учащихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Содержание программы
№
Раздел, тема
Теория
Практика
Ведение
Введение. Обществознание как знание и как наука. Различные виды источников.
Способы описания и объяснения
Обществознания. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы,
определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.
Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами.« Понятие источник по обществознанию».Памятка для работы с источниками. Способы работы с источниками .Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ
1
Общество и человек
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек
2
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Практикум: Экономика
(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
3
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения
(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения
4
Политика
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление –
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика
(задание на обращение к социальным реалиям) Политика
5
Право
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.
Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы –
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений
Работа с нормативными документами –
задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений – 9 часов
6
культура
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.
наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
Практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура
(задание на анализ двух суждений) -.
7
Итоговый контроль
Итоговый контроль
Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач
Рабочая программа курса «Практическое обществознание»
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательного курса «Практическое обществознание» в 9 классе разработана на основе программы «Практическое обществознание» в рамках платных образовательных услуг.
Рабочая программа курса «Практическое обществознание» для 9 класса рассчитана на 28 часов в год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997 5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Название разделов и темы занятий
Кол-во часов
Дата
1
Входной контроль
1
2
Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ
1
4
Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
1
5
Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1
1
6
Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2
1
7
Промежуточный контроль
1
8
Деятельность человека, ее основные виды
1
9
Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1
1
10
Решение заданий по теме «Человек» часть 2
1
11
Тестирование по теме «Человек»
1
12
Экономика, ее роль в жизни общества
1
13
Рыночная экономика
1
14
Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1
1
15
Решение заданий части 2 по теме «Экономика»
1
16
Тестирование по теме «Экономика»
1
17
Социальная структура. Социальные отношения
1
18
Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1
1
19
Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера»
1
20
Тестирование по теме «Социальная сфера»
1
21
Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.
1
22
Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 2
1
23
Решение заданий части 2 по теме «Политика»
1
24
Тестирование по теме «Политика»
1
25
Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Тестирование по теме
1
26
Понятие «культура» Духовная жизнь общества .
1
27
Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1, 2
1
28
Итоговый контроль.
1
ИТОГО:
28
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997 5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004