Программа «Обществознание, 10-11 классы», Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, М.Просвещение 2011г.
Учебник «Обществознание 11 класс», Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, М.Просвещение 2013г.
Учитель – Пономаренко Т.А.
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности | Приемы и методы | Оборудование использование ИКТ ТСО |
1 | Общество как сложная динамическая система | 1 | | Вводн урок | Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Индивидуальные задания |
2 3 | Экономика: наука хозяйство Измерители экономической деятельности | 1 1 | | изучения нового К | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки» | Схемы |
4 5 | Экономический рост и развитие. Экономическое развитие | 1 1 | | К К | Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста - интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл | Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий | видео «Экономическое развитие России» |
6 7 | Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия | 1 1 | | К К | Спрос и предложение. Рыночные структуры. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство | Использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
8 9 | Фирмы в экономике Факторы производства | 1 1 | | К К | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | Индивидуальные карточки |
10 11 | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые основы предпринимательства | 1 1 | | К К | Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика Российской Федерации. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности | Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Составление сравнительной таблицы | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
12 13 | Слагаемые успеха в бизнесе Основы менеджмента и маркетинга | 1 1 | | К К | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования. Банковская система. Банковский кредит | Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | Презентация |
14 15 | Экономика и государство Экономические функции государства | 1 1 | | К К | Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
16 17 | Финансы в экономике Инфляция: виды, причины, следствия | 1 1 | | К К | Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции | Раскрывать на примерах изученные теоретические положения. Устанавливать соответствия между существенными чертами и обществоведческими терминами | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
18 19 | Занятость и безработица Государственная политика в области занятости | 1 ! | | К К | Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды | Оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий» | Индивидуальные карточки, презентация «Виды занятости и безработицы» |
20 21 | Мировая экономика Глобальные проблемы экономики | 1 1 | | изучения нового К | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий | Видео «Глобальные проблемы экономики |
22 23 | Человек в системе экономических отношений. Производительность труда | 1 1 | | К К | Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Факторы, определяющие производительность труда | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
24 | Человек и экономика - урок повторительного обобщения | 1 | | Обобщ. | Рациональное поведение производителя. Рациональное поведение потребителя | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | тест |
25 26 | Свобода в деятельности человека Свобода и ответственность | 1 1 | | изучения нового К | Свобода и ответственность. Признание и уважение прав других. Свободное общество. Проблема выбора | Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
27 28 | Общественное сознание Общественная психология и идеология | 1 1 | | К К | Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Философия. Политическое сознание. Обыденное и массовое сознание | Оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм. Понимать особенности социально-гуманитарного познания | Беседа, фронтальный опрос, развёрнутые монологические ответы, выполнение дифференцированных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
29 30 | Политическое сознание Средства массовой информации и политическое сознание | 1 1 | | К К | Обыденное и теоретическое сознание. Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда | Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | Документы презентации |
31 | Политическое поведение | 1 | | Изуче. нового | Многообразие форм политического поведения. | Раскрывать на примерах изученные | Написание творческих работ, | Проекты учащихся |
32 | Политический терроризм | 1 | | К | Регулирование политического поведения. Политическое участие | теоретические положения и понятия социальных наук, оценивать действия субъектов социальной жизни | аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | |
33 34 | Политическая элита Политическое лидерство | 1 1 | | К К | Политическая элита и особенности её формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера | Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
35 36 | Демографическая ситуация в современной России Проблемы неполной семьи | 1 1 | | К К | Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. Семья как социальный институт | Использовать полученные знания для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах. Составление таблицы | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
37 38 | Религиозные объединения и организации Проблема поддержания межрелигиозного мира | 1 1 | | К К | Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность сектантства. Права религиозных организаций. Межрелигиозный мир | Уметь формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Анализ документа | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
39 | Проблемы социально-политической и духовной жизни | 1 | | К | Сущность свободы человека. Опасность политического экстремизма. Проблемы современного российского общества | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным соц проблемам | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | Индивид. карточки, тест |
40 41 | Современные подходы к пониманию права Законотворческий процесс в РФ | 1 1 | | изучен нового К | Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации, его стадии | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс Индивид. карточки, тест |
42 43 | Гражданин Российской Федерации Права и обязанности граждан РФ | 1 1 | | К К | Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину | Уметь подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации | Конституция РФ |
44 45 | Экологическое право Способы защиты экологических прав | 1 1 | | К К | Общая характеристика экологического права. Право на благоприятную экологическую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природно-ресурсные нормы | Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
46 47 | Гражданское право Защита гражданских прав | 1 1 | | К К | Субъекты гражданского права. Понятие юридического и физического лица. Имущественные и личные неимущественные права. Способы их защиты | Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки. Формулировать аргументы по определённым проблемам | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Гражданский кодекс) | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
48 49 | Семейное право Права и обязанности членов семьи | 1 1 | | К К | Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей | Моделировать ситуации по проблемам семейного права. Аргументировать его основные положения | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Семейный кодекс) | Семейный кодекс РФ |
50 51 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства Социальная защита населения | 1 1 | | К К | Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора | Понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами (Трудовой кодекс) | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
52 53 | Процессуальное право: гражданский процесс Процессуальное право: арбитражный процесс | 1 1 | | К К | Споры, порядок их рассмотрения. Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражный процесс | Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами | Таблица, схемы |
54 55 | Процессуальное право: уголовный процесс Судебное производство | 1 1 | | К
К | Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Меры процессуального принуждения | Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами | Нормативные акты |
56 57 | Процессуальное право: административная юрисдикция Конституционное судопроизводство | 1 1 | | К К | Особенности административной юрисдикции. Субъекты административной ответственности. Основные стадии конституционного судопроизводства. Административное правонарушение | Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Работа с нормативными документами | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
58 59 | Международная защита прав человека Международный уголовный суд | 1 1 | | К К | Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях военного и мирного времени | Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий. Работа с нормативными документами по правам человека | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
60 61 | Взгляд в будущее Постиндустриальное (информац) общество | 1 1 | | К К | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Глобальные проблемы человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам | Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
62 | Человек и закон | 1 | | К | Современный подход к пониманию права. Современный механизм защиты прав человека | Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
63 | Общество и человек | 1 | | К | Общество как сложная динамическая система. Противоречивость воздействия человека на природную среду. Особенности современного мира | Использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
64 | Экономика и социальные отношения | 1 | | К | Экономика и экономическая наука. Роль государства в экономике. Человек в системе экономических связей. Мировая экономика | Понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Формулировать аргументы по определённым проблемам | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
65 | Правовое регулирование общественных отношений | 1 | | К | Право в системе социальных норм. Система права. Права и обязанности граждан, их защита | Использовать приобретённые знания для предвидения возможных последствий определённых социальных действий, реализации и защиты прав граждан | Беседа, фронтальный опрос, выполнение дифференцированных заданий | С.А.Морозов «Обществознание» учебное пособие, школьный словарь по обществознанию 10-11 класс |
66-70 | Обобщающий урок по теме: резерв – 2 часа | 3 | | Обобщ. | «Общество как сложная динамическая система» «Экономика и государство» «Права и обязанности граждан РФ» | | | |