Просмотр содержимого документа
«Уровень сформированности гражданственности у подростков»
Уровень сформированности гражданственности
Диагностическая программа изучения уровней сформированности гражданственности у подростков
Компоненты гражданст- венности
Уровни и показатели гражданственности
Высокий
Средний
Низкий
Крайне низкий
1
2
3
4
5
1. Гражданское самосознание
Знает основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей
Знает основные правила и нормы поведения гражданина. Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей
Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей
Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен
2. Гражданский долг
Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, проявляет убеж-дённую готовность и способность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам
Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет готовность защищать Родину, проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность
Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым
Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам
3. Гражданская ответственность
Хорошо знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность
Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда
Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых
Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен. Учится плохо
4. Правовая культура
Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни
Осознаёт себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни
Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых
Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества
5. Соблюдение законов государства
Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляет нетерпимость к злу и аморальности
Примерно ведёт себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Знает основные законы и последствия в случае их нарушения , но к хорошему поведению других не побуждает
Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей
Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых
6. Личная свобода
Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями
Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества
Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых
При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию
7. Гражданское достоинство
Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на защиту слабых
Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения , не позволяет унижать себя, на защиту других встаёт не всегда
Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого
Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив
8. Гражданская активность
Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой
Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца
Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых
Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно
9. Политическая культура
Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой
Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-полити-ческую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения
Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. при оценке общественно- политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения
Безразличен к общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом
10. Патриотизм и интернациональность
Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности
Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотиче-ской работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы
Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности
Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности
.
.
Патриотизм и как я его понимаю
Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны учащихся.
Ход эксперимента: Учащимся предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Обработка полученных данных
Письменные ответы учащихся анализируются по следующим сторонам патриотизма:
1) любовь к Родине,
2) осознание трудностей, недостатков в обществе,
3) готовность к самоотдаче,
4) патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,
5) чувство национальной гордости,
6) отсутствие национализма и космополитизма,
7) интернациональный характер патриотизма.
Каждый из перечисленных семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со следующей шкалой:
1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
3 балла – правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают, умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствии с усвоенными требованиями.
Аналогичным образом могут быть предложены темы для сочинений, позволяющие определить понимание и отношение школьников к таким категориям, как интернационализм, гражданское мужество, активная жизненная позиция и т. д.
«Отечество моё - Россия» (анкета Д.В. Григорьева)
Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данная анкета может быть рекомендована к использованию в работе со старшеклассниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится только социально-психологической службой школы (педагог-психолог, социальный работник). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.
Цели анкетирования:
– определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
– определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
– определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________
Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю.
II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
1. Школа;
2. Родители;
3. Окружающие люди, друзья;
4. СМИ;
5. Органы власти;
6. Другое _____________.
III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________
IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
2. Непримиримость к представителям других наций и народов;
3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;
4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
9. Другое __________________.
IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.
1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).
2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.
– активная деятельная жизнь __________
– жизненная мудрость __________
– здоровье (физическое и психическое) __________
– интересная работа __________
– красота природы и искусства __________
– любовь (духовная и физическая) __________
– материальное обеспечение жизни __________
– наличие хороших и верных друзей __________
– общественное признание __________
– познание (образование, кругозор) __________
– продуктивная жизнь __________
– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________
– развлечения __________
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___
– счастливая семейная жизнь __________
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________
– творчество (возможность творческой деятельности) ________
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________
– аккуратность (чистоплотность) __________
– воспитанность (хорошие манеры) __________
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___
– жизнерадостность __________
– исполнительность __________
– независимость __________
– непримиримость к недостаткам в себе и других __________
– образованность __________
– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________
VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:
1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.
VIII. Закончите предложения.
1. Каждый из нас верит…
2. Каждый из нас имеет…
3. Каждый из нас готов…
4. Подвиги героев заставили нас задуматься…
5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…
6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…
7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…
Анализ этого материала может стать хорошей темой для классного часа. Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.
«Какой у нас коллектив»
(методика разработана профессором А. Н. Лутошкиным)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел».
«Песчаная россыпь»
Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.
Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.
Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
«Мягкая глина»
Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.
В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк»
В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.
Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус»
Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.
Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел»
Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.
Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
Диагностика воспитанности
школьников классным руководителем
В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:
1. Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.
2. Уровень сформированности различных личностных качеств.
3. Направленность личности:
• положительная — на добро и отрицательная — на зло;
• общественная направленность (на себя, на объект, на других людей — альтруизм, эгоизм).
4. Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.
5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).
Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение. Предлагаю апробированный комплект методик, которыми я пользуюсь при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.
I. Выявление направленности личности
1) «Ситуация выбора»
Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: старшеклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Старшеклассникам предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя старшеклассники, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности.
Таблица 1
ФИО класс
№ п/п
Вид деятельности или занятия
Твой
выбор
1
Разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы.
2
Подготовка сюрпризов для педагогов.
3
Подготовка сюрприза для своих одноклассников.
4
Изготовление украшений для вечернего платья.
5
Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д.
1
Проявить свои таланты.
2
Сделать приятный сюрприз для друзей.
3
Оказать помощь младшим.
4
Прославиться в школе.
5
Поиграть, весело провести время.
6
Приобрести нужные и полезные знания.
7
Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.
на себя:
на объект:
на других людей:
Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.
2) Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)
Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)
Таблица 2
ФИО
класс
N
Утверждение
Оценка (позитивная или негативная)
1
Хорошая жизнь — это ...
2
Быть человеком — значит ...
3
Самое главное в жизни ...
4
Нельзя прожить жизнь ...
5
Чтобы иметь друзей, надо ...
6
В хорошей школе ...
7
Когда есть свободное время, я ...
8
Музыка нужна, так как ...
9
Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...
Вывод:
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
(подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения учащихся.
Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах
ФИО класс
№п/п
Что тебя привлекает в деятельности?
Ответ: от З до 1 баллов
1
2
3
Интересное дело.
Возможность общения с разными людьми.
Возможность помочь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Возможность творчества.
Возможность приобрести новые знания, умения.
Возможность руководить другими.
Возможность участвовать в делах своего коллектива.
Возможность заслужить уважение товарищей.
Возможность сделать доброе дело для других.
Возможность выделиться среди других.
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем
Вывод:
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
II. Поступки, поведение учащихся
1. Педагогическое наблюдение и фиксация его результатов
Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в дневнике классного руководителя.
2.Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия)
Цель — выявление межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
—С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.
—С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?
Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие— деловых. На основании результатов составляется матрица (табл. 4), в которую вносится список класса. В верхнюю строку матрицы заносятся номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке под номерами учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку ученик А. Леонов (имеет № 7) выбрал Р. Васильева (номер 3), С. Иглова {№ 5) и П. Климова (№ 6), то соответствующие выборы ставятся на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Л. Антонова выбрала № 4 (М. Дятлова выбрала № 1 — Л. Антонову), то эти два выбора с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны жирным шрифтом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек— кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.
Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг— «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты, члена Совета школы и т.п.) заштриховывают.
Таблица 4
N9
Кто выбирает
Кого выбирают
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
Андреянова И.
3
1
2
2
Василенко Д.
2
1
3
3
Еремеев Р.
2
3
1
4
Должикова М.
3
1
2
5
Игумнов А.
1
3
2
6
Кондратьев Р.
1
3
2
7
Коротун О.
1
2
3
8
Макаров Д.
2
3
1
9
Мазурова О.
2
1
3
10
Ойлер В.
1
3
2
11
Рушкин А.
2
1
3
12
Ситдикова Г.
1
2
3
13
Трамбач А.
3
2
1
14
Чуркина А.
2
3
1
15
Черкашина Т.
1
2
3
Количество полученных выборов
4
0
7
3
9
2
6
0
0
0
1
5
4
4
0
Количество взаимных выборов
3
0
3
3
1
1
1
0
0
0
0
1
1
0
0
отивы участия школьников в деятельности.
АНКЕТА
Оценка воспитанности учащихся 9-11 класс
№
Показатель
Суждение
Балл
01234
1
Самовоспитание
1. Стараюсь следить за своим внешним видом.
2. Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.
3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.
4. Умею организовывать свое время: смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни
2
Отношение к здоровью
5. Соблюдаю правила личной гигиены.
6. Стараюсь отказаться от вредных привычек.
7. Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).
8. Стараюсь правильно и регулярно питаться.
9. Соблюдаю режим дня
3
Патриотизм
10. С уважением отношусь к государственной символике.
11. Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.
12. Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.
13. Я осознаю гражданские права и обязанности.
14. Терпимо отношусь к людям другой национальности
4
Отношение к искусству
15. Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).
16. Умею находить прекрасное в жизни.
17. Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).
18. Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.
19. Занимаюсь художественным или прикладным творчеством
5
Отношение к природе
20. Бережно отношусь к растительному миру.
21. Бережно отношусь к животному миру.
22. Стараюсь сохранять природу.
23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).
24. Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)
6
Адаптирован-ность
25. Прислушиваюсь к мнению старших.
26. Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.
27. Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.
28. Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.
29. Стремлюсь не ссориться с друзьями
7
Автономность
30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
31. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
32. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
34. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие
8
Социальная активность
35. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.
36. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
37. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
38. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
39. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца
9
Нравственность
40. Я умею прощать людей.
41. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.
42. Мне нравится помогать другим.
43. Переживаю неприятности других как свои.
44. Стараюсь защищать тех, кого обижают
10
Социальная толерантность
45. Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.
46. Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.
47. Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.
1. Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на пять.
2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей, соотнести с числом анкетируемых.
3. На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности:
4. Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале: 0-2 - низкий уровень; 2-3 - средний уровень; 3-4 - высокий уровень.
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
Я оцениваю себя
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Уровень воспитанности учащихся.
Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
(методика Н.П. Капустина)
Я оцениваю себя
Меня оценивает учитель
Итоговые оценки
Любознательность:
- мне интересно учиться
- я люблю читать
- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
- я всегда выполняю домашнее задание
- я стремлюсь получать хорошие отметки
Прилежание:
- я старателен в учебе
- я внимателен
- я самостоятелен
- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
- мне нравится самообслуживание в школе и дома
Отношение к природе:
- я берегу землю
- я берегу растения
- я берегу животных
- я берегу природу
Я и школа:
- я выполняю правила для учащихся
- я выполняю правила внутришкольной жизни
- я добр в отношениях с людьми
- я участвую в делах класса и школы
- я справедлив в отношениях с людьми
Прекрасное в моей жизни:
- я аккуратен и опрятен
- я соблюдаю культуру поведения
- я забочусь о здоровье
- я умею правильно распределять время учебы и отдыха
- у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок. Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Любознательность
Прилежание
Отношение к природе
Я и школа
Прекрасное в моей жизни
Средний балл
Уровень воспитанности
сам
Уч.
сам
Уч.
сам
Уч.
сам
Уч.
сам
Уч.
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
23
25
26
В классе учащихся
… - имеют высокий уровень воспитанности
… - имеют хороший уровень воспитанности
… - имеют средний уровень воспитанности
… - имеют низкий уровень воспитанности
Методика диагностики уровня сформированности толерантности
Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по ее результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребенка. Узнать об изменениях в личности подростка, в характере его отношений к иным культурам, к людям, непохожим на него самого, помогут различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием подростков во время ролевых игр, проблемных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ школьников - сочинений, продуктов совместной игровой деятельности детей, анкетирование, позволяющее увидеть количественные показатели изменений.
Остановимся подробнее на последнем. Лучше всего, если опросник будет предложен школьникам дважды: первый раз - перед тем, как педагог начнет реализовывать описанную выше методику; второй раз - спустя год, два или три. В этом случае можно получить представление о динамике отношений подростков к представителям иных культур.
Суть опросника такова. Школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или несогласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или нетолерантной позиции человека по отношению к людям других культур.
Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у школьников. Условно мы выделили четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.
Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.
Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, эти проявления нетолерантного отношения к людям часто остаются незамечаемыми в школе.
Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.
Методика диагностики уровня сформированности толерантности Опросный лист
Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или несогласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
О ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
-- сильное несогласие (конечно, нет)
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
Истинной религией может быть только одна религия.
Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности
Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1 балл. Если «--», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы:
3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется;
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги. Баллы:
от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - отражают невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - отражают невысокий уровень толерантности;
от 45 до 90 - отражают высокий уровень толерантности.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.Бойко)
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко (Практическая психодиагностика, 1998), позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.
Бланк методики
Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где
0 – совсем неверно,
1 – верно в некоторой степени,
2 – верно в значительной степени,
3 – верно в высшей степени.
Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека
№
Утверждения
Баллы
1.
Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
2.
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
3.
Шумные детские игры я переношу с трудом
4.
Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно
5.
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
Всего:
Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей
других людей.
№
Утверждения
Баллы
6.
Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
7.
Меня раздражают любители поговорить
8.
Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе
9.
Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры
10.
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня
Всего:
Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей
№
Утверждения
Баллы
11.
Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)
12.
Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
13.
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны
14.
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
15.
Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем
Всего:
Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров
№
Утверждения
Баллы
16.
Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
17.
Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен
18.
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
19.
Мне неприятны самоуверенные люди
20.
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам
32.
Меня часто упрекают в ворчливости
33.
Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю
34.
Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки
35.
Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь
Всего:
Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми
№
Утверждения
Баллы
36.
Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку
37.
Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях
38.
Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь
39.
Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)
40.
Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей
Всего:
Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других
№
Утверждения
Баллы
41.
Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам
42.
Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер
43.
Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе
44.
Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми
45.
Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав
Всего:
Обработка результатов
По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. В среднем опрошенные набирают: воспитатели дошкольных учреждений – 31 балл, медсестры – 43, врачи – 40 баллов. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.
Диагностика уровня сформированности толерантности
у подростков
Опросный лист
Инструкция: Вам будет предложен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно следующим образом:
++ сильное согласие (конечно, да)
+ слабое согласие (скорее да, чем нет)
О ни да, ни нет
- слабое несогласие (скорее нет, чем да)
-- сильное несогласие (конечно, нет)
Постарайтесь быть искренними. Свои оценки Вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!
Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.
Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.
Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решения большинства.
Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.
Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.
Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.
Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их обычаями и традициями.
Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.
Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.
Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.
Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.
Улучшать районы проживания бедноты - это бесполезная трата государственных денег.
Евреи - такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.
Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.
Человека, который любит другую страну и помогает ей больше, чем своей, необходимо наказывать.
Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.
Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.
Все чеченцы по своей натуре одинаковы.
Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.
Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться - это их личное дело.
Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.
То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.
Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.
Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.
Истинной религией может быть только одна религия.
Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.
То, что Россия - многонациональная страна, обогащает ее культуру.
Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.
Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что и другие также должны это понять.
Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.
Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.
Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.
Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.
Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.
Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение.
Нашей стране необходимо больше терпимых людей - таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.
Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.
Люди другой расы или национальности может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.
Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.
Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
Идти на уступки - это значит проявлять слабость.
Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «0», то 0 баллов. Если «-», то -1балл. Если «--», то -2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15, 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
баллы от -90 до -45 отражают высокий уровень развития интолерантности;
от -45 до 0 - невысокий уровень интолерантности;
от 0 до 45 - невысокий уровень толерантности;
от 45 до 90 - высокий уровень толерантности.
Социометрия
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3—5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии, выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.
Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку — номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1,2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.
Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала №1—Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом» Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.
Матрица выбора
Рис. 1
Социограмма (рис. 1) представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг -«предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый—«изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный—сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (комсорга, старосты и т. п.) заштриховывают.