Тип проекта: информационно-практико-ориентированный-творческий.
Вид проекта: среднесрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Бережное отношение к природе и «братьям нашим меньшим» очень актуальна в современном мире, поэтому проект направлен на формирование у детей познавательного интереса к жизни птиц родного края, воспитания любви, бережного, заботливого отношения к птицам.
Актуальность проекта:
2017 год указом нашего президента В.Н.Путина объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания становится особенно остро и актуально. Важно в этот период успеть сформировать у детей любовь и заботу о живой природе, научить беречь окружающий мир. Приобретённые знания о окружающем мире вызывает у детей глубокий искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становится всё меньше и меньше корма, в результате они могут даже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того, что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели!
Цель проекта:
Формировать представление детей о зимующих птицах, об особенностях их жизни в зимний период, о том, чем их кормить, о роли человека в жизни птиц.
Приучать детей любить и заботиться о птицах.
Вызвать у детей сочувствие к птицам, которые страдают зимой о холода и голода, желание и готовность им помогать!
Наблюдать за птицами и защищать пернатых в зимний период.
Испытывать радость, осознание, что можно спасти птиц от гибели.
6. Организовать совместную деятельность родителей и детей.
Задачи проекта:
Образовательные
1. Расширять представления детей о зимующих птицах родного края.
2. Обобщать знания детей о жизни и повадках птиц зимой.
3. Расширять представление детей и их родителей о разных видах кормушек, способах их изготовления из разного материала.
4. Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие
Развивать познавательную активность детей, потребность в общении с природой
и с окружающим миром.
2. Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
1. Воспитывать у детей ответственность «за братьев наших меньших», желание помочь им в трудных, холодных, зимних условиях.
2. Воспитывать дружественные отношения в детском коллективе.
3. Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
4. Заинтересованность детей и их родителей природоохранной деятельностью.
Для педагога.
1. Пополнить знания детей о зимующих птицах Ростовской области.
2. Развивать любознательность, «живой интерес».
3. Расширять знания детей о живой природе, о среде обитания зимующих птиц, и их образе жизни.
4. Развивать творческие способности детей.
Ожидаемый результат:
1. Формировать у детей представление о жизни зимующих птиц, их приспособленности к суровым условиям жизни.
2. Активизация словаря, развитие коммуникативности, умений и навыков взаимодействия с окружающим миром (взрослыми и детьми).
3. Совместное творчество педагога, детей и родителей.
4. Участие в данном проекте поможет детям систематизировать полученные знания и использовать их в повседневной жизни.
Решение проблемной ситуации:
- Что может произойти если не подкармливать птиц зимой?
- Беседы: «Пользу или вред приносят птицы? Меню птиц. Как живут пернатые друзья зимой? Кто заботиться о птицах зимой? Как дети с родителями заботятся о птицах?»
Подготовительный этап:
1. Выбор темы проекта, поставленные цели и задачи.
2. Подбор музыкально художественного материала для реализации проекта по теме.
3. Подбор и оснащение наглядно-методического материала.
4. Консультации для родителей «Такие разные кормушки»., «Каким кормом надо кормить птиц?», «Помогаем нашим братьям меньшим».
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.
6. Подбор подвижных, дидактических и словесных игр.
7. Разучивание стихов, песен, пословиц, поговорок.
Основной этап.
Перечень мероприятий:
Цикл занятий:
«Как узнать птиц?
Цель: познакомить детей с особенностями строения зимующих птиц и их окраской».
«Зимующие птицы».
Цель: продолжать знакомство детей с зимующими птицами.
«Покормим птиц зимой».
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Воспитывать желание им помогать зимой.
2. Наблюдение за птицами на прогулке.
Цель: учить наблюдать за птицами, узнавать и называть их. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, желание беречь и защищать его.
3. Изготовление кормушек родителями для птиц.
Консультация для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц?».
Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Организовывать совместную деятельность детей и их родителей.
4. Развешивание кормушек для птиц.
5. Смотр кормушек.
Цель: воспитывать чувство радости и гордости от проделанной работы родителей с детьми.
6. Регулярное прикармливание зимующих птиц.
Цель: воспитывать чувство ответственности за «братьев наших меньших».
7. Чтение художественной литературы, разучивание стихов о птицах, чтение поговорок, пословиц, народных примет о птицах, рассматривание альбома «Зимующие птицы».
Цель: воспитывать интерес к художественному слову, знакомство с художественным произведениями, сказками, стихами, поговорками, народными приметами о птицах.
8. Рисование птиц различными художественными материалами;
а) выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (рисование ладошкой, ватной палочкой и отпечаток пластмассовой пробки) красками «Птичья столовая».
б) рисование гуашью зимующих птиц.
в) разукрашивание шаблонов воробья, синицы, снегиря и других зимующих птиц.
Цель: учить детей изображать птиц разнообразными художественными средствами, передавать особенности строения их тела, повадки. Развивать художественный вкус, воспитывать интерес к рисованию, творчество детей.
9. Лепка «Птицы на кормушке», пластилин графия «Птицы на ветках».
Цель: продолжать учить детей лепить птиц использовать разную технику. Учить соединять между собой части путём их присоединения друг другу. Развивать мелкую моторику рук.
10. Аппликация «Зимующие птицы».
Цель: учить детей вырезать птиц из бумаги (геометрические фигуры путём срезывания и закругления углов. Учить составлять из частей-целое изображение. Закреплять навык работы с ножницами, клеем, кистью, салфеткой.
11. Беседы о птицах, о помощи в зимнее время, заготовка корма для птиц.
Цель: продолжать знакомить с жизнью птиц в зимних условиях. Воспитывать ответственность, желание помогать.
12. Прослушивание голосов, пение птиц.
Цель: развивать музыкальный слух.
13. Просмотр цикла видеофильмов о жизни птиц.
Цель: знакомство с жизнью птиц в разное время года.
14. Организация словесных, подвижных, дидактических игр.
Цель: учить детей выполнять игровые действия, соблюдать правила игры, воспитывать умение сотрудничать друг с другом.
Продукт проектной деятельности:
Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (рисование ладошкой, ватной палочкой и отпечаток пластмассовой пробки), красками «Птичья столовая».
Рисование гуашью, красками «Зимующие птицы».
Разукрашивание силуэтов зимующих птиц.
Лепка «Птичья столовая», пластилин графия «Птицы на ветках».
Аппликация «Зимующие птицы».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» из серии П. И. Чайковского «Времена года», песни А. Пугачёвой «Расскажите птицы» И. Грибу Лина «Люди, птицы, и звери».
Заучивание стихотворения «Наша столовая» З. Александрова, «Покормите птиц зимой» А. Яшин, чтение стихотворений Н. Рубцов «Воробей», «Ворона», «Трудно птицам зимовать» А. Чепурнов и т.д.
Организация п/и «Воробьи и кот», «Птички и автомобиль», «Совушка -сова», «Птички летают», Игровые упражнения и дидактические игры «Какая это птица?», «Сосчитай птиц», «Соедини по точкам», «Какой птицы не стало?», «Угадай по описанию», «Какая птичка прячется за веткой? и т.д.
Чтение пословиц, загадок, скороговорок, народных примет о птицах.
Чтение рассказов: «Синица» В. Зотов, «Птичья столовая», «Растрёпанный воробей» В. Бианки, «Воробьишко» М. Горький, «Чем дятел зимой кормится?» Г.Скребитский и В.Чаплина.
Изготовление родителями кормушек.
Развешивание кормушек, меню для птиц.
Прогулки - наблюдения за птицами в кормушках. Наблюдения за поведением птиц (внешний вид, питание, строение, повадки, сходства и различия).
Исследовательская деятельность:
- ежедневно кормили птиц, наблюдали на какую кормушку прилетит больше птиц. Дети сделали вывод, какими должны быть кормушки для птиц. Просторными, прочными, удобными, с большой крышей! Птички прилетали на все кормушки, дети определяли по следам какие птицы прилетали к нам на участок. Слушали как чирикает воробей, каркает ворона, стрекочет сорока, свистит синица, воркует голубь. Наблюдали какой корм предпочитают птицы, какие птицы любят семечки подсолнуха, крошки хлеба, зёрна пшеницы, ячменя, сало.
- А также узнали, чем нельзя кормить птиц! Любые солёные, жареные, острые, кислые продукты.
- Очень опасен чёрный хлеб- он закисает в зобе птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя: цитрусовых, кожуры бананов, пряностей!
Реализация проекта:
- В результате работа получилась объёмной и познавательной.
- Расширяя кругозор и представление о зимующих птицах повысился общий уровень знания детей о окружающем мире.
- Дети овладели конкретными знаниями о живой природе.
- Улучшилась предметно-развивающая среда: художественной литературой, фото, иллюстрациями, стихами, рассказами, загадками о птицах.
- У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители принимали активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Вывод.
-В ходе реализации проекта мы с воспитанниками постоянно заботились о пернатых!
Таким образом я уверена, что у воспитанников успешно сформировалось гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать совместно с родителями, используя различный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать птиц, пока не появятся насекомые.
Своим проектом мы полностью подтвердили гипотезу о том, что если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы можем помочь им пережить холодный период года!