Предлагается поход к воспитанию, идущий не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание на основе потребностей человека»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр технологического образования и детского технического творчества» г. Белгорода
ДОКЛАД
Тема: «Воспитание учащихся на основе потребностей»
Подготовил: преподаватель высшей
квалификационной категории
Затонских Ольга Михайловна
г. Белгород 2016 год
Воспитание на основе потребностей человека
Предлагается поход к воспитанию, идущий не от общества, а от ребенка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена, не от общественных потребностей, а от потребностей внутренних проблем человеческого индивида, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремится познать себя, непонятного и непокорного, найти в мире свое место, единственное, но законное, выразить, реализовать себя, уникального и неповторимого. Не надо «формировать» ребенка, пытаться сделать из маленького человека болванку, унылый стандарт, повторяющий нас самих. Необходимо доверять человеческой природе.
Базовые потребности – главная цель, объект педагогической заботы и критерий эффективности воспитательной работы. Из такого понимания воспитательного процесса вытекает определение воспитания как деятельности педагога, направленной на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: 1) в творческой деятельности (задание по выполнению творческих проектов по желанию учащихся)
2) быть здоровым (соблюдение личной гигиены и правил санитарии)
3) в защищенности, безопасности (соблюдение правил техники безопасности при выполнении практических работ, требований охраны труда)
4) в смысле жизни (Беседы об увлечениях, склонностях, интересах)
5) в самореализации (самоосуществлении)
6) в удовольствии, наслаждении (беседы о желаниях, музыке, напитках блюдах, здоровье)
7) в уважении, признании, необходимом социальном статусе ( доверительные беседы о планах на будущее)
Ребенок – существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и душевных сил. Отсюда становится очевидной цель воспитательной деятельности: обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося, которые следует формировать на основе следующих принципов:
Принцип природосообразности: отказ от переделки ребенка; исходная позиция – доверие к нему, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития; поиск, обнаружение внутренних сил
Принцип целостности в подходе к ребенку: понимание его как неразрывного единства биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания
Деятельностный принцип: воспитывает не только педагог и не только нравоучениями, сколько организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества, как примеров для подражания
Возрастной принцип: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями детей разного возраста, а также меры нагрузки в любой деятельности, не выполняя за ученика то, что он может сделать сам
Принцип гуманизма: всестороннее взаимодействие воспитателя и воспитанника на объективном единстве целей с глубоким уважением учащегося
Как показывает жизнь воспитание невозможно без принуждения (например: есть общественные запреты). Но нужно пытаться отходить от принуждения до таких рамок, чтобы пробудить желание и даже потребность в каких-либо поступках, а вот это всегда сложно и трудно (почему нужно убирать территорию, убирать кабинет и т.д.), здесь необходима мотивация задания или распоряжение, создание ситуаций успеха, оценка реальных возможностей и сопоставления их с потребностями. Воспитание на основе потребностей – одна из самых важных граней воспитательного процесса.