Волейбол как средство физического воспитания в школе
Волейбол как средство физического воспитания в школе
Волейбол наряду с другими базовыми дисциплинами имеет существенное значение для воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков у школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волейбол как средство физического воспитания в школе»
Волейбол как средство физического воспитания в школе
Главная задача учебной дисциплины «волейбол» - содействовать формированию у школьников целостного представления к деятельности волейболиста (техника, тактика, физическая подготовка). Это требует системного подхода, при котором школьник получит определённый набор знаний и умений от этой игры. Очень важна при этом интеграция с другими дисциплинами. Роль объединённого фактора в процессе обучения школьников волейболу призваны сыграть межпредметные связи по анатомии, физиологии, гигиены, истории и др.
Волейбол - это спортивная игра традиционно популярна среди всех категорий населения страны, благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому, волейбол служит эффективным средством физического воспитания школьников, что является актуальным в настоящее время. Практически во всех образовательных учреждениях волейбол введён в учебные программы. Он широко практикуется во внеклассной и во внешкольной работе, используется в учреждениях высшего и среднего образования.
С помощью игры «Волейбол» достигается цель – формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
В школе игра в волейбол занимает важное место. Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно-важных качеств и прежде всего, основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение).
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно-важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению «волейбольных» талантов ещё в школе, а также создаёт предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учётом действий партнёра. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
- подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
-действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей,
преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
-постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменяющуюся обстановку и принимать правильные решения.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями, совершенствованию основных физических качеств.
Цель работы:
содействовать формированию у школьников целостного представления к деятельности волейболиста (техника, тактика, физическая подготовка), формированию двигательных умений и навыков у школьников в волейболе.
Задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приёмами волейболистов;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, истории волейбола, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия в учебной и соревновательной деятельности.
Используемые технологии при обучении игры в волейбол
1.1 Дидактические приёмы и методы
Изучение основ волейбола осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающихся. Успешное осуществление учебного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебных задач возможно при использовании двух групп методик: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические методы включают:
-метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований;
-метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке;
-метод раннего освоения сложных элементов;
-метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития
физических качеств.
Спортивные методы включают:
- метод непрерывности и цикличности учебного процесса;
- метод максимальности и постепенности повышения требований;
- метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
-метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные;
-метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особое внимание следует уделять выявлению индивидуальных особенностей обучающихся при обучении технике и
тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.
В ходе учебного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку. На занятии может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке обучающихся. Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебного процесса.
Все упражнения делятся на:
- общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные.
Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма,
Подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технические приемы изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется с задачами каждого занятия, в соответствии с этим, происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования (Приложение 1).
1.2 Внеурочные формы занятий
Внеклассная и спортивно-оздоровительная работа в школе играет огромную роль в процессе становления физически развитого и ведущего здоровый образ жизни человека, так как на уроках физической культуры невозможно реализовать все задачи по физическому развитию личности и здесь на помощь приходит внеклассная и оздоровительная работа.
К внеклассной работе по физической культуре относится секция волейбола. Занятия в школьной секции волейбола, проходят, в основном, по урочному типу (Приложение 2). Они имеют образовательно-воспитательную и оздоровительную направленность, содержание, время и место. Ведущей фигурой выступает учитель физической культуры, который, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает
занимающихся, направляет их деятельность в соответствии с решениями намеченных задач. Контингент занимающихся постоянен и относительно однороден.
Однако, такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания
зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.
Весь процесс учебно-тренировочной работы в секции должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой и тактикой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение спортивного мастерства.
1.3 Технические средства обучения
Технические средства обучения помогают учителю обеспечивать обучающихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения, имеющиеся специальные блоки, позволят хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.
Существуют следующие виды ТСО:информационные, программированного обучения, контроль знаний, тренажеры и комбинированные.
При обучении игре в волейбол можно использовать технические средства: видео и телевизионные средства (телевизоры, мониторы, телекамеры, видеокамеры, видеомагнитофоны, видеоплееры, видеопроекторы, видеокассеты) а также компьютерные технологии.
1.4 Оздоровительные технологии
При обучении игре в волейбол важную роль играют оздоровительные технологии.
Чтобы занятия физической культурой оказывали положительное влияние на здоровье занимающихся, учителю необходимо соблюдать определённые правила:
- средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
- физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями обучающихся;
Принцип оздоровительной направленности обязывает учителей физической культуры так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функцию. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:
- совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям;
- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.
Таким образом, регулярное применение физических упражнение и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем и работоспособность.
Эффективность деятельности
Учитель, приступая к обучению, должен побудить у обучающихся сознательное, осмысленное отношение к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнений.
2.1 Основные мотивы для занятия волейболом
Основными мотивами для занятия волейболом являются:
- достижение успеха;
- быть сильным и здоровым;
- заниматься вместе с другом;
- быть членом команды;
- выполнять желание родителей;
- иметь красивую фигуру.
Волейбол, как игра спортивная, способствует всестороннему развитию школьника. Она (игра) развивает наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.
Волейбол направлен на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приёмов. В этой игре развиваются способности правильно оценивать и реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке.
Формирование умений и навыков повышает уровень развития физических качеств, являющихся одними из ведущих задач физического воспитания и спорта, в том числе игре в волейбол.
2.2 Двигательное умение
Овладение приёмом игры начинается с овладения основой техники, формирования двигательного умения, опирающегося на полученные знания о приёме, имеющийся двигательный опыт и сформированное представление, модель, «образ приёма».
Для приёма игры на уровне двигательного умения характерны признаки:
- управление движениями, составляющий целостный приём, не автоматизировано, работа совершается неэкономно при значительной степени утомления;
- способ решения двигательной задачи нестабильный, происходит поиск лучшего решения.
2.3 Двигательный навык
На этом уровне для приёма характерны признаки:
- выполнение движений происходит без сосредоточения внимания на них обучающегося;
- сознание обучающегося направлено в основном, на учёт изменений в обстановке и творческое решение двигательной задаче;
- выраженность, системность в движениях, которые объединены в целостный приём с устранением лишних движений, экономная затрата сил;
- повышенная роль двигательного анализатора, мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле над движениями, зрительный анализатор переключается на контроль;
Занятия физическими упражнениями в ходе подготовке к игре, активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечнососудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.
Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно-важных двигательных умений и навыков.
2.4 Оптимизация деятельности педагога
В последние годы получили теоретическое обоснование и успешно применялись на практике методы и приемы повышения эффективности урока, увеличение пропускной способности снарядов, программированное обучение и др. В современных условиях учитель должен уметь реализовать все принципы дидактики, знать новые педагогические теории, эффективные формы и методы обучения и использовать их в своей педагогической практике.
Особое внимание следует уделять созданию на занятиях благоприятных морально-психологических условий. Необходимо добиваться, чтобы без исключения школьники на занятиях были заняты делом, работали активно, творчески.
В создании на занятиях благоприятных морально-психологических условий большое значение имеет профессиональное мастерство учителя, его нравственные качества, неуклонные следования этическим нормам педагога.
Соблюдение основных правил и принципов обучения позволяет учителю физической культуры эффективно решать стоящие перед ним задачи:
- организации целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;
- обеспечением положительной мотивации в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, раскрытием спортивного потенциала каждого занимающегося;
- достижением сплочённости коллектива (команды);
- личным отношением к выполнению обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне: