Волейбол как средство повышения профессионально-прикладных физических качеств учащихся
Волейбол как средство повышения профессионально-прикладных физических качеств учащихся
Выбор спортивной игры волейбол как средства повышения профессионально-прикладных физическихкачеств учащихся.
Введение. Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений, двигательных действий человека, а так же высокой концентрацией его внимания. В настоящее время учащиеся сталкиваются с трудностями адекватной самооценки, эмоциональной стабильности, неумением управлять своими эмоциями, повышенной тревожностью, неумением конструктивно разрешать конфликты. Их часто постигают неудачи, страхи, что ухудшает самочувствие и уменьшает самооценку. Взаимодействие учащихся с учебной средой в школе - серьезный раздражитель, а часто непосильное испытание для многих систем организма учащегося.
В этой связи использование средств физической культуры и спорта для подготовки к современному высококвалифицированному труду требует определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии.
Физическая культура и спорт являются отличным средством воспитания и развития, необходимых профессионально-психофизических качеств, быстрого приспособления ко всем требованиям профессии, способствуют доведению профессиональных двигательных действий до эффективности высокой степени.
В связи с ростом автоматизации и компьютеризации труда тренера-преподавателя, проблема использования средств физической подготовки недооценивается. Для ряда профессий тренерской специализации характерны длительные статические усилия, высокая координационная способность верхних конечностей, точность двигательных реакций сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью. В профессиональной деятельности тренера-преподавателя есть тотальный затрат мышечных усилий тонко возрастают требования к экстренной переработке большого объема сенсорной информации и скоротечным психомоторным реакциям. Здесь наблюдаются статическая выносливость мышц рук и туловища с отличной координацией кистей и пальцев при относительной подвижности нижних конечностей. В хранении и переработке информации принимают участие психологические процессы: внимание, память (обзорная память и двигательная) и мышление (оперативное, понятийное и логическое).
Задачи исследования.
1.Изучение отношения учащегося к спортивной игре волейбол. 2.Определение самой подходящей спортивной игры для развития необходимых физических и психологических качеств для воспитанников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение и анкетирование воспитанников по возрастам. Занимаясь волейболом, можно совершенствовать фоновые движения, соответствующие того или иного вида спорта. Проблема выбора вида спорта, а в частности спортивных игр для детей, исследовалась неоднократно. Но все же чтобы решить, какие упражнения необходимо выполнять в том или ином конкретном случае, необходимо знать, как отдельные элементы одного и того же вида спорта влияют на развитие конкретных функций. Необходимо учитывать и возможность отрицательного воздействия определенного вида спорта и его отдельных элементов на профессионально важные функции. На пример, на занятиях гимнастикой из-за омозолелости подушечек пальцев снижается их чувствительность. Поэтому гимнастика (так же как и занятия штангой) не подойдет тем, чьи руки должны служить чутким рабочим инструментом . Лучшим средством развития нужных физических качеств для полноценного физического развития являются спортивные игры.
С.А.Полиевский (1988) предлагает следующие спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Проведем анализ каждой из них.
Баскетбол. Баскетболисту все время приходится менять направление и скорость бега, часто делать повороты на месте и в движении, высоко прыгать. Все это вырабатывает быстроту, ловкость и выносливость. В связи с тем, что в баскетболе необходимо мгновенно оценивать быстро меняющиеся ситуации, совершенствуется зрительный анализатор. Большое значение для точности передач мяча и бросков мяча в кольцо имеет проприоцептивная (суставная) чувствительность кисти. Развивается и анализатор положения тела в пространстве, вестибулярная устойчивость (В.И.Нелидов, И.В.Попов, 1971).
Волейбол. Прыжки, быстрые перемещения, удары по мячу и другие необходимые в игре движения хорошо развивают и укрепляют мышцы. Интенсивное движение укрепляет сердце и развивает легкие. Игрокам часто приходиться в доли секунды принимать решение и действовать. Это вырабатывает у них быстроту реакции, хороший глазомер. Волейбол отличается скоростно-силовой работой переменной мощности. Для выполнения точных подач и передач мяча, обманных атакующих ударов требуется высоко координированная работа зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Для атаки характерны резкие, ударные движения, требующие прекрасной ориентировки в безопорном положении (А.В.Ивойлов, 1977 А.И.Якшичев; К.В., Ильющенко; Г.М.Посаженников, 1972).
Футбол. Футболисту приходится делать рывки, чтобы опередить соперника, занять выгодную позицию. Следовательно, развивается быстрота и выносливость. Каждый игрок должен умет метко бить по мячу обоими ногами. Для футбола важны пространственная точность движения и быстрота двигательной реакции (М.С.Кузнецов, И.М.Гилев, 1972). По нашему мнению, лучшим средством является волейбол. В этой игре нет таких больших игровых площадей, что влечет за собой принятие не всегда оправданных решений на фоне усталости, нет контакта с соперником, как в баскетболе, футболе. В контактных видах спорта очень часто допускается грубость, применяются запрещенные приемы, совершаются аморальные поступки. В спортивную борьбу привносится нездоровый агрессивный характер. В хоккее, например, это проявляется в жестокости, грубости, не имеющих ничего общего с гуманной сущностью спорта (О.А.Черникова, В.Г.Норакидзе, 1973).
В футболе совсем не задействованы плечевой пояс, кисти рук. Хоккей имеет сугубо силовую направленность, кроме того, клюшка имеет слишком большую длину для того, чтобы развивать точность мелких движений кисти.
Результаты исследования. Для выявления отношения воспитанников к конкретному виду спортивных игр, нами была предложена анкета, где нужно было дать ответ на 10 вопросов по 5-ти балльной шкале. В анкетировании приняли участие учащиеся разновозрастных групп - всего 60 человек (из них 20 девушек). После обработки полученных данных, выявлено, что самую низшую оценку получил хоккей. Скорее всего из-за того, что данный вид в нашем районе не развит.
С футболом похожая ситуация. За соревнованиями между женскими командами наблюдают с точки зрения «экзотики», зачастую пренебрегая их спортивным мастерством и техникой. В комментариях телеведущих и журналистов, особенно мужчин, женский футбол упоминается с насмешкой, что, несомненно, повлияло на результат опроса.
По мнению корреспондентов, лучшими играми для учащихся являются футбол (41,7%) и волейбол (56,2%). В нашей спортивной школе эти два вида развиты на достаточно высоком уровне. К примеру, команда по футболу неоднократно становилась призером и победителями районных и краевых соревнований. Волейболисты нашей школы также участвуют и занимают призовые места на районных и краевых соревнованиях.
Воспитанники ДЮСШ могли также наблюдать игры лучших волейболистов города, так как выезжают на супер лиги взрослых женских и мужских команд. По части интеллектуальности этих двух игр мнения оказались равны - по 41,45%. Кроме того, эстетически лучше всех других выглядят все же волейболисты (85,7%). А это играет не последнюю роль.
По результатам опроса (табл.1) все же с небольшим перевесом победил волейбол (46,9%)
Для выявления необходимых тренеру-преподавателю психологических качеств, являющихся обязательными для футбола и волейбола, нами была предложена анкета (табл. 2).
В результате опроса 55.9 % респондентов отдали предпочтение волейболу. На первом месте оказались такие качества как спокойствие (88%) и психическая устойчивость (87%), а также экономичность движений (86,6%). По таким качествам, как амбициозность и агрессивность, нежелательных для тренера, впереди оказался футбол (59% и 85,7% соответственно). По организованности (69,9%) и самообладанию (71,3%) победил волейбол. Представленные данные свидетельствуют не только о несомненно положительном влиянии волейбола на профессиональные качества специалистов медицинского профиля, но и позволяют констатировать достаточно высокий уровень заинтересованности опрошенных воспитанников к волейболу. В нашем исследовании упражнения и отдельные приемы волейбола играют важную роль для разработки методик физического воспитания с целью повышения физической подготовленности учащихся в условиях обучения в спортивной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Волейбол как средство повышения профессионально-прикладных физических качеств учащихся »
Выбор спортивной игры волейбол как средства повышения профессионально-прикладных физическихкачеств учащихся.
Введение. Современная медицина характеризуется повышением сложности и интенсивности труда, быстротой и точностью решений, двигательных действий человека, а так же высокой концентрацией его внимания. В настоящее время учащиеся сталкиваются с трудностями адекватной самооценки, эмоциональной стабильности, неумением управлять своими эмоциями, повышенной тревожностью, неумением конструктивно разрешать конфликты. Их часто постигают неудачи, страхи, что ухудшает самочувствие и уменьшает самооценку. Взаимодействие учащихся с учебной средой в школе - серьезный раздражитель, а часто непосильное испытание для многих систем организма учащегося.
В этой связи использование средств физической культуры и спорта для подготовки к современному высококвалифицированному труду требует определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии.
Физическая культура и спорт являются отличным средством воспитания и развития, необходимых профессионально-психофизических качеств, быстрого приспособления ко всем требованиям профессии, способствуют доведению профессиональных двигательных действий до эффективности высокой степени.
В связи с ростом автоматизации и компьютеризации труда тренера-преподавателя, проблема использования средств физической подготовки недооценивается. Для ряда профессий тренерской специализации характерны длительные статические усилия, высокая координационная способность верхних конечностей, точность двигательных реакций сопряженных с повышенным вниманием, лабильным мышлением и оперативной памятью. В профессиональной деятельности тренера-преподавателя есть тотальный затрат мышечных усилий тонко возрастают требования к экстренной переработке большого объема сенсорной информации и скоротечным психомоторным реакциям. Здесь наблюдаются статическая выносливость мышц рук и туловища с отличной координацией кистей и пальцев при относительной подвижности нижних конечностей. В хранении и переработке информации принимают участие психологические процессы: внимание, память (обзорная память и двигательная) и мышление (оперативное, понятийное и логическое).
Задачи исследования.
1.Изучение отношения учащегося к спортивной игре волейбол. 2.Определение самой подходящей спортивной игры для развития необходимых физических и психологических качеств для воспитанников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение и анкетирование воспитанников по возрастам. Занимаясь волейболом, можно совершенствовать фоновые движения, соответствующие того или иного вида спорта. Проблема выбора вида спорта, а в частности спортивных игр для детей, исследовалась неоднократно. Но все же чтобы решить, какие упражнения необходимо выполнять в том или ином конкретном случае, необходимо знать, как отдельные элементы одного и того же вида спорта влияют на развитие конкретных функций. Необходимо учитывать и возможность отрицательного воздействия определенного вида спорта и его отдельных элементов на профессионально важные функции. На пример, на занятиях гимнастикой из-за омозолелости подушечек пальцев снижается их чувствительность. Поэтому гимнастика (так же как и занятия штангой) не подойдет тем, чьи руки должны служить чутким рабочим инструментом . Лучшим средством развития нужных физических качеств для полноценного физического развития являются спортивные игры.
С.А.Полиевский (1988) предлагает следующие спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол. Проведем анализ каждой из них.
Баскетбол.Баскетболисту все время приходится менять направление и скорость бега, часто делать повороты на месте и в движении, высоко прыгать. Все это вырабатывает быстроту, ловкость и выносливость. В связи с тем, что в баскетболе необходимо мгновенно оценивать быстро меняющиеся ситуации, совершенствуется зрительный анализатор. Большое значение для точности передач мяча и бросков мяча в кольцо имеет проприоцептивная (суставная) чувствительность кисти. Развивается и анализатор положения тела в пространстве, вестибулярная устойчивость (В.И.Нелидов, И.В.Попов, 1971).
Волейбол.Прыжки, быстрые перемещения, удары по мячу и другие необходимые в игре движения хорошо развивают и укрепляют мышцы. Интенсивное движение укрепляет сердце и развивает легкие. Игрокам часто приходиться в доли секунды принимать решение и действовать. Это вырабатывает у них быстроту реакции, хороший глазомер. Волейбол отличается скоростно-силовой работой переменной мощности. Для выполнения точных подач и передач мяча, обманных атакующих ударов требуется высоко координированная работа зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Для атаки характерны резкие, ударные движения, требующие прекрасной ориентировки в безопорном положении (А.В.Ивойлов, 1977 А.И.Якшичев; К.В., Ильющенко; Г.М.Посаженников, 1972).
Футбол. Футболисту приходится делать рывки, чтобы опередить соперника, занять выгодную позицию. Следовательно, развивается быстрота и выносливость. Каждый игрок должен умет метко бить по мячу обоими ногами. Для футбола важны пространственная точность движения и быстрота двигательной реакции (М.С.Кузнецов, И.М.Гилев, 1972). По нашему мнению, лучшим средством является волейбол. В этой игре нет таких больших игровых площадей, что влечет за собой принятие не всегда оправданных решений на фоне усталости, нет контакта с соперником, как в баскетболе, футболе. В контактных видах спорта очень часто допускается грубость, применяются запрещенные приемы, совершаются аморальные поступки. В спортивную борьбу привносится нездоровый агрессивный характер. В хоккее, например, это проявляется в жестокости, грубости, не имеющих ничего общего с гуманной сущностью спорта (О.А.Черникова, В.Г.Норакидзе, 1973).
В футболе совсем не задействованы плечевой пояс, кисти рук. Хоккей имеет сугубо силовую направленность, кроме того, клюшка имеет слишком большую длину для того, чтобы развивать точность мелких движений кисти.
Результаты исследования. Для выявления отношения воспитанников к конкретному виду спортивных игр, нами была предложена анкета, где нужно было дать ответ на 10 вопросов по 5-ти балльной шкале. В анкетировании приняли участие учащиеся разновозрастных групп - всего 60 человек (из них 20 девушек). После обработки полученных данных, выявлено, что самую низшую оценку получил хоккей. Скорее всего из-за того, что данный вид в нашем районе не развит.
С футболом похожая ситуация. За соревнованиями между женскими командами наблюдают с точки зрения «экзотики», зачастую пренебрегая их спортивным мастерством и техникой. В комментариях телеведущих и журналистов, особенно мужчин, женский футбол упоминается с насмешкой, что, несомненно, повлияло на результат опроса.
По мнению корреспондентов, лучшими играми для учащихся являются футбол (41,7%) и волейбол (56,2%). В нашей спортивной школе эти два вида развиты на достаточно высоком уровне. К примеру, команда по футболу неоднократно становилась призером и победителями районных и краевых соревнований. Волейболисты нашей школы также участвуют и занимают призовые места на районных и краевых соревнованиях.
Воспитанники ДЮСШ могли также наблюдать игры лучших волейболистов города, так как выезжают на супер лиги взрослых женских и мужских команд. По части интеллектуальности этих двух игр мнения оказались равны - по 41,45%. Кроме того, эстетически лучше всех других выглядят все же волейболисты (85,7%). А это играет не последнюю роль.
По результатам опроса (табл.1) все же с небольшим перевесом победил волейбол (46,9%).
Табл. 1. Предпочтение вида спорта.
№
Вопрос
Вид спорта
баскетбол
футбол
волейбол
1
Какой вид спорта предпочтителен именно для Вас?
35,8 %
48,1%
48,1%
2
Какой вид спорта, по Вашему мнению, более зрелищный?
44%
35%
35%
3
Где больше проявляется агрессия?
33,8%
1,4%
1,4%
4
В какой из этих спортивных игр наибольшие затраты физических сил?
44,5%
10,4%
10,4%
5
Спортсменки, какого из этих видов спорта выглядят наиболее эстетично?
13,9%
85,7%
85,7%
6
Самый интеллектуальный вид.
41,45%
41,45%
41,45%
7
Чему бы Вы хотели научиться?
32%
67,2%
67,2%
8
Какая из этих игр самая технически сложная?
14,3%
73,1%
73,1%
9
Какой вид позволит добиться успеха в нашем вузе?
49,9%
50,1%
50,1%
10
Какой вид спорта наиболее подходит для медработника?
41,7%
56,2%
56,2%
Итого:
Σ = 35,1%
Σ = 46,9%
Σ= 46,9%
Для выявления необходимых тренеру-преподавателю психологических качеств, являющихся обязательными для футбола и волейбола, нами была предложена следующая анкета (табл. 2).
Табл. 2. Психологические качества, наиболее подходящие для конкретного вида спорта.
№
качество
Вид спорта
Футбол, %
Волейбол, %
1
Уверенность
50,3
49,7
2
Стремление к успеху
53,3
46,7
3
Организованность
30,1
69,9
4
Собранность
48,3
51,7
5
Быстрота реакций
56,3
43,7
6
Спокойствие
12
88
7
Самостоятельность
73,9
26,1
8
Красота движений
28,3
71,7
9
Решительность
56
44
10
Самообладание
28,7
71,3
11
Амбициозность
59
41
12
Бдительность
46,2
53,8
13
Агрессивность
85,7
14,3
14
Психическая устойчивость
13
87
15
Готовность к риску
50,2
49,8
16
Экономичность движений
13,4
86,6
Итого:
Σ = 44,1
Σ = 55,9
В результате опроса 55.9 % респондентов отдали предпочтение волейболу. На первом месте оказались такие качества как спокойствие (88%) и психическая устойчивость (87%), а также экономичность движений (86,6%). По таким качествам, как амбициозность и агрессивность, нежелательных для тренера, впереди оказался футбол (59% и 85,7% соответственно). По организованности (69,9%) и самообладанию (71,3%) победил волейбол. Представленные данные свидетельствуют не только о несомненно положительном влиянии волейбола на профессиональные качества специалистов медицинского профиля, но и позволяют констатировать достаточно высокий уровень заинтересованности опрошенных воспитанников к волейболу. В нашем исследовании упражнения и отдельные приемы волейбола играют важную роль для разработки методик физического воспитания с целью повышения физической подготовленности учащихся в условиях обучения в спортивной школе.