kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,                                                        КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

                                                 Тараненко И.Н                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Старый Оскол МОУ «ООШ № 22»

        Занятия подвижными играми на уроках физической культуры, являются одной из эффективных форм укрепления здоровья и закалки организма детей.

       Богатейший педагогический потенциал народных, подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно в младших классах, спортивные – в средних и старших классах, а народные игры в регионах Российской Федерации применяются в школе достаточно редко.

       Ученный Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством

       Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и местные традиции.

Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяют на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.  

В играх на уроках физической культуры в отличие от других форм занятий главное внимание обращаем на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств.

Подбирая игры для урока,  учитываем задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы.

Каждая игра требует от участников проявления умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются. Элементарные игры не требуют специальной подготовки. Но есть игры, состоящие из довольно сложных двигательных действий. Нельзя, например, предложить учащимся игру «Мяч ловцу» («Мяч капитану»), если они не умеют бросать мяч, ловить его и передавать при соприкосновении с противником, не обладают хорошей реакцией, координацией движений и другими необходимыми качествами и навыками.

Сложное движение, включение в игру, предварительно осваивается занимающимися с помощью специальных упражнений.

Необходимо определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке устанавливать между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнения. После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания.

 Не рекомендуется после игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

Если вся основная часть урокам посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причем подбираются игры различные и по характеру движений.

Рекомендуется использовать командные игры, подводящие к спортивным, такие, например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал - садись», «Пионерская лапта», «В четыре стойки» и т.п., а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как, например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.

Обычные считалочки для выбора водящего перед игрой развивают память.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          В учебно-тренировочной работе по спортивным играм наряду со специальными упражнениями применяем игры, содействующие решению задач физической, технической и тактической подготовки. Спортивные различные игры имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Поэтому игры с отбором мяча у водящих, перемещениями, взаимодействием партнеров могут, быть одинаково успешно применятся как, например, в баскетболе, так и в хоккее и футболе.

Методика проведения подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

  1.  воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
  2.  укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому

развитию;

   3) содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Объяснять сразу всё содержание сложной игры бесполезно. Это только лишняя трата времени. Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:

1 этап – ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила).

2 этап – дальнейшее изучение правил.

3 этап – внесение изменений в содержание и правила игры.

Если первые два этапа непосредственно могут следовать один за другим, то последний можно отнести на последующие занятия. Объяснение полезно проверить на месте игры, расставив играющих и распределив роли.

Обучение детей подвижным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения.

Начинать обучение целесообразно с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и, наконец, к сложным командным играм. Трудность игровых действий нарастает вместе с усложнением отношений между играющими.

Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.

      Урок физической культуры обеспечивает единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставит задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы добиться этого надо сознавать игровые и соревновательные ситуации, реализовать межпредметные  связи, что подталкивает к поиску нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Тараненко И.Н Старый Оскол МОУ «ООШ № 22»


Занятия подвижными играми на уроках физической культуры, являются одной из эффективных форм укрепления здоровья и закалки организма детей.

Богатейший педагогический потенциал народных, подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно в младших классах, спортивные – в средних и старших классах, а народные игры в регионах Российской Федерации применяются в школе достаточно редко.

Ученный Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Лесгафт указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество [7].

Наступивший XXI век провозглашён международными организациями веком гуманизации образования. Поэтому, поиск наиболее эффективных путей управления здоровьем детей школьного возраста и оптиматизации их образа жизни являются ведущими задачами педагогической науки и практики. В этой связи одним из приоритетным направлений в развитии науки о физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества признано физическое воспитание, направленное на оздоровление учащихся, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, привлечение детей к здоровому образу жизни и всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися личной физической культурой [9].

Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и местные традиции.

Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяют на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

В играх на уроках физической культуры в отличие от других форм занятий главное внимание обращаем на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств.

Подбирая игры для урока, учитываем задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы.

Каждая игра требует от участников проявления умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются. Элементарные игры не требуют специальной подготовки. Но есть игры, состоящие из довольно сложных двигательных действий. Нельзя, например, предложить учащимся игру «Мяч ловцу» («Мяч капитану»), если они не умеют бросать мяч, ловить его и передавать при соприкосновении с противником, не обладают хорошей реакцией, координацией движений и другими необходимыми качествами и навыками.

Сложное движение, включение в игру, предварительно осваивается занимающимися с помощью специальных упражнений.

Необходимо определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке устанавливать между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнения. После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания.

Не рекомендуется после игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

Если вся основная часть урокам посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причем подбираются игры различные и по характеру движений.

Подвижные и народные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от состава занимающихся. В подготовительную часть урока рекомендуется включать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации учащихся («Группа, смирно!», «Падающая палка»), а также игры средней подвижности с упражнениями общего развивающего характера («Запрещенное движение»). В основной части урока используются подвижные игры с бегом на скорость, на координацию, на выносливость, с преодолением препятствий, с разными прыжками, сопротивлением, борьбой в неподвижную и подвижную цель. В заключительной части урока проводятся игры мало и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной части урока, игры для организации внимания с несложными правилами.

Методика проведения подвижных и народных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью, сохранить соответствующую плотность урока [4].

При рациональном использовании времени и подборе правильной методики проведения игр достигается необходимая плотность урока. Следует добиваться, чтобы все участники игры получали примерно одинаковую нагрузку. В связи с этим надо стремиться создавать равные условия для активного участия в игре всех занимающихся.

Подвижные игры обычно проводят фронтальным методом. Применяется и групповой метод. Групповой метод обычно используется для разрешения различных образовательных задач. Например, девушкам предлагается игра «Не давай мяч водящему» (для подготовки к игре в баскетбол), юношам – «Мяч из круга» (подготовительная к игре в футбол). Или юношам дается игра для воспитания выносливости, развития силы, а девушкам – игра, воспитывающая координационные способности. Необходимо установить определенное время на игру. Изменять его можно в связи с утомлением играющих, недостаточными усвоением игры и по другим правилам [5].

Игры на уроках должны оказывать оздоровительное влияние на учащихся. Поэтому лучше всего проводить их на площадке.

Школьники, отнесенные врачом к основной группе, могут участвовать во всех подвижных играх, предложенных в программе по физической культуре для их класса. Школьников, включенных в специальную группу, необходимо ограничивать в движениях, не считаясь с их желанием быть активными участниками игр. Им можно получать роли, не требующие большой подвижности, или сокращать время игры, не задевая их самолюбия. Можно также привлекать их в качестве помощников судей, счетчиков и т.п. в то же время ослабленных детей надо вовлекать в посильные для них игры, чтобы укреплять их здоровье.

Рекомендуется использовать командные игры, подводящие к спортивным, такие, например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал - садись», «Пионерская лапта», «В четыре стойки» и т.п., а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как, например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.

Обычные считалочки для выбора водящего перед игрой развивают память. В учебно-тренировочной работе по спортивным играм наряду со специальными упражнениями применяем игры, содействующие решению задач физической, технической и тактической подготовки. Спортивные различные игры имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Поэтому игры с отбором мяча у водящих, перемещениями, взаимодействием партнеров могут, быть одинаково успешно применятся как, например, в баскетболе, так и в хоккее и футболе.

Наряду с этим каждая спортивная игра имеет свои специфические приемы и тактические варианты. Баскетбол, к примеру, характеризуется ведением борьбы за отскочивший мяч, хоккей – силовые единоборством, в волейболе важно умение ставить блок у сетки, в футболе – играть головой т.п. Подбор подходящих упражнений здесь связан со спортивной специфической игры [4].

Методика проведения подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

  1. воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

  2. укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому

развитию;

3) содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения [5].

Объяснять сразу всё содержание сложной игры бесполезно. Это только лишняя трата времени. Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:

1 этап – ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила).

2 этап – дальнейшее изучение правил.

3 этап – внесение изменений в содержание и правила игры.

Если первые два этапа непосредственно могут следовать один за другим, то последний можно отнести на последующие занятия. Объяснение полезно проверить на месте игры, расставив играющих и распределив роли.

Обучение детей подвижным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения.

Начинать обучение целесообразно с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и, наконец, к сложным командным играм. Трудность игровых действий нарастает вместе с усложнением отношений между играющими.

Более тонкие различия определяются трудностью игровых действий, их двигательным содержанием. Поэтому преподаватель всегда должен учитывать особенности подготовленности всей группы и отдельных учеников, подбирать игры и роли в соответствии с возможностями занимающихся.

Переходить от простых игр к более сложным надо своевременно, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно правильно опираться на имеющийся опыт. Каждая новая игра должна как бы «вырастать» из игры старой, хорошо известной. Это облегчит усвоение, и будет способствовать закреплению навыков и умений [3].

Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.

Урок физической культуры обеспечивает единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставит задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы добиться этого надо сознавать игровые и соревновательные ситуации, реализовать межпредметные связи, что подталкивает к поиску нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.



Библиографический список



1.Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания» М.: 1990.

2.Ахундов Р.А. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»: учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. 3.Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: книга для учителя. М . : Просвещение 1987, 144 с

4.Безруких М.М., Сонькина В.Д. Методика комплексной оценки и организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.-М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003.

5.Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в 7-8 классах».-М.: «Просвещение», 1986.

6.Богданов Г.П. «Уроки физической культуры в 4-6 классах».-М.: «Просвещение» 1984.

7.Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень.- М., 1990.

8.Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские». (В связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной).- М., 1887.

9.Физическая культура в современной школе: опыт проблемы перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (Белгород 16 декабря 2009г.), 406 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Тараненко Ирина Николаевна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270959


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства