«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Тараненко И.Н Старый Оскол МОУ «ООШ № 22»
Занятия подвижными играми на уроках физической культуры, являются одной из эффективных форм укрепления здоровья и закалки организма детей.
Богатейший педагогический потенциал народных, подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно в младших классах, спортивные – в средних и старших классах, а народные игры в регионах Российской Федерации применяются в школе достаточно редко.
Ученный Лесгафт считает подвижные игры ценнейшим средством
Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и местные традиции.
Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяют на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.
В играх на уроках физической культуры в отличие от других форм занятий главное внимание обращаем на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств.
Подбирая игры для урока, учитываем задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы.
Каждая игра требует от участников проявления умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются. Элементарные игры не требуют специальной подготовки. Но есть игры, состоящие из довольно сложных двигательных действий. Нельзя, например, предложить учащимся игру «Мяч ловцу» («Мяч капитану»), если они не умеют бросать мяч, ловить его и передавать при соприкосновении с противником, не обладают хорошей реакцией, координацией движений и другими необходимыми качествами и навыками.
Сложное движение, включение в игру, предварительно осваивается занимающимися с помощью специальных упражнений.
Необходимо определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке устанавливать между ними методически правильную преемственность. Это будет способствовать лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволит правильно дозировать упражнения. После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания.
Не рекомендуется после игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.
Если вся основная часть урокам посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причем подбираются игры различные и по характеру движений.
Рекомендуется использовать командные игры, подводящие к спортивным, такие, например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал - садись», «Пионерская лапта», «В четыре стойки» и т.п., а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как, например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.
Обычные считалочки для выбора водящего перед игрой развивают память. В учебно-тренировочной работе по спортивным играм наряду со специальными упражнениями применяем игры, содействующие решению задач физической, технической и тактической подготовки. Спортивные различные игры имеют много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Поэтому игры с отбором мяча у водящих, перемещениями, взаимодействием партнеров могут, быть одинаково успешно применятся как, например, в баскетболе, так и в хоккее и футболе.
Методика проведения подвижных игр определяется целями и задачами, которые решаются с их помощью. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие занимающихся возможно только в результате многолетнего, систематического и правильно организованного процесса обучения подвижным играм. Ведущая роль в этом принадлежит преподавателю.
Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:
- воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;
- укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому
развитию;
3) содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.
Воспитание педагогической морали тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, ярко отражающие нашу действительность, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Объяснять сразу всё содержание сложной игры бесполезно. Это только лишняя трата времени. Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:
1 этап – ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила).
2 этап – дальнейшее изучение правил.
3 этап – внесение изменений в содержание и правила игры.
Если первые два этапа непосредственно могут следовать один за другим, то последний можно отнести на последующие занятия. Объяснение полезно проверить на месте игры, расставив играющих и распределив роли.
Обучение детей подвижным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное и качественное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе – постепенность усложнения.
Начинать обучение целесообразно с простых некомандных игр. Затем нужно перейти к переходным играм и, наконец, к сложным командным играм. Трудность игровых действий нарастает вместе с усложнением отношений между играющими.
Богатый игровой опыт может оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.
Урок физической культуры обеспечивает единство обучения, воспитания и развития учащихся, ставит задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями. Чтобы добиться этого надо сознавать игровые и соревновательные ситуации, реализовать межпредметные связи, что подталкивает к поиску нетрадиционных форм, методов и средств проведения урока.