ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Современный человек должен стремиться к физическому совершенству. Поэтому основной формой занятий в школе является урок физической культуры, который решает одну из актуальных проблем, проблему укрепления здоровья обучающихся. Одним из основных средств и методов физического воспитания являются подвижные игры, которые влияют на развитие организма обучающихся. При этом они могут быть связаны не только с конкретными общепринятыми играми, но и могут быть применены на основе любых физических упражнений, учитывая возрастные категории обучающихся. Физические упражнения, как средства физического воспитания и развития, позволяют формировать необходимые умения и навыки, развивая физические способности подрастающего поколения. Поэтому, планируя урок, я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
- Совершенствование физического развития детей среднего звена с помощью подвижных игр.
Задачи:
- Содействие правильному развитию подрастающего организма.
- Развитие навыков жизненно важных движений.
- Воспитание основных физических качеств.
Для того чтобы решить эти цели и задачи, на уроках мной используются различные подвижные игры, которые являются средством укрепления здоровья учеников. Игровая деятельность обогащает учащихся новыми впечатлениями и ощущениями, формируя физические, умственные и нравственные качества.
Развитие игр, построенных на движениях, обеспечивает подрастающему поколению жизненно важную подготовку. Для укрепления здоровья учеников необходимо использовать на уроках физической культуры различные подвижные игры, способствующие подготовке к основной игре.
Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков и другие движения. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровое действие, возможность проявить инициативу, волю, воображение: издавна способствовали широкой популярности подвижных игр как средства физического воспитания молодежи.
Действия учеников в подвижных играх становятся более слаженными, точными. Заметно совершенствуется их способность быстро и ловко увертываться от преследующих игроков (или от мяча, направленного в играющего); обогащается выбор применяемых приемов ухода от условного противника, а также способов борьбы с ним в единоборстве. Усложняются условия выполнения действий, повышается трудность решения задач, поставленных в игре; предъявляются более высокие требования к взаимоотношениям с играющим по команде.
Опыт моей педагогической деятельности в школе показал, что ученикам среднего звена вначале урока интересны подвижные игры с различными элементами для подготовки учеников к основным.
Например, перед проведением игры «Волейбол» можно провести разминочные подвижные игры, такие как «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч с выбыванием», эстафету с элементами волейбола.
Эстафета с преодолением препятствий и эстафета с опорным прыжком и равновесием способствуют развитию ловкости рук и ног, равновесию, выносливости, внимательности, сообразительности, мышлению, быстроте движений. Эти виды подвижных игр закрепляют и совершенствуют навыки легкоатлетических движений.
Одной из эффективных форм на уроках физической культуры могут быть занятия футболом. Организовав игру, можно привлечь к ней всех учеников, независимо от их умений и двигательных способностей. Основное внимание необходимо уделить физической подготовке к игре. С этой целью можно использовать такие подвижные упражнения, как упражнения на технику владения мячом и развитие силы, эстафеты передач мяча в разных направлениях, игру в «Двое ворот».
Перед игрой в «Баскетбол» учащиеся должны овладеть навыками и умениями, необходимыми для отличного результата:
- игры в парах (выполнение шагом и бегом, снимая мяч с руки стоящего на месте игрока);
- упражнения, способствующие развитию навыков ловли и передачи мяча;
- соревнования на скорость передачи мяча.
Таким образом, подвижные игры на уроках физической культуры являются эффективными формами, способствующими физическому развитию обучающихся. Подвижные игры составляют неотъемлемую часть воспитания учащихся в целом, так как совершенствуя умственные и нравственные качества, укрепляют здоровье и развивают организм обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. Т.1. - М. «Физкультура и спорт», 1961.с. 6.
2. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003.- №9.