Урок математики с учётом требований ФГОС
Автор: Жданова М.В.,
учитель математики
МАОУ «Кондратовская СОШ»,
2015 год
«Умение расширять, совершенствовать
и обновлять свою эрудицию для использования его на уроках, идти в ногу со временем должно стать главным свойством учителя…
(А.Б. Перкезе)
Реализация принципа ФГОСОО
ставит перед учителем
новые цели и задачи.
Как разработать урок математики,
с учётом требования ФГОС ?
Как «научить детей учиться» ?
Проектирование урока –
это деятельность учителя по созданию проекта урока т.е. создание плана урока или технологической карты урока, выбора технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность обучающихся, подчинённую цели урока.
Техн. Карты ФОТО
ТК фото
Система требований
- Мотивация.
- Практическая значимость знаний и способов
деятельности.
- Отбор содержания.
- Интегративность знаний.
- Построение этапов урока.
- Использование эффективных приёмов.
- Подведение итогов каждого этапа урока.
- Наличие блоков самостоятельного получения знаний
обучающимися.
- Организация парной и групповой работы.
- Использование системы контроля и взаимоконтроля.
- Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
- Минимизация и вариативность домашнего задания.
- Обеспечение психологического комфорта и условий
здоровьесбережения.
Шаги проектирования урока
1. Определить и сформулировать тему урока; место темы в учебном курсе; ведущие понятия; обозначить ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем.
2 . Сформулировать для себя и отдельно для обучащихся целевую установку урока. Обозначить функции урока.
3. Спланировать материал. Подобрать задания: узнавание материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить задания «от простого к сложному ». Составить задания: подводящие к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала; задания, способствующие закреплению материала.
4. Продумать «изюминку» урока.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал.
6. Спланировать контроль за деятельностью обучающихся на уроке.
7. Подготовить оборудование для урока, учебно-наглядных пособий. Продумать вид классной доски, чтобы материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Типология уроков по ФГОС
- Уро к «открытия» нового знания.
- Урок рефлексии.
- Урок общеметодологической направленности.
- Урок развивающего контроля.
Урок математики, соответствующий требованиям ФГОС – это
- урок с использованием инновационных средств, приёмов и методов
обучения;
- урок на основе системно - деятельностного подхода, содержащий разные виды деятельности;
- урок на основе технологии проблемного обучения, проектного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, методов анализа и синтеза, методов тестирования, ИКТ технологий; интерактивного обучения и т.д.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности обучающихся;
- урок, воспитывающий думающего ученика-интеллектуала;
- урок сотрудничества, взаимопонимания, атмосферы радости и увлеченности.
№
В 2014 – 2015 учебном году разработаны и проведены следующие открытые уроки, мероприятия и выступления:
Содержание деятельности
1
2
Дата
Выступление на ШПС по теме «Особенности парной работы обучающихся на проектном уроке математики».
«Школьный урок по новым стандартам. Проектный урок математики»
3
29.10.
2014г.
Форма,
результат
Выступление.
Благодарность.
05.11.
2014г.
Открытое занятие в 8 классе «Уравнения – математические модели реальных ситуаций» (в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Золотое яблоко-2014).
4
Выступление на районном семинаре.
Сертификат.
19.11.
2014г.
Проектный урок «Правило треугольника» (в рамках семинара по учебному проектированию с методистом МИОО Денисовой И.В.).
5
Сценарий урока. Проведение урока.
Диплом за 3 место.
18.12.
2014г.
Открытый урок математики в 6б классе по теме «Наименьшее общее кратное» (в рамках «Дня открытых дверей» для родителей).
Проведение урока.
Диплом.
14.03.
2015г.
Проведение урока.
Грамота.
Методический паспорт учебного проекта
«Правило треугольника»
« Треугольник имеет широкое применение в практической жизни человека. Даже Знайка и Незнайка решили разбить около своих домов красивую клумбу в форме треугольника. Знайка разбил клумбу с размерами 4м, 5м, 10м, а Незнайка решил сэкономить на материале и одну из сторон клумбы уменьшил на 1м, т.е. размеры его клумбы – 4м, 5м, 9м. Давайте, посмотрим, какие клумбы у них получились».
«Как построить треугольник, если даны длины его сторон?»
- Цель: сформулировать правило построения треугольника по заданным длинам сторон.
- Задачи – этапы – способы решения:
1.Организовать рабочие группы по усмотрению учителя и распределить обязанности внутри группы: руководитель группы, чертежник, секретарь-оформитель, хранитель времени.
2.Выполнить практическую работу.
3.Представить презентацию продукта деятельности по плану.
4.Коллективно оценить работу каждой группы и выбрать лучший результат.
- Форма продукта проектной деятельности :
«Правило треугольника».
- Цели обучения, развития, воспитания : «Сформировать понятие «правило треугольника». Развитие общих геометрических представлений у учащихся. Воспитание толерантных отношений внутри группы.
- Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
Сформировано понятие «Треугольник» и его элементов, виды треугольников по отношению к углам и к сторонам.
Специфические умения:
первичное умение целеполагания и коммуникативного взаимодействия в группах на общий результат.
- Приращение в ЗУН и специфических умений:
Сформировано понятие «правило треугольника», актуализация понятие «Треугольник» и его элементов, виды треугольников по отношению к углам и к сторонам.
Специфические умения – сформированы первичные умения проблематизации, планирование групповой деятельности на общий результат, рефлексивные действия и самоанализ проектной деятельности, актуализированы умения целеполагания, коммуникативного взаимодействия в группах на общий результат.
Личностные УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; действие смыслообразования, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Регулятивное УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще под усвоением, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные УУД (общеучебные): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знако-символическое моделирование; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; ( логические) – анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятия, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; формулирование проблемы.
Ко ммуникативные УУД : планирование сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО.
2. Копотева Г.А., Логинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия.- Волгоград:Учитель,2013.
3. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиций компетентностного подхода.
– М.: Школьные технологии, 2011, № 6.
Спасибо за внимание!