kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения и игры для детей с нарушением развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры и упражнения для детей с нарушением развития

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения и игры для детей с нарушением развития»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Упражнения и игры для детей с нарушением развития















Студентки Ш-31

Кононенко Анастасии

Преподаватель: Великановская Л.А.



Ейск, 2019

  1. Дети с сенсорными нарушениями (слуха, зрения):

«БАРАБАН И ДУДОЧКА»

Цель: учить слушать звуки музыкальных инструментов и различать их звучание; учить совершать определенные движения по подражанию: под барабан — шагать, под дудочку — выполнять движения руками. Оборудование: барабан, 2 барабанные палочки, дудочка, таблички с названиями инструментов, инструкции, написанные крупным шрифтом (Иди. Играй. Слушай). Ход игры: ребенок сидит перед педагогом на стульчике. Взрослый берет в руки барабан, предлагает ощупать его. При этом произносит слово «барабан». После того как ребенок ощупал инструмент, педагог начинает играть на нем. Ребенок прислушивается и во время игры дотрагивается до барабана, чтобы ощутить его вибрацию. Взрослый предлагает ребенку топать ногами и сам же демонстрирует это движение. Такие действия повторяются до тех пор, пока ребенок не начинает самостоятельно топать, услышав барабан. Аналогичная работа проводится с дудочкой. Взрослый берет в руки дудочку, предлагает ощупать ее. При этом произносит слово «дудка». После того как дети (ребенок) ощупали ее, педагог играет на инструмен те. Дети прислушиваются, во время игры педагога дотрагиваются до дудочки, чтобы ощутить ее вибрацию и почувствовать, как выходит воздух. Педагог предлагает детям в тот момент, когда он играет, имитировать руками движение игры на дудочке, т.е. перебирать пальчиками возле рта. Демонстрирует им это движение, ставит их руки перед ртом и показывает нужно движение. Варианты: если ребенок в силу своих двигательных возможностей не может совершать соответствующие звучанию движения, можно попросить ребенка только дотрагиваться до звучащего инструмента или заменить его на тот, который доступен для манипуляций (например, дудочку на колокольчик). В качестве усложнения в игру могут добавляться и другие музыкальные инструменты.

«ТОПАЙ ИЛИ СПИ»

Цель: учить слушать и различать момент начала звучания и его прекращение, при этом выполнять определенные действия по подражанию: начало звучания — топать ногами; прекращение звучание — складывать руки под щечку, демонстрируя жест «спит». Оборудование: барабан и барабанные палочки. Ход игры: ребенок (дети) сидит перед педагогом на стульчике. Взрослый берет в руки барабан, предлагает его ощупать, при этом произнося слово «барабан». После того как ребенок (дети) ощупал его, педагог играет на инструменте. Ребенок слушает и во время игры педагога на инструменте дотрагивается до барабана, чтобы ощутить его вибрацию. Педагог предлагает малышу в момент, когда он играет на барабане, топать ногами. Сначала демонстрирует это действие на себе, затем берется руками за колени ребенка и энергично поднимает и опускает их, имитируя топот. После этого снова играет на барабане и топает, говоря: «Слышишь? Барабан стучит. Топай». Игру на барабане нужно повторить не менее 3–4 раз. Как только ребенок понял смысл предложенных действий, педагог прекращает игру на барабане и сообщает ребенку: «Барабан не стучит. Тихо. Спи». Взрослый складывает свои руки, имитируя жест «спать». После этого берет руки ребенка и делает то же самое, сообщая ребенку: «Барабан не стучит. Тихо. Спи». Чередуя игру на барабане и паузы, педагог и ребенок (по подражанию педагогу) совершают описанные выше действия — топают и «спят». Игра проводится не менее 3–4 раз. Варианты: как только ребенок усвоит алгоритм действий, взрослый может играть на барабане с меньшей интенсивностью (т.е. немного тише), чем усложнит ребенку задачу различения начала звучания. В игре вместо барабана можно использовать и другие музыкальные инструменты, имеющие различную частоту звучания. Как вариант, возможно учить реагировать на голос. Взрослый, например, произносит какие-либо словосочетания (например, папапа), а ребенок при этом должен начать топать, как только взрослый замолкает — ребенок показывает жест «спит».

«ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

Цели: развитие правильной идентификации основных цветов: узнавания, называния основных цветов (красный, зелёный, синий), соотношения сенсорных эталонов цвета с цветом реальных предметов, группировки предметов по цвету зрительным способом. Оборудование: 3 круга разных цветов (красный, синий, зеленый), прищепки соответствующих цветов, планшет перед каждым ребёнком. Ход игры: дети располагаются за столами или партами. Они должны узнать, правильно назвать цвет и соотнести его с другим предметом того же цвета. Взрослый: «Будем играть». На планшет выкладывают и показывают ребёнку 3 круга разных цветов (красный, синий, зеленый), просят назвать цвет. Предлагают: покажи (или дай), где красный круг, зелёный, синий. Рядом с планшетом выкладывают прищепки соответствующих цветов. Ставят перед кругами 3 коробки. Предлагают ребёнку разложить прищепки на три группы: рядом с красным кругом, положить красные прищепки, рядом с синим — синие, рядом с зеленым — зеленые прищепки. Далее предлагают прикрепить прищепки к кругу соответствующего цвета (красные прищепки к красному кругу и т.д.). Если ребенок знает цифры, то можно усложнить задание, предложив прикреплять соответствующее число прищепок.

  1. Дети с интеллектуальными нарушениями:

Игра  «Угадай последнее слово и запиши»



Угадать последнее слово и записать его, подчеркивая орфограммы.

  1. Не поедет без бензина наша быстрая …  (машина).

  2. Ты к обеду положи ложки, вилки и ….. (ножи).

  3. Захотели малыши поточить….. (карандаши).

  4. Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….. (мыши).

  5. Белокрылые хозяйки, над волной летают….. (чайки).

  6. Стали звездочки кружиться,

  7. Стали на землю ложиться,

  8. Нет, не звезды, а пушинки,

  9. Не пушинки, а …..  (снежинки).

  10. Удивляется наш Сашка:

Блюдце есть, а где же….. (чашка)?

  1. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …..(туча).

  1. Я от досады чуть не плачу –

Не решается….. (задача).

Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»

Цель. Повторение таблицы умножения.

Оснащение. На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.

Содержание. Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.

Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.

Игра «Осень»

Цель. Закрепить представления детей о признаках осени. Учить показывать действиями и проговаривать признаки осени, подражая педагогу.

Оборудование. Картинки с изображением отдельных признаков осени.

Ход игры. Учитель показывает картинки с признаками осени. Дети, подражая ему, показывают движения и проговаривают то, что изображено. Аналогично можно провести игры: "Зима", "Весна", "Лето".

  1. Дети с нарушениями речи:

«КУКЛА СПИТ»

Цель: формирование навыка подражания речи взрослого, вызывание звука А. Оборудование: кукла (зайка, мишка), кукольная кроватка. Речевой материал: Привет! Кукла прыгает: а-а-а. Кукла спит: аааа. Ход игры: ребенок сидит на ковре. Взрослый подходит с куклой в руках и присаживается перед ребенком так, чтобы игрушка находилась перед его лицом. Педагог помогает ребенку ощупать куклу, после чего кукла машет ребенку рукой, приветствуя его. Взрослый в этот момент ра- 96 достно произносит: «Аааа!» и помогает ребенку также поприветствовать гостью. Далее взрослый помогает ребенку взять куклу одной рукой, придерживая ее своей рукой. Вторую руку ребенка взрослый располагает у себя на груди или на шее, подкрепляя произношение тактильно-вибрационными ощущениями. Кукла начинает радостно подпрыгивать. При этом взрослый произносит: «Кукла прыгает: А-а-а!». Ребенок начинает ощущать звучание голоса и соотносить его с движениями куклы. Взрослый переносит руку ребенка на его гортань. Если ребенок молчит и не пытается воспроизвести звучание голосом, кукла перестает прыгать и взрослый снова перемещает руку ребенка себе на шею, произносит: «А-а-а», и кукла начинает подпрыгивать. Действия повторяются 2–3 раза. Затем взрослый помогает уложить куклу на руках у ребенка. Сам располагается за его спиной, обхватывая его сзади и поддерживая его руки. Таким образом взрослый вместе с ребенком начинает укачивать уставшую куклу, медленно покачиваясь и произнося: «Кукла спит: Аааа! Аааа! Аааа!». После 3–4 укачиваний куклу можно уложить в кроватку или еще раз повторить игру.

«ДОМИКИ»

Цель: закреплять названия игрушек, учить группировать предметы по форме. Оборудование: 3 коробки с прорезями круглой, квадратной и треугольной формы; предметы круглой, квадратной и треугольной формы (мяч, яблоко, кубик, ёлка, пирамида и т.д.). Речевой материал: Что это? Мяч. Куб. Ёлка. Где? Вот. Круг. Квадрат. Треугольник. Мяч круглый. Куб квадратный. Ёлка треугольная. Ход игры: ребенок сидит за столом. Перед ним стоят три коробки. В крышке каждой коробки проделано по одному отверстию определенной формы: круглой, квадратной или треугольной. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть и ощупать коробки с отверстиями. После этого взрослый подвозит к ребенку большую машину с игрушками и различными предметами. Помогает ребенку взять из машины один предмет, ощупать его и, по возможности, назвать: «Что это?». 99 Если ребенок не может назвать игрушку самостоятельно, взрослый произносит и предлагает ему повторить сопряженно-отраженно. Любая попытка ребенка произнести слово получает одобрение со стороны педагога. После этого взрослый предлагает ребенку найти для игрушки домик с соответствующей прорезью, еще раз обращая внимание ребенка на форму предмета, например: «Мяч круглый. Где круг? Вот круг» (проводя рукой ребенка по контуру прорези). Вместо прорезей на коробки могут быть наклеены геометрические фигуры — крупные плоские или выпуклые в зависимости от зрительных возможностей ребенка.

«РАЗЛОЖИ ФРУКТЫ»

Цель: расширять словарь детей, развивать навык глобального чтения. Оборудование: мелкие муляжи фруктов (банан, яблоко, слива, груша), поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта. Речевой материал: Яблоко. Слива. Груша. Банан. Что это? Что тут? Возьми грушу (яблоко, банан, сливу). Тут груша (яблоко, банан, слива). Ход игры: дети сидят за столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи фруктов. Взрослый предъявляет детям поочередно все фрукты, называя их. Второй взрослый уточняет названия фруктов с каждым ребенком, спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты. Далее педагог ставит корзинки на стол. Он раздает детям муляжи фруктов: «Маша, возьми грушу». После того как ребенок правильно выбрал соответствующий фрукт, педагог предлагает положить его в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок глобально или устно-дактильно с помощью взрослого читает надписи на корзинках и кладет фрукт в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам. Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».

  1. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

«ПОВТОРИ (ДЕЛАЙ КАК Я)»

Цель: развитие ощущений от изменений положения собственного тела и конечностей, развитие равновесия и координации, быстроты; формирование зрительно-моторной координации и оптико-пространственного гнозиса; развитие внимания. Оборудование: кукла (ростовая кукла); объемный и/или плоскостной муляж фигуры человека; фотографии и/или схематические изображения человека, находящегося в различных положениях туловища и конечностей, ростовое зеркало. Ход игры: исходное положение: сидя (на стуле, на полу) или стоя. Педагог располагается перед ребенком (2–3 детьми) и сообщает о том, что они «будут учиться выполнять такие же движения, как он. Выигрывает тот, кто выполнит движения наиболее точно и быстро». Перед началом игры всем участникам необходимо проверить свои мышцы. Для этого дети ощупывают свои голову, шею, плечи, руки, туловище, ноги. Педагог помогает детям ощупать себя, захватывая мышцы, надавливая на них более активно, чем ребенок. Это способствует увеличению интенсивности возникающих ощущений, более осознанному контролю положения отдельных частей тела. Обучение следует начинать с формирования умения повторять отдельные виды движений, ориентируясь на индивидуальные двигательные и интеллектуальные возможности ее участников. При этом используются показ, совместные действия. Каждое движения сопровождается короткой инструкцией «подними», «согни» и т.д. В дальнейшем возможен переход к выполнению серии, состоящей из двух и более движений. Количество элементов в серии и скорость их предъявления постепенно увеличиваются. Все изменения положения тела и конечностей сопровождаются речью, например «правая рука поднята вверх, выпрямлена, ладонью повернута вперед», «левая рука согнута в локте и прижата к туловищу, 84 пальцы зажаты в кулак». Объем речевого сопровождения определяется уровнем речевого развития и состоянием словаря участников игры. Например, инструкции могут быть сокращены до называния частей тела и их пространственного расположения. Если позволяют зрительные возможности, то в дальнейшем дети воспроизводят серии движений, глядя на педагога в зеркало (находясь с ним на одном и разных расстояниях от зеркала), по фотографиям и схематическим изображениям. При тяжелых нарушениях зрения, нарушениях интеллекта с целью анализа изменений, которые происходят с разными частями тела в процессе выполнения движений, используются наглядно-тактильные приемы. Перед выполнением движения детьми педагог располагает их руки на тех частях своего тела, которые изменили положение, стимулируя их ощупывание. Если ребенку доступно понимание изменений положения отдельных частей тела при их моделировании на кукле или объемном муляже фигуры человека, то эти дидактические пособия могут быть использованы для демонстрации отдельных движений или их серии. Усложнение задания возможно за счет воспроизведения серии движений с помощью плоскостного муляжа фигуры человека.

«УДЕРЖИ НА ГОЛОВЕ»

Цель: совершенствование навыков ходьбы, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие равновесия и координации. Оборудование: небольшая подушка или плотное полотенце, сложенное в форме подушки; коврики различной фактуры. Ход игры: исходное положение: стоя у стены, без обуви. Педагог предлагает ребенку (группе детей) проверить, умеют ли они правильно стоять. Для этого необходимо встать спиной к стене таким образом, чтобы затылок, плечи, лопатки, ягодицы и пятки соприкасались с ее поверхностью; руки находятся на поясе. Вариант 1. Необходимо удержать ровное положение головы и спины, стоя у стены. Вариант 2. На голову ребенка помещается подушка или предмет, ее заменяющий. Необходимо удержать предмет на голове, стоя у стены, на расстоянии от нее. Вариант 3. Сохраняя заданное положение (спина выпрямлена, лицо направлено вперед), необходимо пройти по прямой траектории. В качестве сигнала для начала и окончания движения используются речевые и неречевые команды. 85 Вариант 4. Сохраняя заданное положение (спина выпрямлена, лицо направлено вперед), необходимо подойти к линии начала движения. Если ребенок испытывает зрительные трудности, то педагог подводит его к исходной точке. Ребенок (дети) оказываются в начале дистанции, которая состоит из фактурных ковриков. На голову ребенка помещается подушка или предмет, ее заменяющий, после чего по команде педагога ребенок или несколько детей одновременно начинают двигаться вперед. Длина дистанции определяется возможностями помещения, в котором проводится игра. Детям необходимо преодолеть дистанцию, не уронив подушку и сохраняя осанку. Окончание дистанции определяется по изменению поверхности пола и сопровождается дополнительными звуковыми и зрительными сигналами. С целью усложнения задания возможно выполнение задания на скорость, включение в игру новых предметов, размещение на дистанции невысоких препятствий, которые необходимо перешагнуть. Однако основным условием его выполнения является сохранение правильного положения головы и туловища. Для детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха допускается использование балансировки руками. На начальных этапах освоения игры педагог может сопровождать ребенка на протяжении всей дистанции, находясь за его спиной. Для облегчения контроля положения спины педагог располагает кисти на плечах ребенка, слегка надавливая большими пальцами на лопатки, что способствует выпрямлению спины. С целью преодоления/профилактики дезориентации ребенка в пространстве педагог может встать непосредственно за его спиной, разместив стопы ребенка перед своими ступнями, стимулируя ходьбу собственными движениями ног.

«УДЕРЖИ НА ГОЛОВЕ»

Цель: совершенствование навыков ходьбы, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие равновесия и координации. Оборудование: небольшая подушка или плотное полотенце, сложенное в форме подушки; коврики различной фактуры. Ход игры: исходное положение: стоя у стены, без обуви. Педагог предлагает ребенку (группе детей) проверить, умеют ли они правильно стоять. Для этого необходимо встать спиной к стене таким образом, чтобы затылок, плечи, лопатки, ягодицы и пятки соприкасались с ее поверхностью; руки находятся на поясе. Вариант 1. Необходимо удержать ровное положение головы и спины, стоя у стены. Вариант 2. На голову ребенка помещается подушка или предмет, ее заменяющий. Необходимо удержать предмет на голове, стоя у стены, на расстоянии от нее. Вариант 3. Сохраняя заданное положение (спина выпрямлена, лицо направлено вперед), необходимо пройти по прямой траектории. В качестве сигнала для начала и окончания движения используются речевые и неречевые команды. 85 Вариант 4. Сохраняя заданное положение (спина выпрямлена, лицо направлено вперед), необходимо подойти к линии начала движения. Если ребенок испытывает зрительные трудности, то педагог подводит его к исходной точке. Ребенок (дети) оказываются в начале дистанции, которая состоит из фактурных ковриков. На голову ребенка помещается подушка или предмет, ее заменяющий, после чего по команде педагога ребенок или несколько детей одновременно начинают двигаться вперед. Длина дистанции определяется возможностями помещения, в котором проводится игра. Детям необходимо преодолеть дистанцию, не уронив подушку и сохраняя осанку. Окончание дистанции определяется по изменению поверхности пола и сопровождается дополнительными звуковыми и зрительными сигналами. С целью усложнения задания возможно выполнение задания на скорость, включение в игру новых предметов, размещение на дистанции невысоких препятствий, которые необходимо перешагнуть. Однако основным условием его выполнения является сохранение правильного положения головы и туловища. Для детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха допускается использование балансировки руками. На начальных этапах освоения игры педагог может сопровождать ребенка на протяжении всей дистанции, находясь за его спиной. Для облегчения контроля положения спины педагог располагает кисти на плечах ребенка, слегка надавливая большими пальцами на лопатки, что способствует выпрямлению спины. С целью преодоления/профилактики дезориентации ребенка в пространстве педагог может встать непосредственно за его спиной, разместив стопы ребенка перед своими ступнями, стимулируя ходьбу собственными движениями ног.

  1. Дети с комплексными дефектами развития:

РАЗВИТИЕ ХВАТАНИЯ

«Поймай мяч»

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

РАЗВИТИЕ СООТНОСЯЩИХ ДЕЙСТВИЙ

«Посадим грибы»

Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; действовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.

ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК «Поезд» Цель. Действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений. Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и приговаривая, побуждая детей делать то же.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ

«Игра на детском пианино» (рояле)

Цель. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать со взрослым. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ РУК «Кто ловкий?» Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

  1. Дети с искажённым развитием:

Игра «Придумай слово»



Для того чтобы развить и укрепить словарный запас ребенка, предложите ему поиграть в развивающую игру, в ходе которой взрослый (или сам ребенок) выбирает какую-то букву, и произносит максимально знакомое количество слов, начинающихся на нее. К примеру, если ребенок выбирает букву «В», то его словами могут стать: волк, велосипед, вагон и так далее. Взрослый может в конце подсказать еще слова, начинающиеся на эту букву. Если детей несколько, то можно предложить соревнование между ними, кто назовет большее количество слов, известных ему и начинающихся на выбранную букву алфавита.

Игра «испорченный телефон»

Чтобы развить у ребенка устную речь, навыки запоминания чужой речи, порядка сказанных ему слов, научить его точности их передачи, психологи советуют развивающую игру «испорченный телефон». Если детей несколько, то можно устроить между ними соревнование, например, создать две команды. Чем ближе окажется конечное выражение команды к начальному, та команда и станет победителем. Если ребенок один, то можно устроить «цепочку» из членов семьи. Если конечное выражение или слово окажется искаженным, то предложите ребенку догадаться, как именно получилось такое искажение, при замене каких букв, например, могло произойти изменение. Спросите о смысле начального и конечного слов, может быть ребенок сможет объяснить разницу.

Игра «Начинаем с буквы…»



Усложнить игру в слова по теме можно одновременным выбором темы и буквы, на которую будут начинаться слова. Например, выбрать животных на букву «Р»: рысь, рак, рыба… Или же можно составить порядок тем, к которым будут подбираться слова на одну букву: например, попросите ребенка назвать по порядку (города, животные, растения, имена) слова на букву «Р», тогда его ответ может быть таким: Рязань, рысь, роза, Роберт. Хорошо, если взрослый может подобрать такую букву, на которую слов достаточно много, тогда ребенку будет намного интереснее. Можно также поменяться с ребенком ролями, и попросить его самого придумать и порядок тем и букву, на которую слова должны начинаться. Возможно, при этом придется отвечать малышу на вопрос, а почему нет слов на букву Ы, Ь, твердый знак.

Часто дети с удовольствием играют в слова, которые начинаются на букву, являющуюся окончанием слова предыдущего. Предложите малышу начать эту цепочку, продолжите слова, предложите ему попеременно придумывать слова. В эту игру можно вовлечь взрослых, детей постарше, сверстников ребенка. Выглядит эта устная игра так: первый называет, например, слово: дом, второй: слово на букву «М» - молоко; следующий ответ, к примеру: окно и так далее.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Упражнения и игры для детей с нарушением развития

Автор: Кононенко Анастасия Николаевна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья на тему " Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП" "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-na-tiemu-osobiennosti-formirovaniia-mielkoi-motoriki-u-dietiei-s-dtsp"
    ["file_id"] => string(6) "197254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428224894"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ »"
    ["seo_title"] => string(63) "razvivaiushchie_igry_i_zanimatelnye_uprazhneniia_dlia_detei_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "559853"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602528285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_funktsii_vospitatelia_v_gruppe_dlia_detei_s_tiazhelymi_narusheniia"
    ["file_id"] => string(6) "565234"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1606923690"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект НОД по физической культуре для детей старшей группы  с нарушениями осанки "Весеннее путешествие" "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-nod-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-s-narushieniiami-osanki-viesiennieie-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "241289"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445213554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства