kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ »

Нажмите, чтобы узнать подробности

     У детей с ограниченными возможностями здоровья умственной сферы деятельности особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Эти дети быстро отвлекаются, внимание у них неустойчиво. Снижена  способность к распределению между разными видами деятельности, т.к. сужены объем внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Восприятие — более сложный процесс, чем ощущение. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности. Восприятие детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому воспитанники с трудом постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно сказываются на успешности обучения обучающихся (не соблюдают строку, трудности при письме элементов букв, в послеслоговом чтении, в расположении предметов в пространстве и т.д.). Для совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения.

Восприятие времени особенно сложно умственно отсталым детям. Длительность, скорость, последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. В играх и упражнениях хорошо закреплять представления о сутках (утро, день, вечер, ночь), днях недели, месяцах. Ввести в понятийный словарь временные слова-понятия: раньше, позже, сначала, потом, до, после, затем.

У детей ОВЗ с задержкой умственного развития отмечается пониженная цветовая чувствительность. С трудом усвоив основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный), дети еще долго путают их оттенки.

Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают кошку в синий цвет, огурец в красный и т.д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.

     Наиболее сложными для детей ОВЗ со слабыми умственными способностями являются словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. На протяжении всех лет обучения особое внимание уделяется развитие  мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют не только активизации мыслительной и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представления, память, воображение, эмоции, воля. При их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в предметах и явлениях, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение, умозаключение.

     Память детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребёнок должен понимать то, что ему предлагается запомнить. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Например, в процессе классификации ребенок создает группу «Обувь». Выбирает из предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, сандалии и т.д. Называет их и дает им общее название — обувь. Через некоторое время классификация идет уже «в уме».

Игры, направленные на развитие памяти, способствуют развитию целенаправленного процесса запоминания, расширению объема памяти. Дети знакомятся с рациональными приемами осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами.

  1. Игры на развитие внимания.

Игра: «Кто больше увидит?»

Предложить детям внимательно рассмотреть картинку и перечислить, что он видит на ней. (У этой игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса):

Задание. Найди ошибку.

а) найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник и т.п.;

б) сказать, что неправильно?

Дано несколько суждений, часть из которых заведомо алогичны. Прочитать предложения и найти ошибочные суждения.

Например: (кошка умеет летать; зимой холодно; На сосне выросли красные яблоки; у собаки родились телята.)

Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5—10 рядов по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно:

а) расставить значки, как показано в образце;

б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

Дается таблица с предметами 5—10 рядов по 8 в каждом. Предметы расположены произвольно.

а) вычеркнуть все грибочки;

б) вычеркнуть все мячики;

в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;

г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть елочки.

Упражнение «Построй дорожку»

Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

 б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотреть  с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания

Упражнение «Найди игрушку»

Завяжите глаза  ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь» 

На столе  разложить  предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность изучить эти предметы. Затем завязать ребенку глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Можно  заменить один предмет другим, можно поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Игра «Как же их отличить?» 

Показать одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).Рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт

.

  1. Игры для совершенствования восприятия пространства.

Величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами.

Упражнение: «Угадай и нарисуй».

а) на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские, из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать;

б) раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.

Упражнение: «Из каких фигур?»

а) вспомнить и назвать предметы, похожие на: квадрат, прямоуголькик, круг, треугольник;

б) закончить рисунок по заданным фигурам.

Упражнение: Выложи фигуры из палочек.

Сначала дается детям образец, убирается, чтобы восстановить фигуры по памяти.

Упражнение: «Какая рука?»

Нужно:

а) определить, какой рукой девочка держит флажок;

б) в какой руке мальчик держит шар;

в) на какой ноге стоит девочка;

г) какой рукой мальчик держит ручку.

Упражнение: «Что где находится?»

Нужно назвать, что изображено в середине, что в левом верхнем углу и т.д.

Упражнение: «Твой путь».

Нужно рассказать, как ты идешь в магазин и, что где находится (справа, слева, сзади, впереди и т.д.).

Упражнение: «Внимательно слушай и рисуй».

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

Упражнение: «Лабиринт».

а) помогите зайчику найти дорогу;

б) по какой дороге дети идут в школу.

Упражнение: «Дорисуй предметы». 

Попросить детей назвать, а затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках. А затем можно или заштриховать, или раскрасить.

Упражнение: «Узнай, что изображено».

Перед ребенком картинки, на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросить детей подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы изображения.

Упражнение: «Кого ты видишь?» 

а) обведи контуры каждого животного;

б) обведи контуры игрушки и т.д.

Игра «Пригласим на день рождения» (Развивающая среда: бумага, карандаш.)

Показать  одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

  1. Игры для совершенствования восприятия времени.

Упражнение: «Разложи по порядку».

Положить таблички со следующими словами и попросить детей расположить их в порядке возрастания времени.

Реши задачу.

Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего дней он был в деревне?

Упражнение: «Который час?»

Используя игрушечные часы, попросить детей определить время на часах, а затем поставить стрелки соответственно указаниям педагога.

Упражнение: «К чему относится?»

Взять картинки с изображением времен года и карточки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки, сачка для ловли бабочек и т.д. Ребенок должен назвать предмет и подкладывать к картинкам с соответствующим временем года.

Упражнение: «Определи время».

На табличках написано: ночь, утро, день, вечер; на карточках запечатлены ситуации, характерные для каждого времени. Предлагается ребенку установить, когда происходит действие, изображенное на карточках, и подложить их под соответствующие таблицы.

  1. Игры для совершенствования восприятия цвета.

Упражнение: «Подбери подходящий лепесток».

Перед ребенком кладут карту с изображением нескольких цветков: ромашка, василек, мак, подсолнух. У каждого из цветов недостает одного лепестка. Они прилагаются отдельно. Предложить ребёнку найти им место с учетом цвета и формы.

Упражнение: «Узнай по цвету».

Предлагаются полоски разного цвета. Затем показать контуры предметов (листья, огурец, арбуз, василек, лимон и т.д.)

Задание. Покажи полоску соответствующего цвета.

Упражнение: «Чьи платья висят?»

На рисунке изображены девочки, в их волосах бантики разного цвета. На веревке висят платья того же цвета. Дети должны сказать, кому из девочек принадлежит каждое платье.

Упражнение: «Найди в вазе эти фрукты (по цвету)».

Задание. Кто назовет больше предметов?

а) что бывает красным?

б) что бывает зеленым?

в) что бывает желтым?

Игра «Заколдованные сказки» (Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета).

 а) Играть с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложить на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыгрываются  сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

б) в коробке лежат цветные кружочки — искать в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Разложи фигуры».

Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зелёные), большого и маленького размера.

1. вариант. Молча разложить фигуры в кучки: сначала в 3 кучки с учетом формы, затем в 3 кучки с учетом цвета.

2. вариант. Положить на стол любую карточку с фигурой, ребенка попросить выложить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например: если маленький красный круг, то ребенок должен положить большой красный круг или маленький красный квадрат и т.д.

  1. Игры для развития мышления и речи детей.

Упражнение: «Задачи - головоломки».

  • Составь 2 квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 9 палочек и др.
  • Возьми 9 палочек и составь квадрат и 4 треугольника.
  • Ребенок должен представить фигуру и догадаться, как ее составлять.
  • Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.
  • Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.
  • Убери 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.
  • Убери 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
  • Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
  • Нарисуй фигурку, которую нужно.
  • Внимание ребенка привлекается к отличительным признакам изображенных предметов, к их очерёдности.
  • Продолжи числовой и буквенный ряд.
  •  Вычеркни лишнюю фигурку, цифру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ »»

«Развивающие игры и занимательные упражнения

для детей ОВЗ »

     У детей с ограниченными возможностями здоровья умственной сферы деятельности особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Эти дети быстро отвлекаются, внимание у них неустойчиво. Снижена  способность к распределению между разными видами деятельности, т.к. сужены объем внимания и переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Восприятие — более сложный процесс, чем ощущение. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности. Восприятие детей с задержкой психического развития характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому воспитанники с трудом постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно сказываются на успешности обучения обучающихся (не соблюдают строку, трудности при письме элементов букв, в послеслоговом чтении, в расположении предметов в пространстве и т.д.). Для совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения.

Восприятие времени особенно сложно умственно отсталым детям. Длительность, скорость, последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. В играх и упражнениях хорошо закреплять представления о сутках (утро, день, вечер, ночь), днях недели, месяцах. Ввести в понятийный словарь временные слова-понятия: раньше, позже, сначала, потом, до, после, затем.

У детей ОВЗ с задержкой умственного развития отмечается пониженная цветовая чувствительность. С трудом усвоив основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный), дети еще долго путают их оттенки.

Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают кошку в синий цвет, огурец в красный и т.д.), не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета.

     Наиболее сложными для детей ОВЗ со слабыми умственными способностями являются словесно-логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. На протяжении всех лет обучения особое внимание уделяется развитие  мышление учащихся, поднимая его от наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям. Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют не только активизации мыслительной и речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представления, память, воображение, эмоции, воля. При их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в предметах и явлениях, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение, умозаключение.

     Память детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребёнок должен понимать то, что ему предлагается запомнить. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация. Например, в процессе классификации ребенок создает группу «Обувь». Выбирает из предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, сандалии и т.д. Называет их и дает им общее название — обувь. Через некоторое время классификация идет уже «в уме».

Игры, направленные на развитие памяти, способствуют развитию целенаправленного процесса запоминания, расширению объема памяти. Дети знакомятся с рациональными приемами осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами.

  1. Игры на развитие внимания.

Игра: «Кто больше увидит?»

Предложить детям внимательно рассмотреть картинку и перечислить, что он видит на ней. (У этой игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса):

Задание. Найди ошибку.

а) найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник и т.п.;

б) сказать, что неправильно?

Дано несколько суждений, часть из которых заведомо алогичны. Прочитать предложения и найти ошибочные суждения.

Например: (кошка умеет летать; зимой холодно; На сосне выросли красные яблоки; у собаки родились телята.)

Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5—10 рядов по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно:

а) расставить значки, как показано в образце;

б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

Дается таблица с предметами 5—10 рядов по 8 в каждом. Предметы расположены произвольно.

а) вычеркнуть все грибочки;

б) вычеркнуть все мячики;

в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;

г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть елочки.

Упражнение «Построй дорожку»

Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

 б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотреть  с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания

Упражнение «Найди игрушку»

Завяжите глаза  ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь» 

На столе  разложить  предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность изучить эти предметы. Затем завязать ребенку глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Можно  заменить один предмет другим, можно поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Игра «Как же их отличить?» 

Показать одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).Рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт

.

  1. Игры для совершенствования восприятия пространства.

Величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами.

Упражнение: «Угадай и нарисуй».

а) на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские, из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать;

б) раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Вы показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.

Упражнение: «Из каких фигур?»

а) вспомнить и назвать предметы, похожие на: квадрат, прямоуголькик, круг, треугольник;

б) закончить рисунок по заданным фигурам.

Упражнение: Выложи фигуры из палочек.

Сначала дается детям образец, убирается, чтобы восстановить фигуры по памяти.

Упражнение: «Какая рука?»

Нужно:

а) определить, какой рукой девочка держит флажок;

б) в какой руке мальчик держит шар;

в) на какой ноге стоит девочка;

г) какой рукой мальчик держит ручку.

Упражнение: «Что где находится?»

Нужно назвать, что изображено в середине, что в левом верхнем углу и т.д.

Упражнение: «Твой путь».

Нужно рассказать, как ты идешь в магазин и, что где находится (справа, слева, сзади, впереди и т.д.).

Упражнение: «Внимательно слушай и рисуй».

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т.д.).

Упражнение: «Лабиринт».

а) помогите зайчику найти дорогу;

б) по какой дороге дети идут в школу.

Упражнение: «Дорисуй предметы». 

Попросить детей назвать, а затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках. А затем можно или заштриховать, или раскрасить.

Упражнение: «Узнай, что изображено».

Перед ребенком картинки, на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросить детей подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы изображения.

Упражнение: «Кого ты видишь?» 

а) обведи контуры каждого животного;

б) обведи контуры игрушки и т.д.

Игра «Пригласим на день рождения» (Развивающая среда: бумага, карандаш.)

Показать  одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

  1. Игры для совершенствования восприятия времени.

Упражнение: «Разложи по порядку».

Положить таблички со следующими словами и попросить детей расположить их в порядке возрастания времени.

Реши задачу.

Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего дней он был в деревне?

Упражнение: «Который час?»

Используя игрушечные часы, попросить детей определить время на часах, а затем поставить стрелки соответственно указаниям педагога.

Упражнение: «К чему относится?»

Взять картинки с изображением времен года и карточки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки, сачка для ловли бабочек и т.д. Ребенок должен назвать предмет и подкладывать к картинкам с соответствующим временем года.

Упражнение: «Определи время».

На табличках написано: ночь, утро, день, вечер; на карточках запечатлены ситуации, характерные для каждого времени. Предлагается ребенку установить, когда происходит действие, изображенное на карточках, и подложить их под соответствующие таблицы.

  1. Игры для совершенствования восприятия цвета.

Упражнение: «Подбери подходящий лепесток».

Перед ребенком кладут карту с изображением нескольких цветков: ромашка, василек, мак, подсолнух. У каждого из цветов недостает одного лепестка. Они прилагаются отдельно. Предложить ребёнку найти им место с учетом цвета и формы.

Упражнение: «Узнай по цвету».

Предлагаются полоски разного цвета. Затем показать контуры предметов (листья, огурец, арбуз, василек, лимон и т.д.)

Задание. Покажи полоску соответствующего цвета.

Упражнение: «Чьи платья висят?»

На рисунке изображены девочки, в их волосах бантики разного цвета. На веревке висят платья того же цвета. Дети должны сказать, кому из девочек принадлежит каждое платье.

Упражнение: «Найди в вазе эти фрукты (по цвету)».

Задание. Кто назовет больше предметов?

а) что бывает красным?

б) что бывает зеленым?

в) что бывает желтым?

Игра «Заколдованные сказки» (Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета).

 а) Играть с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложить на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыгрываются  сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

б) в коробке лежат цветные кружочки — искать в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Разложи фигуры».

Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов, трех цветов (синие, красные, зелёные), большого и маленького размера.

1. вариант. Молча разложить фигуры в кучки: сначала в 3 кучки с учетом формы, затем в 3 кучки с учетом цвета.

2. вариант. Положить на стол любую карточку с фигурой, ребенка попросить выложить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например: если маленький красный круг, то ребенок должен положить большой красный круг или маленький красный квадрат и т.д.

  1. Игры для развития мышления и речи детей.

Упражнение: «Задачи - головоломки».

  • Составь 2 квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 9 палочек и др.

  • Возьми 9 палочек и составь квадрат и 4 треугольника.

  • Ребенок должен представить фигуру и догадаться, как ее составлять.

  • Убери 2 палочки, чтобы остался один прямоугольник.

  • Составь домик из 6 палочек, а затем переложи 2 палочки, чтобы получился флажок.

  • Убери 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.

  • Убери 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

  • Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону.

  • Нарисуй фигурку, которую нужно.

  • Внимание ребенка привлекается к отличительным признакам изображенных предметов, к их очерёдности.

  • Продолжи числовой и буквенный ряд.

  •  Вычеркни лишнюю фигурку, цифру.

Упражнение: « Назови, одним словом».

Лиса, заяц, медведь, волк — ...

Сыр, колбаса, хлеб, масло — ...

Кровать, стул, диван, кресло — ...

Шапка, юбка, трусы, майка — ...

Сосна, ель, ива, клен — ...

Игра: «Зоологическое лото» (настольная игра на закрепление знаний о животных).

Упражнение: «Кто что любит?»

Набор карточек с животными, подобрать каждому животному из другого набора карточек то, что этот зверь ест.

Упражнение: «Кому что надо?»

Попросить ребенка подобрать к карточкам с изображениями знакомых ситуаций карточки, на которых нарисованы недостающие предметы.

Отгадай загадку (найти картинку - отгадку).

Например: без рук, без ног, а ходит. Или дать текст загадок и попросить его нарисовать отгадки. 

Игра «Нужные вещи» (многофункциональность некоторых вещей)

 С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды».

« Бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет»

 « Палочка?» — «Рисовать, для постового, для флажка».

Стекло, песок, зонт?  И т.д.

Упражнение «Слушай и выбирай»

Упражнение «Верно – неверно»

Упражнение «Подбери рифму»

Упражнение «Повтори слоговой ряд».

Упражнение: «Составь из букв слова».

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук»

Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец)

Упражнение «Дополни слово»

  • Вставь в слова пропущенные буквы.

  • Назови слово, которое начинается с последней буквы.

  • Например: сова — альбом — море — енот... (Для этих целей полезны игры в города, цвета и т.п.).

Упражнение « Назови слова- противоположности»: тонкий — ... острый — ... чистый — ... громкий — ... низкий — ... здоровый — ... зло — ... лето — ...

Упражнение: «Закончи предложение». Летом тепло, а зимой... Птицы летают, а змеи... Осенью листья желтые, а летом...(Задание. Кто больше сочинит).

Дать ребенку предметные картинки, нужно подобрать рифму к предметам. Огурец —

молодец. Очки — значки. Цветок — платок и т.д.

Упражнение «Разложить по порядку и составить рассказ» (3—4 картинки по сюжетным картинкам).

Игра «Дружные фигурки» 

Нарисовать  на листе бумаги круг, звездочку, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.(вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы.)

Игра « Делим – собираем»

Один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.

Нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое

Игра «Сравнение величин» 

Можно использоать широкие и узкие полоски бумаги, кубики. Предложить  построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить  сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

  1. Игры, направленные на развитие памяти.

Упражнение: «Посмотри-ка!»

Дается 10 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложить

Упражнение: «Слушай и повторяй».

Постучать по столу определённое число раз и попросить ребёнка произвести услышанное.

Упражнение: «Назови слова», которые запомнил.

Ребенку дается 5—10 картинок и задание прочитать слова, которые надо запомнить и к каждому слову подобрать подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла, и запомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20—30 мин. после того, как ребенок отобрал картинки, спросить, какие слова он запомнил.

      Данные игры и упражнения способствуют развитию и успешному обучению детей с ОВЗ интеллектуального аспекта в образовательной школе. Помогают усваивать новые знания и способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей. В представленных играх показаны основные направления использования их на занятиях с детьми разного уровня интеллектуального развития в условиях одного класса. Задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень сложности их постоянно возрастает. Поэтому педагогам, занимающимся с детьми, лучше придерживаться определенной последовательности при выполнении упражнений и проведении игр.

Следует помнить и о том, что продолжительность занятий с ребенком ОВЗ не должна превышать 20 мин. в день.

Педагоги в своей работе могут применять аналогичные игровые задания, упражнения, игры на развитие тех или иных психических процессов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ »

Автор: Кузнецова Наталья Александровна

Дата: 12.10.2020

Номер свидетельства: 559853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Доклад на РМО "Использование инновационных технологий  в воспитательном процессе при работе   с детьми с ОВЗ" "
    ["seo_title"] => string(116) "doklad-na-rmo-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-v-vospitatiel-nom-protsiessie-pri-rabotie-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "107225"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403186886"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "ЛЭПБУК "Веселый зоопарк" для детей с ТНР"
    ["seo_title"] => string(39) "lepbuk_veselyi_zoopark_dlia_detei_s_tnr"
    ["file_id"] => string(6) "544263"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585141942"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства