kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северо-Казахстанская область, Аккайынский  район, КГУ "Ленинская  средняя школа"  учитель  начальных  классов Ахметбекова  Роза  Нургалиевна 

Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из  проблем педагогики.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника.

 Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1.     Привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2.     Возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3.     Включение учащихся в интересную для них форму работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке»»



«КГУ Ленинская средняя школа»











«Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке».

(Выступление на районном августовском семинаре из опыта работы )



Учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

Ахметбекова Роза Нургалиевна





















2015г



Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из проблем педагогики.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника.

Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. Привлечение учащихся к целям и задачам урока;

  2. Возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

  3. Включение учащихся в интересную для них форму работы.

Условия, для проявления познавательной деятельности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

  • создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

  • использование проблемных ситуаций;

  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;

  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике я используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение и принимать участие в обсуждениях;

  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;

  • заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;

Методы обучения:

  • самостоятельный поиск необходимой информации;

  • метод проектов;

  • тестирование;

  • овладение разными учащимися разного материала;

  • творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.

  • метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;

  • метод эмпатии (метод личной аналогии);

  • проблемное обучение.

Формы организации деятельности учащихся

  1. Коллективные

  2. Индивидуальные

  3. Коллективные

Формы и методы урока:

  • деловая игра;

  • урок-аукцион;

  • игра;

  • путешествие;

  • смотр знаний и др.;

  • лабораторная работа;

  • практическая работа;

  • самостоятельная работа;

При организации работы с учебником формирую умения:

  • ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;

  • обобщать, сравнивать, оценивать;

  • выделять непонятные места в тексте;

  • пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;

  • определять тип текста;

  • определять основную мысль текста;

  • разбивать текст на микротемы ;

  • составлять план текста;

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы- резкое падение интереса учащихся и, следовательно, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Существуют разные методы повышения интереса к предмету. Элемент, который особенно привлекает детей-это занимательность. Уроки и внеклассные занятия, в которые включены упражнения в занимательной форме, трудные и интересные, никого не оставляют равнодушным. Даже у самых слабых учеников они вызывают интерес. Игровая форма- средство формирования интереса к урокам . Такие занятия активируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых порою он сам не подозревает. Игры проводятся не для развлечения учащихся, а для закрепления умений и навыков, обеспечивают лучшее запоминание и прочное усвоение знаний, делают умственную работу более продуктивной . Игра или игровые моменты необходимы для развития воображения, инициативы, творчества.

Занимательные элементы стараюсь использовать на каждом уроке с целью развития познавательного интереса к предмету. Уроки начинаю нестандартно. Например, в 1 классе приглашаем на урок Незнайку, Буратино или других сказочных героев. Начинаем уроки с устной работы: «Прочитай» «Объясни»(Читаем схемы, объясняем орфограммы, обязательно приводят ребята свои примеры). Нестандартные уроки способствуют повышению интереса к предмету, стимулируют учебную деятельность, развивают индивидуальные и творческие способности учащихся. На уроке русского языка применяю дидактические игры, т.е. игровые моменты ввожу в определенную часть урока(в соответствии с его задачами). В учебную деятельность вводится элемент состояния, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Так, например, при изучении темы « Лексика» проводим игру:

«Переводчик».

Кто быстрее заменит все слова.

Разъяренная вьюга замела тропинки.

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

«Шеренга».

Расставить синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жестокий, лютый. Безжалостный, бессердечный, злой (враг).

«Соколиный глаз»

Кто быстрее найдет в тексте больше устаревших слов? Слов, употребляемых в переносном значении…

Игры- упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор.

При закреплении изучаемого материала большое внимание на уроках русского языка уделяю работе с текстом. Воспитательное значение связанного текста (а не отдельных словосочетаний или предложений) бесспорно. При этом текст показывает взаимосвязь и взаимодействие всех элементов грамматики. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес. Если один текст распределяется на несколько уроков, дети с нетерпением ждут его продолжения.

Большую помощь при объяснении нового материала оказывают рисунки. Рисунок на уроке русского языка и литературы- это средство эстетического воспитания и развитие речи школьников, их творческого воображения, это и прием снятия напряжения, эмоционального воздействия, побуждающий к самовыражению, а самое главное-к свободному общению с учителем. Использую на уроках рисунки для объяснения нового материала.

Любят дети писать сочинения с опорой на рисунок( сочинение-рассуждение, сочинение-описание)так. Наличие грамматического задания необходимо, потому что главным все-таки является закрепление материала. А рисование-это всего лишь прием, помогающий разнообразить деятельность учащихся и способствующий развитию и повышению интереса к предмету.

Ученики очень любят получать оценки на каждом уроке, с удовольствием соревнуются, любят ставить отметки сами себе и друг другу. Я это учитываю и использую в своей работе. Планируя урок, обдумываю, как проверить каждый вид работы прямо в классе.

Например, изучаем тему «Буквы з-с на конце приставок». Читаю слова с данной орфограммой, а учащиеся заполняют трафарет . Можно применить и другой вид: записываю на доске правильный ответ, ученики обмениваются тетрадями, проверяют работу друг друга. Оценки ставят карандашом. Еще один вид моментальной проверки (т.к. занимает мало времени).К доске вызываются ученики и под диктовку учителя записывают слова с изучаемой орфограммой. Затем ребята обмениваются тетрадями. Можно проверять с комментарием. Ставят оценки дети. Нормы оценок мы обговорили в начале года, и все знают, какие оценки надо ставить. Если кто-то не доволен оценкой, которую поставил товарищ ( что случается очень редко), я проверяю работу сама. Если проверке нахожу пропущенные ошибки орфографические, исправляю и рядом с поставленной учеником оценкой, ставлю свою оценку. Использую в своей работе дифференцированный подход к учащимся на всех этапах урока. К урокам разрабатываю дидактический материал: карточки, буквенные и цифровые диктанты, проверочные работы, диктанты-молчанки, сочинения с продолжением. Многообразие работ развивает у детей творческое начало.

Преобладающий метод на уроках на уроках объяснительно – иллюстративный с элементами творчества. Провожу такие формы урок, как урок-игра, урок – откровение, урок – диспут. Такие уроки помогают общению детей друг с другом, развивают речь, творческое мышление учащихся.

На уроках математики применяю математические диктанты с разнообразными заданиями, устный счет, задачи на развитие логического мышления, способствующие расширению кругозора, использую игровые моменты. Например: для устного счета я предлагаю следующие задания: Дано игровое поле. Используя ходы наискосок, перепрыгивая через дорожку, необходимо составить все всевозможные суммы и разности.

6----7----9-----8

6---6----6-----6

12---15---13---14

Используя аналогичное игровое поле, но с пустыми домиками, даю задание- найти значение рассыпавших выражений.

(23+7=30 30-4=26 52+8=60 60-6=54)

23---4---52---6

2----?----7----?

?----3----?----8

Отгадайте загадки Египетских пирамид:

? ?

13 ▲27 32▲ 48

Методика на которую я опираюсь- это методика опорных схем Софьи Николаевны Лысенковой.. Её методика направлена развитие интереса к учению, развитие познавательной активности . Попробовав несколько схем, установила, что дети лучше запоминают, если видят схему-опору. Например:

Названия компонентов действий. Я показала схему-опору. Дети лучше запоминают. Сегодня программа по предметам все расширяется и углубляется, а часы остаются прежними. Поэтому очень трудно контролировать знания учащихся, уделять достаточное количество времени. Тесты обеспечивают, простоту проверки ответом учеников и позволяют выявить пробелы в их знаниях. Это дает мне как учителю, возможность при подготовке к контрольным работам заострить внимание учащихся именно на этих пробелах.

Коллективный способ обучения очень помогает в работе. На каждом уроке применяю комментируемое управление. Работа на доске, ученик вслух объявляет ,что он в данный момент делает: «думаю, говорю, записываю». Это позволяет включить в работу весь класс, средний и слабый ученик тянется за сильными. При данной работе развивается логика рассуждений, самостоятельность мышления.

Для более глубокого усвоения теоретического материала на каждом уроке учу детей производить сопоставительный анализ языковых явлений на основе сходства или различия. Учу задавать теоритические вопросы. Никогда не требую от ребят, чтобы они «зазубривали» правила так, как они даны в учебнике. Для меня важно, чтобы ученики понимали определения и умели теоритические знания применить на практике.

Дети любят такую форму работы, как вопрос-ответ. Ученики с места задают вопросы отвечающим у доски. Если отвечающий затрудняется ответить или ответ неполный, ученик в роле учителя дополняет или исправляет товарища. Возникает взаимоконтроль: отвечающий держит в поле зрения весь класс, а класс очень внимательно( в поисках ошибок, неточностей) следит за ответом своего товарища.

Игровые моменты можно использовать на каждом этапе урока: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм и т.д.

Обязательно связываю уроки русского языка с уроками литературы, провожу межпредметные связи.

Большое внимание уделяю словарной работе. Каждый понедельник проводим словарные диктанты. Один понедельник-диктант по изученным орфограммам, второй по словарным словам.

В качестве домашнего задания даю задание: составить диктант по изученным орфограммам. В классе ребята диктуют слова друг другу, затем проверяем. Проверка словарных диктантов и тетрадей подсказывает, какую орфограмму нужно повторить на уроке.

Моя задача на уроке литературы- приобщение ребенка к книге. Уроки литературы начинаем с пятиминутного чтения. Учащиеся приносят на урок книгу, которую они читают дома. На уроке читаем 5 минут , а затем переходим к теме урока.

Раз в две недели проводим урок. «Советую прочитать», где ребята рассказывают, какую книгу они посоветовали бы прочитать одноклассникам и почему.

По литературе работаю по учебнику . Этот учебник более доступен и понятен для детей данного возраста, с красочными иллюстрациями. В каждый вопрос введены вопросы по изучению теории литературы.

Использую на уроках литературы занимательные элементы: литературные викторины, загадки, шарады, кроссворды. Все это проводится с целью: заинтересовать детей, пробудить интерес к книге, помочь полюбить литературу.

На урок дети самостоятельно готовят сообщение о жизни и творчестве писателя Стараюсь приучать детей не читать, а рассказывать, опираясь на написанное. Уделяю большое внимание работе с текстом. На уроках ми читаем вслух и размышляем о прочитанном с применением текста.

Большое внимание уделяем на каждом уроке формированию навыков выразительного чтения, опытам стихосложения. Дети очень любят решать кроссворды и сами их с удовольствием составляют. Кроссворды помогают учащимся мыслить логически, обеспечивают прочное усвоение знаний, делают умственную работу более продуктивной, развивают воображение, творчество.

Ребята уроках литературы учатся писать рецензии на прочитанные произведения

Включаясь в игру, учащиеся не боятся сделать или сказать что-то «не так»,

потому что методические приёмы, используемые на уроках, предполагают гибкую систему оценивания знаний учащихся, гласность при выставлении оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроке»

Автор: Ахметбекова Роза Нургалиевна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 301150

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Творческая работа: «С помощью игровых элементов развивать познавательную деятельность обучающихся» "
    ["seo_title"] => string(116) "tvorchieskaia-rabota-s-pomoshch-iu-ighrovykh-eliemientov-razvivat-poznavatiel-nuiu-dieiatiel-nost-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "101456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402417978"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Самоанализ профессионально-педагогической деятельности  учителя начальных классов"
    ["seo_title"] => string(85) "samoanalizprofiessionalnopiedaghoghichieskoidieiatielnostiuchitielianachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "301155"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456856279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок математики «Деление и дроби» по технологии интерактивного обучения "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-matiematiki-dielieniie-i-drobi-po-tiekhnologhii-intieraktivnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108228"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403617408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства