Учебная мотивация как главная особенность учебной деятельности
Учебная мотивация как главная особенность учебной деятельности
Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, то есть, он всегда отвечает той или иной потребности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебная мотивация как главная особенность учебной деятельности»
Учебная мотивация как главная особенность учебной деятельности
Филимонова О.Н., зам. директора по УР ГАПОУ КО «ККСД»
Автор психологической концепции деятельности А.Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, то есть, он всегда отвечает той или иной потребности. Его психологическая триада «потребность-мотив-деятельность» раскрывает источник побудительной силы мотива, а так же говорит о том, что деятельность всегда имеет мотив и даже не один (полимотивированность). Окончательное решение действие принимает, как правило, сознательный субъект (т.е. человек) на основе внутренней системы ценностей, выделяя ведущий мотив.
Стоит заметить, что мотивы, потребности и цели не тождественны. Потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Связь двух понятий часто разнится от ученого к ученому. В книге И.А. Джидарьян понятие мотивации как будто становится лишним, когда все взваливается на мотив. В.Г. Леонтьев же делит мотивацию на два типа: первичную и вторичную, где вторая создается за счет мотива личности, а не непроизвольности, инстинкта. Но факт того, что они взаимосвязаны должен учитываться [8, c. 140].
На сегодняшний день слово «мотивация» исследователями понимается по-разному. Это и совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; и чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов [4].
Мотивация, по словарю А.М. Новикова, есть процесс побуждения к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, совершаемых человеком. Она представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений [5].
В.К. Стародубцева под понятие мотивации подводит такую мысль: «Это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе». Её основа – мотивы, под которыми имеются в виду конкретные стимулы, заставляющие личность действовать.
Русский психолог А.А. Реан, исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивации, вывел, что под мотивационной сферой личности следует понимать совокупность стойких мотивов имеющих определённую иерархию выражающих направленность личности. Из выражения ученого выходит что, по существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учёта особенностей его мотивации (в том числе социально-педагогического взаимодействия с ребёнком, подросткам, юношей).
Учебная же мотивация завязана на одноименном виде деятельности. Учение – это деятельность ученика, которая подразумевает:
освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;
самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
В этом виде деятельности проблема мотивации особенно ярко выражена. Так как с ранних лет ребенку закладывается определенное отношение к учебе, и с последующими годами жизни это отношение превращается либо в интерес, либо в безразличие [1]. Поэтому преподавателю необходимо знать, как мотивировать и поддерживать обучающихся, чтобы обеспечить успешную учебную деятельность и эффективный результат.
Е.Б. Горчакова предлагает определение учебной деятельности, как «индивидуальную познавательную деятельность, характер которой самостоятельно выбирает ее обучающийся». В ходе соединения исследований В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко, Т.И. Сердюк из трех понятий выходит, что под учебной деятельностью понимают «успешное освоение предметного содержания на основе способов действий с ним, которые образуют универсальные учебные действия» [3].
Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и В.В. Репкиным в 60-х годах была разработана теория учебной деятельности, основанная на концепции Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка. Исходя из этого, учебную мотивацию можно рассматривать как главную особенность учебной деятельности человека.
При высоком интересе личности конкретной деятельности может включаться, как его называет А.А. Реан – компенсаторный механизм. Недостаток требуемых способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и подобное). Таким образом, по мнению ученого, обучающиеся могут добиться больших успехов [6, с. 143].
Способности и мотивация находятся здесь в единстве, но некоторые исследования показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а потому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. При этом способности не исключаются из важных факторов влияния на деятельность [6].
Учебная мотивация так же вполне может обладать собственной типологией. В основе классификаций учебной мотивации по Л.И. Божович заложены два основных типа учебных мотивов, имеющие разные происхождения и содержания [6].
К одним из них относятся: первое – познавательные мотивы. Они включены в познавательную мотивацию и подразумевают под собой овладение новыми знаниями, а на усвоение способов получения знаний направлены учебно-познавательные мотивы.
Второе – это социальные мотивы. Рассматривая их, отмечают такие явления, как долг и ответственность, стремление иметь определенную позицию с окружающими, сотрудничество, взаимодействие с людьми [4].
В чем-то схожи две классификации, данные А.А. Реаном и Т.А. Ильиной, о тенденции мотивации к достижению успеха и к избеганию неудачи. В первом случае, обучающиеся активно ставят цели и достигают конструктивно положительных результатов деятельности, а во втором же – стараются избежать наказания, боятся деятельности и подобных негативных последствий [6, 32].
Мотивация учебной деятельности состоит из доминирующих мотивов учения. В.С. Ильин в зависимости от ведущего мотива выделяет три типа мотивации учения:
с ведущим мотивом долга в учении, понимания необходимости учения;
с ведущим мотивом непосредственного интереса к знанию, потребности в учении;
с ведущим мотивом вынужденности, когда школьник не осознает важности учения, не проявляет к нему интереса, и учиться его вынуждают обстоятельства.
За каждым мотивом стоит та или иная потребность, и в ходе продуктивного учебного процесса у студентов должны возникать мотивирующие к учебной деятельности потребности:
потребность в творчестве и творческом труде;
потребность быть личностью;
потребность в самоутверждении и самовыражении;
потребность в общении;
потребность в познании;
потребность в свободе;
нравственно-эстетическая потребность;
потребность смысла жизни.
Уровень внутренней мотивации (собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового) обучающихся повышается, если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности. Возникает интерес – тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.
Таким образом, учебная мотивация – важная составляющая успешного обучения любого обучающегося, который осознанно поступил в учреждение на ту или иную специальность. Она определяется, как частный вид мотивации, то есть процесс побуждения к действию, включенный в деятельность учения. Мотивация может характеризоваться наличием познавательных и социальных мотивов и иметь пять уровней: высокий уровень, хорошая мотивация, положительное отношение к учреждению, низкий уровень и негативное отношение к учреждению.
Список литературы
Краткий психологический словарь [Текст] / Абраменкова В. В. и др. / под общ. ред. Ярошевского М. Г., Петровского А. В.; сост. Карпенко Л. А. - М.: Политиздат, 1985. – 430 с.
Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnyeponyatiya-i-problemy, свободный (22.07.2022).
Мотив – что это такое, виды мотивов в психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psylogik.ru/202-motiv.html,свободный (17.08.2022).
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / Новиков А.М. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. – 2-ое изд. испр. и доп. М.: Политиздат, – 1990. – 494 с.
Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15617 (дата обращения: 21.04.2022).