kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сущность социальной работы как профессионального вида деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сущность социальной работы как профессионального вида деятельности»

Сущность социальной работы как профессионального вида деятельности

Ашаргина Марина Геннадьевна

педагог – организатор по работе с населением

КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть - Каменогорска

По мнению Холостовой Е.И., чтобы понять сущность социальной работы как профессионального вида деятельности, необходимо дать определение рядовому понятию – «деятельность».

Деятельность – это способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленное отражение и преобразование окружающего мира. Ей присущи сознательность (целеположение), продуктивный и общественный характер.

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой – удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Под профессией Тетерский С.В. понимает – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей или специальной подготовки и опыта работы.

Исходя из этого определения, социальную работу можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. (Холостова, словарь-справочник)

Как профессиональная деятельность социальная работа появилась за рубежом около 100 лет назад. Основой социальной работы в России выступает благотворительность, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Профессия «социальный работник», «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в марте-апреле 1991г. и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Соц.работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г.Бочаровой): диагностическая; организаторская; прогностическая, предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая; организационно коммуникативная; охранно-защитная.

Рассмотрим непосредственно объекты и субъекты социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».Объект можно трактовать как нечто противоречащее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождественен объективной реальности, но и выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, соц.группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем здесь 3 момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе. Во-первых, это их различие, во-вторых, органическое взаимодействие, связь; в-третьих, возможность перехода друг в друга, возможность меняться местами.

При понимании социальной работы в ее непосредственном значении под объектами имеют ввиду те группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.

С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.

1 гр. Группы населения , которые оказались в трудной жизненной ситуации.

В ФЗ «Об основах социального обслуживания населения РФ»(декабрь 1995) дается определение Трудной жизненной ситуации- это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи, из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.

Их выделяют по следующим основаниям: состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы (инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи с детьми инвалидами, а также группы, имеющие психические стрессы, склонные к суицидальным поступкам); служба и труд в экстремальных социальных условиях (войны); пожилой, пенсионный возраст людей (одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров); девиантное поведение в его различных формах и видах; трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (семьи, имеющие на попечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи и др.); особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.); бродяжничество, бездомность (БОМЖ, беженцы, переселенцы); положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии; правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и вследствие реабилитированных.

2гр.Различные сферы жизнедеятельности людей: сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры; городские и сельские, а также промежуточные формы расселения; сфера здравоохранения, образования, науки, культуры, культурно-досуговая сфера; силовые структуры общества; пенитенциарная система; социально-этническая среда; сфера бытового обслуживания населения.

В качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институт, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.

1.Прежде всего – это организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня (Министерства труда и социального развития, органы социальной защиты); различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков и др.); администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения.

2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4.Преподаватели социальной работы, а также тех, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений (руководители практик, наставники, практические социальные работники, способствующие прохождению практик студентов).

Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сущность социальной работы как профессионального вида деятельности

Автор: Ашаргина Марина Геннадьевна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(129) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "272507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451997771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Социальная мобильность "
    ["seo_title"] => string(23) "sotsial-naia-mobil-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140350"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417944915"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "профессиональный информационный проект по исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(80) "profiessional-nyi-informatsionnyi-proiekt-po-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "165394"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422802664"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Сущность коммуникативной компетенции детей подросткового возраста в контексте компетентностного подхода "
    ["seo_title"] => string(117) "sushchnost-kommunikativnoi-kompietientsii-dietiei-podrostkovogho-vozrasta-v-kontiekstie-kompietientnostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "184899"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426105285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Сущность коммуникативной компетенции подростков в контексте компетентностного подхода"
    ["seo_title"] => string(89) "sushchnostkommunikativnoikompietientsiipodrostkovvkontiekstiekompietientnostnoghopodkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "270509"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451143416"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства