kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме "Работа с текстом как начало формирования информационной культуры личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описываются подходы к изучению текста и формы работы с текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Работа с текстом как начало формирования информационной культуры личности"»

Работа с текстом как начало формирования информационной культуры личности


 Лингвистика текста активно развивается в нескольких направлениях в соответствии с основными научными парадигмами современного языкознания. Так, в настоящее время существуют следующие подходы к изучению текста:

      • антропоцентрический – автор-текст-читатель;

      • когнитивный–автор-текст-внетекстовая действительность;

      • культурологический – текст-культура.

Кроме того, с точки зрения языка как системно-структурного образования выделяется структурный подход, при котором текст рассматривается с позиций сложного синтаксического целого, сверхфразовых единств, что привело к возникновению грамматики текста. В рамках данного подхода споры ведутся о понимании текста как явления языка либо речи: иначе говоря, можно ли выделить в тексте строевые элементы, соответствующие структурным единицам в уровневой модели языка. Со структурной точки зрения текст рассматривается и с позиций стилистики, то есть текст интерпретируется в аспекте функциональных стилей.

Исследование текстовых категорий привело к возникновению теории текста (лингвистики текста, грамматики текста, герменевтики) как особой области языкознания, рассматривающей текст как целостное, семантически связанное образование, созданное по определенному замыслу автора.

Антропоцентрический подход связан с интерпретацией текста в аспекте его порождения (позиция автора) и восприятия (позиция читателя), а также его воздействия на читателя. Развитие антропоцентрического подхода к тексту в конце XX века усилило внимание к языковой личности читателя и его познавательной деятельности, организованной средствами текста.

Внутри антропоцентрического подхода в зависимости от фокуса исследования выделяются следующие основные направления изучения текста: психолингвистическое (Л.С. Выготский, Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович и др.); прагматическое (А.Н. Баранов); коммуникативное (Г.А. Золотова, Н.С. Болотнова и др.).

Особого внимания заслуживает коммуникативный подход к тексту, который реализуется в русле такого раздела внешней лингвистики, как прагмалингвистика. Прагмалингвистика изучает коммуникативную деятельность человека в двух формах: в устной (дискурс) и письменной (текст).

В последнее десятилетие, вследствие смены в начале XXI в. научных парадигм, на первый план выдвигается когнитивная лингвистика, чье появление было стимулировано достижениями системного подхода к языку, психолингвистики, функциональной и антропоцентрической лингвистики.

Вобрав в себя, переработав достижения этих научных направлений, когнитивная лингвистика предложила новый взгляд на природу языка и, соответственно, текста. Когнитивное направление в лингвистике исходит из понимания языка как основного средства выражения знаний о мире / Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, Т.М. Николаева, Б.А. Серебрянников и др./. В свете когнитивной парадигмы текст понимается как сложный знак, который выражает знания писателя о действительности, воплощенные в его произведении в виде индивидуально-авторской картины мира. Ключевые понятия когнитивной лингвистики: концепт, концептуализированная область. По определению Е.С. Кубряковой, «концепт, сущность ментальная прежде всего, изучается в связи с процессами говорения и понимания как процессами взаимодействия психических субъектов» /Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современ­ный статус // Известия РАН. СЛЯ. 1994.  Т. 53.  № 2.  С. 3-5/, а взаимодействие двух субъектов,  автора и читателя - основа литературной коммуникации. Следовательно, использование концептуального анализа естественно и для лингвистики текста.

Еще более широкий круг вопросов, затрагивающих сущность текста как феномена человеческой культуры, рассматривается при культурологическом /лингвокультурологическом/ исследовании текста. Такой подход направлен на освещение особенностей менталитета народа, обусловленных его историей и отраженных в языке, прецедентных текстах (по Ю.Н.Караулову), концептосфере (Д.С.Лихачев), культурных концептах (Ю.С.Степанов) и т.д.

Одним из основных аспектов лингвокультурологического исследования является принцип диалога культур.

Согласно сказанному, в современных школьных учебниках изучение русского языка предполагается на текстовой основе. Опора на текст способствует формированию не только языковой, элементарной лингвистической и коммуникативной компетенции, но и способствует формированию лингвокультурологической компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы языка и развития речи. Отбор материала и представление его в школьном учебнике основывается на введении этнокультуроведческого, россиеведческого аспекта преподавания русского языка, включении национально-культурного компонента, дающем представление о том, что русский язык – это не только средство общения и сообщения мыслей, но и способ познания культуры, истории, духа, характера народа. Лингвокультурологический аспект реализуется и при подборе текстов казахстанских авторов, описывающих быт, традиции, культуру, характер казахов и других народов Казахстана. Познание культуры русского народа в ее «встрече» с культурой казахского и других народов, иначе говоря, в диалоге культур, является условием формирования языковой личности.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу текстового дидактического материала на основе диалога культур, рассмотрим определение понятия текста, а также его основные категориальные признаки.

В учебной и методической литературе слово текст употребляется в разных значениях:

  1. Дидактический материал, на котором построено упражнение (отдельные слова, словосочетания, предложения, отрывок из текста или отрывки из нескольких текстов, целый текст).

  2. Сложное синтаксическое целое.

  3. Художественное произведение.

  4. Единица языка и речи, обладающая определенными категориальными признаками.

В самом общем смысле под текстом понимают следующее:

Текст – слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочетание, литературное произведение, документ и т.п., напечатанные, написанные или запечатленные в памяти.

Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

Признаки текста – информативность, цельность, смысловая и структурная связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.

Для текста характерны прежде всего единство темы и основная (главная) мысль /идея/. Они объединяют предложения текста.

Единство темы означает, что все предложения раскрывают содержание того, о чем говорит автор. Чтобы определить тему текста, задайте вопрос: О чем или о ком говорит автор?

Основная (главная) мысль текста передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Чтобы определить основную мысль текста, задайте вопрос: Что хочет сказать автор?

Для текста характерно, что все предложения текста связаны между собой по смыслу. Текст характеризуется делимостью (начало – зачин, основная часть, конец).

Для текста характерна грамматическая связь предложений.

Текст занимает особое место на уроке при работе обучающихся:

  • Индивидуальной

  • По группам

  • Коллективной

  • В парах

Основные организационные формы работы анализа текста:

    • коллективная работа класса;

    • один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста;

    • одна из форм самостоятельной работы учащихся;

    • одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

Так, например, на этапе самостоятельного приобретения знаний и умений используются следующие виды работ:

Этапы самостоятельного приобретения знаний и умений:

  • Понимание лингвистического текста.

  • Самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимоконтроль.

  • Свертывание и развертывание лингвистической информации.

  • Выявление внутрипредметных связей языковых единиц.

  • Пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, соспоставление его с текстом учебника.

На этапе контроля знаний и умений используются следующие виды работ:

Контроль знаний и умений

  • Контрольные работы

  • Диктанты

  • Срезовые работы

  • Карточки-задания

  • Изложения

  • Сочинения

  • Изложения с элементами сочинения

  • Тесты

  • Презентации

При работе с текстом необходимо знать, как строится текст. Текст состоит из предложений, которые связаны между собой по смыслу, а также лексическими и грамматическими средствами. По смыслу предложения в тексте могут быть связаны по-разному. Они могут быть связаны последовательно, по цепочке: втрое с первым, третье со вторым и т.д. Таким образом конец одного предложения становится началом следующего. Эту связь называют цепной, последовательной.

Цепная, последовательная связь

Искусство неразрывно связано с природой. Природа живет в лучших народных песнях. В них воспеваются родные леса и реки, луга и озера, горы и степи – все, что дорого каждому человеку.

1


2


3

Смысловая связь предложений в текстах выражается повтором слов, однокоренными словами, описательными оборотами, синонимами, местоимениями.

В тексте, кроме цепной связи предложений, может быть и параллельная. При этой связи все предложения по смыслу и грамматически связаны с первым. При параллельной связи обычно одинаков порядок главных членов: или «подлежащее – сказуемое», или «сказуемое – подлежащее». Параллельная связь предложений в тексте может особо подчеркиваться их одинаковым началом или одинаковым концом.

Параллельная связь

СХЕМА

Осень в лесу

После теплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу опенки. На мелких полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка. ( По И.Соколову-Микитову).

В одном тексте предложения обычно связаны разными видами связи: одно предложение может быть связано с другим цепной связью, а другое (или другие) – параллельной связью.

Разные виды связи

«Язык народа – лучший цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина. Небо Отчизны, ее воздух, поля, горы, леса и речки претворяются в языке в мысль, картину и звук творческой силой народного духа. Голос родной природы звучит в народных напевах, в устах народных поэтов» (по К.Ушинскому).

СХЕМА

В данном примере 1 и 2 предложения связаны цепной связью, 3 и 4 связаны со вторым предложением параллельной связью.

Предложения в тексте связываются при помощи лексических, морфологических и синтаксических средств.

Средства связи предложений в тексте

Лексические

Морфологические

Синтаксические

Лексический повтор

Однокоренные слова

Синонимы

Антонимы

Перифразы

Описательные обороты

Местоимения

Местоименные слова

Видовременные формы глагола

Союзы

Союзные слова

наречия

Порядок слов

Вводные слова и предложения

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парллелизм – это такое построение текста, при котором все предложения строятся одинаково, имеют сходный порядок слов. Например:

« С незапамятных времен люди привыкли пользоваться для своих нужд водою. По речным путям пробирались смелые искатели в незаселенные лесные края. По рекам и озерам проходили торговые пути. По серебряному Днепру, по широкой красавице Волге, по быстрому Волхову, по пустынным северным рекам плыли груженые товарами корабли» (По И. Соколову-Микитову).

План анализа текста

  1. Подготовить к выразительному чтению текста.

  2. Определить тему, основную мысль текста. Выписать ключевые слова и словосочетания.

  3. Озаглавить текст.

  4. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение).

  5. Определить средства связи между предложениями в тексте.

  6. Указать лексические и морфологические средства связи.

  7. Определить стиль текста:

а) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный).

Б) отметить стилистические средства.

  1. Объяснить значение выделенных слов.

  2. Подобрать к ним синонимы и антонимы.

  3. Указать многозначные слова, слова в переносном значении.

  4. Составить план текста.

  5. Подготовить пересказ текста.

  6. Произвести на материале текста различные виды разбора.

  7. Орфографический и пунктуационный комментарий.



Анализ текста может производиться с различной степенью полноты.

На уроках развития речи удобно использование текстов малых форм.

Признаки текста малой формы:

  1. Небольшой объем;

  2. Характер содержания (впечатление, быстрый отклик на что-то);

  3. Результат (зарисовка, этюд, художественная миниатюра.


Пинега

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу, все в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошел ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега (по. Ф.А. Абрамову).

  1. Краткое вступительное слово учителя о Ф. Абрамове.

  2. Чтение миниатюры.

  3. Анализ заголовка. Миниатюра имеет заглавие – «Пинега». Это – имя собственное. Пинега – река в Северо-Европейской части России, правый приток Северной Двины (протяженность ее – 779 км).

  4. В заглавии миниатюры отражена ее тема – Пинега (точнее, вид, картина реки в разную погоду и в разное время суток). Основная мысль – Пинега для автора родная, любимая река; он ласково называет ее старушкой, часто к ней приходит, внимательно присматривается.

Тема и основная мысль миниатюры раскрывается постепенно; поэтому ее можно разделить на следующие структурные части:

    1. Утром – не узнать страушку.

    2. Вечером ( накануне) – все в серой тине.

    3. Сегодня берег блестит, сверкает.

    4. Причина изменений – ливень.

Части миниатюры связаны по смыслу и структурно. Смысловая связь их в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль. Структурно предложения связаны цепным способом; средства межфразовой связи – и лексические, и морфологические. Первое предложение связано с заглавием при помощи слова река; второе предложение связано с первым при помощи антонимических наречий вечером-утром; третье предложение со вторым – при помощи противительного союза а. Четвертое предложениеотличается от предыдущего видовременной соотнесенностью глаголов-сказуемых. Вторая часть последнего предложения (и вот омылась, принарядилась Пинега)возвращает нас к заглавию миниатюры, и текст получает композиционную завершенность.

Стиль миниатюры – художественный. В ней нарисованы конкретные картины: Пм\инега вечером (накануне), и она же утром (сегодня); выражено авторское отношение к предмету описания – любовь к родной реке. Этим чувством «продиктовано» употребление в переносном значении ласкового слова старушка, а также синонимов блестит, сверкает, которые для усиления их смысла поставлены рядом, один за другим, и пояснены сравнительным оборотом как разноцветная мозаика.

Эмоциональную выразительность описанию придают и разговорные слова: ахнуть, принарядилась.

Итак, признаки целого текста в миниатюре Ф.А.Абрамова «Пинега» - заглавие, идейно-тематическое единство, делимость, связность (смысловая и структурная), композиционная завершенность, стилистическое единство.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Саттарова Мейрамгуль Аспандияровна

Дата: 17.05.2016

Номер свидетельства: 327528

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-roditieliei-kak-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "133580"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416548430"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Портфолио ученика начальной школы как результат итоговой оценки в образовательной системе согласно программе ФГОС  НОО. "
    ["seo_title"] => string(131) "portfolio-uchienika-nachal-noi-shkoly-kak-riezul-tat-itoghovoi-otsienki-v-obrazovatiel-noi-sistiemie-soghlasno-proghrammie-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "195287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427890758"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Приобщение младших школьников к самостоятельной читательской деятельности: рефлексия опыта. "
    ["seo_title"] => string(107) "priobshchieniie-mladshikh-shkol-nikov-k-samostoiatiel-noi-chitatiel-skoi-dieiatiel-nosti-rieflieksiia-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "104646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402744229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства