kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности. Олицетворение.»

Средства художественной выразительности .  Олицетворение

Средства художественной выразительности . Олицетворение

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. Сергей Есенин

Край любимый!

Сердцу снятся

Скирды солнца в

водах лонных.

Я хотел бы

затеряться

В зеленях твоих

стозвонных.

Сергей Есенин

Какой неодушевленный предмет наделяет признаками и свойствами человека в этом четверостишии?

Какой неодушевленный

предмет наделяет признаками и

свойствами человека в этом

четверостишии?

Край , где родился и вырос.

Край , где родился и вырос.

Олицетворение —  изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать, признаками и свойствами человека.

Олицетворение

изображение

неодушевленных или

абстрактных предметов,

при котором они

наделяются свойствами

живых существ – даром

речи, способностью

мыслить и чувствовать,

признаками и свойствами

человека.

И горит в парче лиловой Облаками крытый лес.

И горит в парче лиловой

Облаками крытый лес.

Эпитет - художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.  Метафора ( греч, metaphora - перенос) - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство «Тенькает синица меж лесных кудрей» кудрями названа крона дерева , потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.

Эпитет - художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

Метафора ( греч, metaphora - перенос) - слово или

выражение, употребленное в переносном смысле,

вместо другого слова, потому что между

обозначаемыми предметами есть сходство «Тенькает

синица меж лесных кудрей» кудрями названа крона

дерева , потому что она похожа на кудри человека. В

нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка

двери, узел связи.

Контурная карта Волшебного Леса

Контурная карта Волшебного Леса

Черемуха Вставьте пропущенные олицетворения: Синий май. Заревая теплынь. ________ кольцо у калитки. Липким запахом _____ полынь ________ черемуха _________.
  • Черемуха

Вставьте пропущенные олицетворения:

Синий май. Заревая теплынь.

________ кольцо у калитки.

Липким запахом _____ полынь

________ черемуха _________.

( Не прозвякнет, веет, спит в белой накидке)

(загляделась в пруд)

1.

1.

2.  Тополь. Найдите олицетворение? Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел . Дальний плач тальянки, голос одинокий – И такой родимый, и такой далекий.

2. Тополь.

Найдите олицетворение?

Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Облетевший тополь серебрист и светел .

Дальний плач тальянки, голос одинокий –

И такой родимый, и такой далекий.

2.

2.

3.  Туча. Вставьте пропущенные олицетворения: Туча ________________, ____________ пахучий туман. Еду грязной дорогой с вокзала Вдалеке от родимых полян. ( Кружево в роще связала, закурился)

3. Туча.

Вставьте пропущенные олицетворения:

Туча ________________,

____________ пахучий туман.

Еду грязной дорогой с вокзала

Вдалеке от родимых полян.

( Кружево в роще связала, закурился)

3.

3.

4.  Ели. Вставьте пропущенные олицетворения: _______________ девушки-ели, И поет мой ямщик на-умяк… (Пригорюнились)

4. Ели.

Вставьте пропущенные олицетворения:

_______________ девушки-ели,

И поет мой ямщик на-умяк…

(Пригорюнились)

4

4

5.  Весна. Чья это характеристика? В цветах любви весна-царевна По роще косы расплела … И я, как страстная фиалка, Хочу любить, любить весну. Назовите олицетворение, которое помогает создать одушевленный образ весны.

5. Весна.

Чья это характеристика?

В цветах любви весна-царевна

По роще косы расплела

И я, как страстная фиалка,

Хочу любить, любить весну.

Назовите олицетворение, которое

помогает создать одушевленный образ

весны.

5

5

6. Осень. Чья это характеристика? Тихо – в чаще можжевели по обрыву, Осень – рыжая кобыла –чешет гриву .

6. Осень.

Чья это характеристика?

Тихо – в чаще можжевели по

обрыву,

Осень – рыжая кобыла –чешет

гриву .

6

6

7. Сосна. Вставьте пропущенные олицетворения: __________ _____ , ________ лес _________, __________________ ___________ сосна. ______________, как старушка , _______________________, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.  (Заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна; словно белою косынкой подвязалась; ,понагнулась, оперлася на клюку) Как олицетворение помогает передать авторское от­ношение?

7. Сосна.

Вставьте пропущенные олицетворения:

__________ _____ ,

________ лес _________,

__________________

___________ сосна.

______________, как старушка ,

_______________________,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

(Заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна; словно белою косынкой подвязалась; ,понагнулась, оперлася на клюку)

Как олицетворение помогает передать авторское от­ношение?

7

7

8.  Заря. Найдите олицетворение? Заря окликает другую , Дымится овсяная гладь… Я вспомнил тебя, дорогую, Моя одряхлевшая мать.

8. Заря.

Найдите олицетворение?

Заря окликает другую ,

Дымится овсяная гладь…

Я вспомнил тебя, дорогую,

Моя одряхлевшая мать.

8

8

9. Клен. Найдите олицетворение? Клен ты мой опавший , клен з аледенелый , Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел ?Или что услышал ? Словно за деревню погулять ты вышел . И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, Утонул в сугробе, приморозил ногу.

9. Клен.

Найдите олицетворение?

Клен ты мой опавший , клен з аледенелый ,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел ?Или что услышал ?

Словно за деревню погулять ты вышел .

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

9

9

10.  Береза Вставьте пропущенные олицетворения:  Зеленая прическа,  Девическая грудь,  О тонкая березка,  Что______________?

10. Береза

Вставьте пропущенные олицетворения:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что______________?

10

10

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ 1. Выберите в приведенных отрывках из стихотворений С.Есенина олицетворения, близкие  народной речи, фольклору: Рассвет рукой прохлады росно Сшибает яблоки зари… 2. Выберите в приведенных примерах метафоры  По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы, Чтоб мне слушать ее привелось.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

1. Выберите в приведенных отрывках из стихотворений С.Есенина олицетворения, близкие

народной речи, фольклору:

Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари…

2. Выберите в приведенных примерах метафоры

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес…

Ни за что не хотел я теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

3. Выберите в приведенных примерах метафоры: Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил . 4. Выберите в приведенных примерах метафоры: Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом.

3. Выберите в приведенных примерах метафоры:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил .

4. Выберите в приведенных примерах метафоры:

Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

5.Выберите в приведенных примерах олицетворения:  Сад полышет, как пенный пожар,  И луна, напрягая все силы,  Хочет так, чтобы каждый дрожал  От щемящего слова «милый». 6.Выберите в приведенных примерах олицетворения:  Ах, колокольчик! твой Мне в душу песней позвонил И рассказал, что васильки Очей любимых далеки.  Не пой! не пой мне! Пощади. И так огонь горит в груди.

5.Выберите в приведенных примерах олицетворения:

Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова «милый».

6.Выберите в приведенных примерах олицетворения:

Ах, колокольчик! твой

Мне в душу песней позвонил

И рассказал, что васильки

Очей любимых далеки.

Не пой! не пой мне! Пощади.

И так огонь горит в груди.

7.Выберите в приведенных примерах олицетворения: Зашумели над затоном тростники. Плачет девушка-царевна у реки. Погадала красна девица в семик. Расплела волна венок из повилик. Ах, не выйти в жены девушке весной, Запугал ее приметами лесной. На березке пообъедена кора,- Выживают мыши девушку с двора. Бьются кони, грозно машут головой,- Ой, не любит черны косы домовой. Запах ладана от рощи ели льют, Звонки ветры панихидную поют. Ходит девушка по бережку грустна, кет ей саван нежнопенная волна.

7.Выберите в приведенных примерах олицетворения:

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

Погадала красна девица в семик.

Расплела волна венок из повилик.

Ах, не выйти в жены девушке весной,

Запугал ее приметами лесной.

На березке пообъедена кора,-

Выживают мыши девушку с двора.

Бьются кони, грозно машут головой,-

Ой, не любит черны косы домовой.

Запах ладана от рощи ели льют,

Звонки ветры панихидную поют.

Ходит девушка по бережку грустна,

кет ей саван нежнопенная волна.

8. Выберите в приведенных примерах олицетворения: Цветы мне говорят прощай, Головками кивая низко. Ты больше не увидишь низко Родное поле, отчий край..

8. Выберите в приведенных примерах олицетворения:

Цветы мне говорят прощай,

Головками кивая низко.

Ты больше не увидишь низко

Родное поле, отчий край..

Что делает метель? Метель

Что делает метель?

Метель

- Подберите олицетворения к любимому есененскому дереву – березе!  -Сравните ваши результаты с описанием березы у Есенина:

- Подберите олицетворения к любимому есененскому дереву – березе!

-Сравните ваши результаты с описанием березы у Есенина:

Береза 1. Белая береза  Под моим окном  Принакрылась снегом,  Точно серебром . 2. Я навек за туманы и росы  Полюбил у березки стан,  И ее золотистые косы,  И холщовый ее сарафан.

Береза

1. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром .

2. Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

3.Устав таскаться  По чужим пределам,  Вернулся я  В родимый дом.  Зеленокосая,  В юбчонке белой  Стоит береза над прудом. 4.Березки!  Девушки-березки!  Их не любить лишь может тот,  Кто в ласковом подростке  Предугадать не может плод.

3.Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.

4.Березки!

Девушки-березки!

Их не любить лишь может тот,

Кто в ласковом подростке

Предугадать не может плод.

- С кем чаще всего сравнивает березу поэт? -Какими чертами наделяет это прекрасное дерево? -Чувствуете ли вы, что автор очень трепетно относится к березе? Почему? -Как вы думаете, что помогло автору передать всю свою любовь и нежность березе ? - Какое дерево у Есенина наделено мужскими чертами характера?

- С кем чаще всего сравнивает березу поэт?

-Какими чертами наделяет это прекрасное дерево?

-Чувствуете ли вы, что автор очень трепетно относится к березе? Почему?

-Как вы думаете, что помогло автору передать всю свою любовь и нежность березе ?

- Какое дерево у Есенина наделено мужскими чертами характера?

Березы глазами художников

Березы глазами художников

Борисов- Мусатов . «Весна» Алексадр Полунин «Весна»

Борисов- Мусатов .

«Весна»

Алексадр Полунин

«Весна»

Иссак Левитан «Март» Старая улочка весной

Иссак Левитан

«Март»

Старая улочка весной


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Автор: Ибетова Татьяна Владимировна

Дата: 02.06.2025

Номер свидетельства: 671053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Проверочная работа по русскому языку "Средства художественной выразительности""
    ["seo_title"] => string(80) "proverochnaia_rabota_po_russkomu_iazyku_sredstva_khudozhestvennoi_vyrazitelnosti"
    ["file_id"] => string(6) "662720"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1735156981"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Изобразительно-выразительные средства в произведении."
    ["seo_title"] => string(80) "a_s_pushkin_pesn_o_veshchem_olege_izobrazitelno_vyrazitelnye_sredstva_v_proizved"
    ["file_id"] => string(6) "548553"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588405238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Презентация к уроку литературы 2 класс по теме "Художественные средства выразительности. Олицетворение. М.Ю, Лермонтов "Утёс". Николай Рерих "Стражи ночи""
    ["seo_title"] => string(170) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-2-klass-po-tiemie-khudozhiestviennyie-sriedstva-vyrazitiel-nosti-olitsietvorieniie-m-iu-liermontov-utios-nikolai-rierikh-strazhi-nochi"
    ["file_id"] => string(6) "254188"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447701359"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
    ["seo_title"] => string(80) "sredstva_khudozhestvennoi_vyrazitelnosti_v_tekste_skazki_a_s_pushkina_skazka_o_t"
    ["file_id"] => string(6) "663601"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1736962143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства