Средства художественной выразительности .  Олицетворение 
    
Край любимый! 
Сердцу снятся 
Скирды солнца в 
водах лонных. 
Я хотел бы 
затеряться 
В зеленях твоих 
стозвонных. 
Сергей Есенин 
    
Какой неодушевленный 
предмет наделяет признаками и 
свойствами человека в этом 
четверостишии? 
    
 Край , где родился и вырос.  
    
Олицетворение —  
изображение 
неодушевленных или 
абстрактных предметов, 
при котором они 
наделяются свойствами 
живых существ – даром 
речи, способностью 
мыслить и чувствовать, 
признаками и свойствами 
человека. 
    
И горит в парче лиловой 
Облаками крытый лес. 
    
Эпитет - художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету. 
 
Метафора ( греч, metaphora - перенос) - слово или 
выражение, употребленное в переносном смысле, 
вместо другого слова, потому что между 
обозначаемыми предметами есть сходство «Тенькает 
синица меж лесных кудрей» кудрями названа крона 
дерева , потому что она похожа на кудри человека. В 
нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка 
двери, узел связи. 
    
Контурная карта Волшебного Леса 
    
Вставьте пропущенные олицетворения: 
Синий май. Заревая теплынь. 
________ кольцо у калитки. 
Липким запахом _____ полынь 
________ черемуха _________. 
( Не прозвякнет, веет, спит в белой накидке) 
 (загляделась в пруд) 
    
1. 
    
 2.  Тополь. 
Найдите олицетворение? 
Над окошком месяц. Под окошком ветер. 
Облетевший тополь серебрист и светел . 
Дальний плач тальянки, голос одинокий – 
И такой родимый, и такой далекий. 
    
2. 
    
3.  Туча. 
Вставьте пропущенные олицетворения: 
Туча ________________, 
____________ пахучий туман. 
Еду грязной дорогой с вокзала 
Вдалеке от родимых полян. 
( Кружево в роще связала, закурился) 
    
3. 
    
4.  Ели. 
Вставьте пропущенные олицетворения: 
_______________ девушки-ели, 
И поет мой ямщик на-умяк… 
(Пригорюнились) 
    
4 
    
5.  Весна. 
Чья это характеристика? 
В цветах любви весна-царевна 
По роще косы расплела … 
И я, как страстная фиалка, 
Хочу любить, любить весну. 
Назовите олицетворение, которое 
помогает создать одушевленный образ 
весны. 
    
5 
    
6. Осень. 
Чья это характеристика? 
Тихо – в чаще можжевели по 
обрыву, 
Осень – рыжая кобыла –чешет 
гриву . 
    
6 
    
 7. Сосна. 
Вставьте пропущенные олицетворения: 
__________ _____ , 
________ лес _________, 
__________________ 
___________ сосна. 
______________, как старушка , 
_______________________, 
А над самою макушкой 
Долбит дятел на суку. 
 (Заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна; словно белою косынкой подвязалась; ,понагнулась, оперлася на клюку) 
Как олицетворение помогает передать авторское отношение? 
    
7 
    
8.  Заря. 
Найдите олицетворение? 
Заря окликает другую , 
Дымится овсяная гладь… 
Я вспомнил тебя, дорогую, 
Моя одряхлевшая мать.  
    
8 
    
9. Клен. 
Найдите олицетворение? 
Клен ты мой опавший , клен з аледенелый , 
Что стоишь нагнувшись под метелью белой? 
Или что увидел ?Или что услышал ? 
Словно за деревню погулять ты вышел . 
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу, 
Утонул в сугробе, приморозил ногу. 
    
9 
    
 10.  Береза 
Вставьте пропущенные олицетворения: 
 Зеленая прическа, 
 Девическая грудь, 
 О тонкая березка, 
 Что______________?  
    
10 
    
    
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ 
1. Выберите в приведенных отрывках из стихотворений С.Есенина олицетворения, близкие 
 народной речи, фольклору: 
Рассвет рукой прохлады росно 
Сшибает яблоки зари… 
2. Выберите в приведенных примерах метафоры  
По дорогам усохшие вербы 
И тележная песня колес… 
Ни за что не хотел я теперь бы, 
Чтоб мне слушать ее привелось. 
    
3. Выберите в приведенных примерах метафоры: 
Равнодушен я стал к лачугам, 
И очажный огонь мне не мил, 
Даже яблонь весеннюю вьюгу 
Я за бедность полей разлюбил . 
4. Выберите в приведенных примерах метафоры: 
Под соломой-ризою 
Выструги стропил, 
Ветер плесень сизую 
Солнцем окропил 
В окна бьют без промаха 
Вороны крылом, 
Как метель, черемуха 
Машет рукавом. 
    
5.Выберите в приведенных примерах олицетворения: 
 Сад полышет, как пенный пожар, 
 И луна, напрягая все силы, 
 Хочет так, чтобы каждый дрожал 
 От щемящего слова «милый». 
6.Выберите в приведенных примерах олицетворения: 
 Ах, колокольчик! твой 
Мне в душу песней позвонил 
И рассказал, что васильки 
Очей любимых далеки. 
 Не пой! не пой мне! Пощади. 
И так огонь горит в груди. 
    
7.Выберите в приведенных примерах олицетворения: 
Зашумели над затоном тростники. 
Плачет девушка-царевна у реки. 
Погадала красна девица в семик. 
Расплела волна венок из повилик. 
Ах, не выйти в жены девушке весной, 
Запугал ее приметами лесной. 
На березке пообъедена кора,- 
Выживают мыши девушку с двора. 
Бьются кони, грозно машут головой,- 
Ой, не любит черны косы домовой. 
Запах ладана от рощи ели льют, 
Звонки ветры панихидную поют. 
Ходит девушка по бережку грустна, 
кет ей саван нежнопенная волна. 
    
8. Выберите в приведенных примерах олицетворения: 
Цветы мне говорят прощай, 
Головками кивая низко. 
Ты больше не увидишь низко 
Родное поле, отчий край.. 
 
    
Что делает метель? 
Метель 
    
- Подберите олицетворения к любимому есененскому дереву – березе! 
 
-Сравните ваши результаты с описанием березы у Есенина: 
    
Береза 
1. Белая береза 
 Под моим окном 
 Принакрылась снегом, 
 Точно серебром . 
2. Я навек за туманы и росы 
 Полюбил у березки стан, 
 И ее золотистые косы, 
 И холщовый ее сарафан. 
    
3.Устав таскаться 
 По чужим пределам, 
 Вернулся я 
 В родимый дом. 
 Зеленокосая, 
 В юбчонке белой 
 Стоит береза над прудом. 
4.Березки! 
 Девушки-березки! 
 Их не любить лишь может тот, 
 Кто в ласковом подростке 
 Предугадать не может плод. 
    
- С кем чаще всего сравнивает березу поэт? 
-Какими чертами наделяет это прекрасное дерево? 
-Чувствуете ли вы, что автор очень трепетно относится к березе? Почему? 
-Как вы думаете, что помогло автору передать всю свою любовь и нежность березе ? 
- Какое дерево у Есенина наделено мужскими чертами характера? 
    
Березы глазами художников 
    
Борисов- Мусатов . 
«Весна» 
Алексадр Полунин 
«Весна» 
    
Иссак Левитан 
«Март» 
Старая улочка весной