kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпитет-образное определение, которое выделяет в предмете какую то характерную черту.

питет – это слово, которое способно нарисовать в воображении читателя определенный образ, обращающий внимание на отличительные черты явления. Как правило, эпитетом служат имена прилагательные. Чаще в переносном значении)

- Назовите, пожалуйста, что такое олицетворение. Найдите олицетворения на слайде.

Приём, когда предметы, явления природы, неживые объекты, животные ведут себя как люди

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим. Обычно сравнение выражается с помощью слов  как, будто, точно,  словно, похоже, подобно и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»»


Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

ХОД УРОКА

Добрый день, уважаемые педагоги и родители! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке!

Ребята , прочитайте все вместе приветствие!

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Приветствие:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости пожелали

Снова в гости к нам прийти!


II ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

- Ребята, чей портрет мы видим на слайде?

( На слайде мы видим портрет А.С.Пушкина, великого русского поэта)

- Кто ответит, почему перед именно этот портрет А.С.Пушкин?

(Потому что мы изучаем сказку этого автора)

- Прочитайте полное название сказки

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)


Посмотрите, пожалуйста, на слайд

-Что есть у художника, чтобы мы увидели картину?

(краски,

-Что есть у музыканта, чтобы мы увидели картину?

(ноты, музыкальные инструменты)

-Что использует поэт, чтобы мы представили картину, читая стихотворение?


(особые слова- средства художественной выразительности)


Как будет звучать тема нашего урока?

На доске учитель переворачивает слова: средства художественной выразительности)

К словам идут четыре стрелки. Ребятам предлагается вспомнить те средства, которые они уже изучили.

Это эпитеты, сравнения и олицетворения. Еще одна стрелка останется пустой.

Сколько средств художественной выразительности мы с вами уже изучили? (три) Как вы думаете, почему от этих слов идут четыре стрелки?(будем изучать новое)

Итак, задачи нашего урока это…продолжите

Повторить изученные средства и узнать новое

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ


- Назовите, пожалуйста, что такое эпитет. Найдите эпитет на слайде.

Эпитет-образное определение, которое выделяет в предмете какую то характерную черту.

питет – это слово, которое способно нарисовать в воображении читателя определенный образ, обращающий внимание на отличительные черты явления. Как правило, эпитетом служат имена прилагательные. Чаще в переносном значении)

- Назовите, пожалуйста, что такое олицетворение. Найдите олицетворения на слайде.

Приём, когда предметы, явления природы, неживые объекты, животные ведут себя как люди

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам.

Сравнение – это сопоставление одного предмета с другим. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, точно, словно, похоже, подобно и др.

- Назовите, пожалуйста, что такое сравнение. Найдите сравнения на слайде.

IV ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ


Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки и с помощью данных слов составьте сравнение

Показ учителя облака как кораблики. Это сравнение.

Посмотрите на еще одну картинку. если я скажу:« Белые кораблики в небе » будет ли это сравнением?

Да, отвечают дети

- вы на правильном пути, но ведь мы знаем, что в приеме сравнении участвуют два предмета и вспомогательные слова, разве они здесь есть?

Это будет олицетворением?

Нет, ведь мы не говорим, что облака что то выполняют как человек

Дети приходят к выводу, что это новое средство – метафора

Я вам сейчас прочитаю текст, а вы скажите, что я вам зачитала

Учитель читает загадку

Был белый домЧудесный дом

И что-то застучало в нём.

 И он разбилсяи оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

Это загадка. Ответ- цыпленок

Как вы узнали? По словам белый дом, пушистый золотое теплое

Ребята, я вам открою секрет-вы сейчас удивитесь, но метафора тоже как загадка. В ней с чем то сравнивают по общему признаку, но не говорят с чем, читатель должен сам догадаться.

Поэтому белые кораблики в небе- это скрытое, спрятанное сравнение и называется оно метафора

  • На слайде метафора - это - скрытое сравнение. Чаще всего метафора выражается не одним словом, а выражением, в котором содержится определенное переносное значение. Метафора – это перенос названия одного предмета на другой, сходный с ним в чём-то предмет.

И сейчас мы с вами передохнем и поучимся сами составлять метафоры.


V ФИЗМИНУТКА


Существует порядок составления метафоры

На слайде вопросы

1Что?

2Что делает?

3На что похоже?

4Где ?или какой?

3+4=метафора

пример:

что? Облака

что делают? летят

на что похоже ? на кораблики

где ? в небе или какие?



белые кораблики по небу летят

или небесные кораблики

V ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ

Пробуем самостоятельно. Можно использовать алгоритм, а можно пробовать самим и составить метафору как загадку.

Капли капают как слезы в небе=слезы с неба или плачет небо

Что-дождь, что делает-капает, на что похоже-на слезы, где – в небе

Метафора-слезы с неба

Луна как сыр Сыр в небе



VI ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Слайд Маковка как купол церкви. Как скажем?

Слайд Кольчуга блестит как чешуя на богатыре =В чешуе богатыри

Слайд Сестры злятся как жабы злые

А теперь попробуем без картинок и записей

В огороде подсолнух как солнышко

На столе будильник как петух

В кармане расческа как грабли

В небе облака как вата

В небе звезды как искры

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПО ВРЕМЕНИ

А сейчас прочитаем по ролям отрывок из сказки на странице 93 и 94, разговор Лебеди и Гвидона.

Выполним анализ сказки устно.



VII ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.

Вам будут выданы карточки, как составить метафоры. составьте по этим карточкам метафоры столько, сколько вам захочется.

Существует порядок составления метафоры

1.Что?

2.Что делает?

3.На что похоже?

4.Где ?или какой?

3+4=метафора

Пример:

1.что? Облака

2.что делают? летят

3.на что похоже ? на кораблики

4. где ? в небе или какие? небесные


Белые кораблики по небу летят.

или небесные кораблики





VIII РЕФЛЕКСИЯ

Что использует поэт для написания словесной картины?

С каким новым средством художественной выразительности мы познакомились на уроке?

Что такое метафора? Загадка, скрытое сравнение. Часто в переносном значении.

Для чего нужны метафоры?

Они делают текст более красочным, ярким и интересным. Помогают автору точнее передать свои эмоции.

Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки. Посчитайте, пожалуйста баллы и оцените себя сами. Сдайте листочки.

Наш урок закончился. Прочитайте надпись на слайде.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Осипова Софья Альбертовна

Дата: 15.01.2025

Номер свидетельства: 663601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект внеклассного урока в 5 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике  Балде" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-vnieklassnogho-uroka-v-5-klassie-po-skazkie-a-s-pushkina-skazka-o-popie-i-iegho-rabotnikie-baldie"
    ["file_id"] => string(6) "159240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421861053"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "календарно- тематическое планирование 4 класс (система Занкова) "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "192565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427472289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439310176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства