На уроке предусмотрены разные формы работы:индивидуальная, парная, коллективная. Особое внимание уделяется пополнению словарного запаса учащихся. Имеется межпредметная связь с русским языком, историей, изобразительным искусством.
Урок литературы в 5 классе
Тема урока | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Изобразительно-выразительные средства в произведении. |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | ПО 6. Ответы на вопросы ПО 1. Понимание терминов АИ 8. Литературные приёмы и изобразительные средства АИ 5. Характеристика героев |
Цели урока | Учащиеся смогут: -давать аргументированные ответы на проблемные вопросы; -анализировать способы авторской характеристики героев; -объяснить роль изобразительных средств в произведении. |
Критерии оценивания | -дает аргументированный ответ на проблемный вопрос; -анализирует способы авторской характеристики героев; -объясняет роль изобразительных средств в произведении. |
Языковые цели | Работа над терминами: эпитеты, сравнения, метафора,антитеза, инверсия, градация и др. |
Привитие ценностей | Формирование общечеловеческих и культурных ценностей, взаимоуважение, сотрудничество, сопереживание. |
Межпредметные связи | Литература, русский язык, история. |
Предварительные знания | Урок основан на навыках и знаниях, приобретённых ранее. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность | Ресурсы | |||||||||
Начало урока | 1.Создание благоприятного психологического климата «Улыбнись соседу». Пожелание учителем успеха. 2.Ознакомление с темой и целями урока. | ||||||||||
Середина урока | Проверка домашнего задания (внимательное прочтение текста дома) ПР. Приём «Лента времени» Расположите события во временной последовательности: 1. Олег прощается с конём и отдаёт его отрокам. 2. Князь собирается отомстить хозарам за набег. 3. Олег пирует с дружиною. 4. Князь наступает на череп коня. 5. Встреча Олега с кудесником. 6. Бойцы вспоминают минувшие дни. 7.Из мёртвой головы выползла змея. Ф. Взаимооценивание пар «Большой палец» КР. Проблемный вопрос. Как удалось автору перенести читателей в такой далёкий от нас десятый век? Какие особенности есть в языке произведения? 1. Почему эти картины древнего прошлого мы словно видим своими глазами? 2. О каких сторонах жизни древней Руси здесь рассказывается? 3.Как вы понимаете значение эпитета «неразумным» хазарам? 4. Кем является князь? Почему он назван «вещим»? 5. Каким Пушкин рисует кудесника? Назовите эпитеты, характеризующие его. Совпадает ли она с изображением кудесника на иллюстрациях В.Васнецова? 6. Какое значение имеет образ «тёмного леса», на фоне которого появляется перед нами кудесник? 7. А что такое судьба? Как вы понимаете значение этого слова? 8. Проходит много лет. Изменился ли Олег с годами? Почему он наступает ногой на череп коня? 9. Почему «Песнь…» оканчивается смертью Олега? Считает ли автор её случайной? За что, по мысли автора, наказан князь? 10. Как вы теперь ответите на вопрос о том, какой смысл вкладывает Пушкин в эпитет «вещий»? К кому в большей степени относится это слово? На чьей стороне автор? 11.Итак, ребята, почему же Пушкин обратился к далёкой старине? Неужели мало интересного давала современность? Какова же главная мысль этого произведения? Работа над изобразительно-выразительными средствами. Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, градация, инверсия, риторический вопрос, устаревшие слова, славянизмы. ГР. Класс делится на группы по принципу «Соседи». Находят эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, градацию и др. Заполняют таблицу.
Выступление групп. Ф. Взаимооценивание групп «Две звезды и одно пожелание» ГР. Сопоставительный анализ баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и летописи. Диаграмма Венна. - В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина. Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою. Домашнее задание: стр. 26 задание1. Записать в таблицу эпитеты, характеризующие князя Олега, волхва, коня. | Карточка «Лента времени» Учебник с текстом произведения. Иллюстрации В.Васнецова к произведению Таблица Диаграмма Вена | |||||||||
Конец урока | Рефлексия «Закончи предложение» Сегодня я узнал… На уроке я научился… Мне было интересно… Было легко… Было трудно… Я задумался о том, что… |