kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Совершенствование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»

Совершенствование профессиональной компетентности

педагога дополнительного образования

Доклад на МС

17.10.2018 г.


Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогической компетенции педагога.

Педагог дополнительного образования осуществляет организацию внешкольного времени воспитанников, содействует развитию способностей и раскрытию талантов школьников, а также включает их в художественную, техническую, спортивную и другие виды деятельности.

Педагог дополнительного образования является активным носителем содержания образования, который способен адаптировать его применительно к определенным условиям, возрастным и психофизическим особенностям обучающихся. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие.

В работах этих исследователей раскрыты следующие аспекты педагогической компетентности:

- управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс, взаимоотношения с учащимися;

- психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;

- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведет обучение учащихся.

Как говорилось выше, одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на развитие личности воспитанников в дополнительном образовании, является профессионализм педагога. В научной литературе профессионализм характеризуется как:

-владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию (В. И. Слободчиков);

- совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда (А. К. Маркова);

- владение признанными в научном сообществе, закрепленными в культуре апробированными методами, приемами, процедурами, способами и техниками деятельности (А. И. Моисеев, О. Я. Моисеева);

- степень владения знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способность производить новое — с другой (Д. Шувалова, О. Шиняева);

- единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим для данного кружка, способность предложить увлекательную программу деятельности, соответствующую интересам и возможностям воспитанников, обосновать педагогическую задачу, на основе ее решения приобщить школьников к миру своих увлечений (М. Б. Коваль).

Таким образом, профессионализм педагога - это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. «Профессионально компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношени­ем в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологиче­ские качества — с другой» (А.К. Маркова).

Итак, необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность.

Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется возможность расширения его компетенции, а профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

- умение внедрять понимание содержания объективного процесса социализации личности в конкретные задачи обучения и воспитания, изучение личности с целью определения уровня ее подготовленности к активному учению и проектирование его развития на основе сформулированных прогностических обучающих, воспитывающих и развивающих задач;

- умение конструировать логически понятную педагогическую систему, позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса;

- умение педагогически действовать, предполагающее вычленение и установление взаимосвязи между различными структурными элементами процесса обучения и воспитания, создание необходимых условий (материальных, организационных, гигиенических, морально-психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-воспитательного процесса, создающего среду развития ребенка из объекта в субъект познавательно-умеющей деятельности. Обеспечение связи учреждения дополнительного образования с окружающей средой, прогнозирование и регулирование внешних неучтенных воздействий;

- умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

В настоящее время общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые жесткие требования. Новые требования к подготовке и постоянному совершенствованию педагогических работников вслед за обществом и государством предъявляет и к себе, и к качеству системы повышения квалификации сам педагог. Все это стимулирует научный интерес к вопросам профессионального роста педагогических работников сферы дополнительного образования детей. 
Исходя из этих требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность освоение новых педагогических технологий;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

- обобщение собственного педагогического опыта и представление его на различных уровнях;

- использование информационно-коммуникационных технологий

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования (более 40%) не имеют профессионально-педагогической подготовки и решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно. В сложившейся ситуации большую роль по-прежнему играют курсы повышения квалификации работников дополнительного образования, основная цель которых, как составной части непрерывного образования, - подготовка специалистов, обладающих современными знаниями, организаторскими способностями, умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

В своей работе мы должны использовать различные виды деятельности, влияющие на нашу педагогическую компетентность. Участие в семинарах и конференциях, проведение открытых занятий, делится опытом с коллегами на заседаниях МО и педагогических советах, писать статьи и публикуем их в различные источники, посещать курсы повышения квалификации, участвовать в конкурсах и т. д. В современных условиях развития образования, все это становится объективной необходимостью.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 11.10.2018

Номер свидетельства: 480348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Педагогическая инноватика педагога дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(74) "piedaghoghichieskaia-innovatika-piedaghogha-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307221"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458292389"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "Мастер-класс в рамках семинара практикума «Профессиональная компетентность и инновационный поиск, как средство повышения творческой активности учащихся»"
    ["seo_title"] => string(168) "mastier-klass-v-ramkakh-sieminara-praktikuma-profiessional-naia-kompietientnost-i-innovatsionnyi-poisk-kak-sriedstvo-povyshieniia-tvorchieskoi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "138024"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417459005"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Повышение профессиональной компетентности в работе учителя - логопеда в условиях ФГОС."
    ["seo_title"] => string(87) "povyshieniieprofiessionalnoikompietientnostivrabotieuchitielialoghopiedavusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "285737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454241483"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Формирование профессиональной компетентности учителей "
    ["seo_title"] => string(60) "formirovaniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "229995"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441948378"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства