kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение качества дополнительных образовательных услуг через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства педагога. Совершенствование педагогического мастерства является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы.

Неотъемлемой составляющей профессионализма педагога является его профессиональная компетентность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества дополнительных образовательных услуг через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов»

«Повышение качества дополнительных образовательных услуг через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов»

Ключевая фигура образовательного процесса – педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач. Только высококвалифицированный педагог, глубоко владеющий знаниями, освоивший современные образовательные технологии, понимающий психологические особенности развития детей, способен помочь им найти себя в будущем.

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства педагога. Совершенствование педагогического мастерства является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы.

Неотъемлемой составляющей профессионализма педагога является его профессиональная компетентность.

Компетентность (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Компетентность – интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, стажа, опыта педагогической деятельности и педагогического творчества. 


Профессиональная компетентность педагога — это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Выступая условием становления и развития его педагогического мастерства, она составляет содержание педагогической культуры.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.  

Для того, чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, педагогам дополнительного образования необходимо непрерывно повышать свою квалификацию, ставить на более высокий уровень профессионально-педагогическую компетентность.  

Рассмотрим 6 основных компетенций и их практическую значимость, дающих суммарно повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями педагога, его способностью понимать окружающий мир, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения.

2. Учебно-познавательная компетенция. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Свидетельством данной компетенции являются результаты профессиональной деятельности педагога дополнительного образования при их позитивной динамике: процент обучающихся, освоивших образовательную программу; процент обучающихся, имеющих положительную динамику достижений, планируемых результатов освоения образовательной программы; наличие участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, конференций, олимпиад, выставок творческих работ (рейтинг успешности); удовлетворенность заказчиков образовательной услуги деятельностью педагога.

Сюда входит и обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества: открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, наличие публикаций; участие в сетевом взаимодействии педагога в рамках профессиональных сообществ

3. Общекультурная компетенция определяет круг вопросов, в которых педагог должен быть хорошо осведомлен, уровень познаний и опыт деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человечества, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

4. Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; создание педагогом дополнительного образования условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

5. Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности педагога с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; высокое качество организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий; участие в сетевых интернет-проектах, направленных на обеспечение высокого качества организации образовательного процесса.

6. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку; на непрерывность собственного профессионального образования; повышение квалификации профессиональной переподготовки и наличие документа соответствующего образца; наличие государственных и отраслевых, муниципальных поощрений  (наград грамот, благодарностей, званий и т.п.); наличие призовых мест в профессиональных конкурсах.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

- умение прогнозировать успешность учебно-воспитательного процесса, включающее диагностику личности ребенка и детского коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных обучающихся; анализировать педагогические ситуации.

умение определять конкретные цели обучения, ставить задачи, отбирать содержание учебного материала, выбирать оптимальные методы, формы и средства организации учебно-воспитательского процесса, конструирования педагогических ситуаций.

- умение реализовать учебно-воспитательный процесс, создать для этого необходимые условия, активизировать личность ребенка, его деятельность; организовать и развивать совместную деятельность; обеспечить связи образовательного учреждения со средой.

- умение рефлексировать свою профессиональную деятельность и вносить коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, реализует себя как личность в данной сфере, и который достигает хороших результатов в обучении и воспитании детей.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

           быть чутким и доброжелательным;

           понимать потребности и интересы детей;

           иметь высокий уровень интеллектуального развития;

           обладать широким кругом интересов и умений;

           быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

           быть активным;

           обладать чувством юмора;

           располагать творческим потенциалом;

           проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Где и как педагог может усовершенствовать свой профессионализм и улучшить качество своей работы


Форма работы

Присутствие на конференциях, семинарах

Выступление на конференциях, семинарах, проведение мастер - классов

Методические пособия


Проведение открытых занятий

Участие в методической выставке- конкурсе

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Повышение профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации


Исходя из современных требований можно определить основные пути развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых образовательных технологий;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

- обобщение собственного педагогического опыта; создание публикаций,

- использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ)

Также очень важную роль играет индивидуальная работа по самообразованию педагога. Это:

- посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

- участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете);

- помещение своих разработок в средствах массовой информации, на сайтах.

В современных условиях развития образования, все это становится объективной необходимостью. Но не один из перечисленных путей не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности..

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Следует отметить, что часто педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, и решение ими учебно - воспитательных задач происходит интуитивно. В сложившейся ситуации большую роль играют курсы повышения квалификации и курсы переподготовки работников дополнительного образования.

Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио педагога. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Ведение собственного блога или сайта тоже является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Вообще, современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.

Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания.

Но каким бы современным компьютером и самым быстрым Интернетом педагогу не обеспечить, самое главное это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности педагога является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь …".

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в обучающихся развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности ); педагогический такт ; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения ; знание детьми творческих способностей и склонностей своего педагога .

И в завершении разговора о компетентности и я предлагаю один из видов оценки педагога . Если посмотреть глазами детей то выделяются такие Критерии оценки педагога обучающимися

1. Профессиональное мастерство

2. Ответственность

3. Чувство юмора

4. Организаторские способности

5. Творческие способности

6. Выразительность речи

7. Остроумие

8. Эмоциональность

9. Уважение к ученикам

10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык

11. Доверие к ученикам

12. Доброта

13. Справедливость

14. Отходчивость

15. Строгость




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Александровна Рыбалкина

Дата: 21.04.2023

Номер свидетельства: 630103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "«Повышение качества дополнительных образовательных услуг через совершенствование профессиональной компетентности и деятельности педагогов»"
    ["seo_title"] => string(80) "povyshenie_kachestva_dopolnitelnykh_obrazovatelnykh_uslug_cherez_sovershenstvova"
    ["file_id"] => string(6) "619615"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670523712"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Научная статья "Проблема совершенствования профессиональной компетентности учителя русского языка в школе с полиэтническим контингентом""
    ["seo_title"] => string(156) "nauchnaia-stat-ia-probliema-soviershienstvovaniia-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-russkogho-iazyka-v-shkolie-s-polietnichieskim-kontinghientom"
    ["file_id"] => string(6) "178000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424763163"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Эффективные факторы повышения профессионализма педагогов дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_faktory_povysheniia_professionalizma_pedagogov_dopolnitelnogo_obrazo"
    ["file_id"] => string(6) "600523"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1645113561"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»"
    ["seo_title"] => string(101) "piedsovietpiedaghoghichieskiieusloviiavniedrieniiaissliedovatielskikhmietodovvprobliemnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "283265"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453810181"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Методическая тема: «Использование мультимедийных презентаций на уроках географии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-tiema-ispol-zovaniie-mul-timiediinykh-priezientatsii-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "220655"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434726725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства