kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Социальная адаптация воспитанников детских домов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятель ности,силы достигать желанных целей или теряет чувство достоинства,уважения окружающих,приобретая страхи,неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности,стремление утвердить свою самость, свое "Я",создавая тем самым свой социальный образ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Социальная адаптация воспитанников детских домов»»



Доклад

«Социальная адаптация воспитанников детских домов»



















Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности. Поэтому и социальная адаптация проходит не так гладко, как хотелось бы.

Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Выделяют две формы социальной адаптации:

  • Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

  • Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

  • 1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степенью включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

  • 2 стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

  • 3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

  • 4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Социально – психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими равными функциями. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус ребенка в новой социальной среде, а также его психологическая удовлетворенность ею. Признаками низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение.



Также к причинам, затрудняющим процесс успешной адаптации можно отнести:

  • Различные виды депривации, а мы знаем, что это - недополучение необходимого, (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная).

  • Массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка.

  • Непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей.

  • Отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников.

  • Недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.


Хочу перечислить вам зоны адаптационного риска, которые очерчивают область трудностей для выпускников, по ним вы можете определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот.

  • Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне.

  • Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.

  • Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.

  • Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.

  • Родные (биологические) родители. Непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель – это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе.

  • Внешность. Наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.

  • Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.

  • Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.

  • Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты, залеты и др.

  • Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.

  • Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.

  • Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.

  • Сиротское я (Я — концепция) и мы (Идентичность). Отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.

  • Круг общения. Обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков. А также – неготовностью среды принять сироту.

  • Предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении. Наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах. Предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.

  • Образ выпускника детского дома. Чаще основан на историях выпускников конкретного учреждения, чаще несозидательном, узком.


Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеятся на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

Таким образом, искажение межличностных отношений, социальная деформация среды, искажение отношений в детском доме и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых, все это обуславливает нарушение процесса адаптации.



2 часть Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, нужно дать нашим детям знания и средства для этой успешности.

При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:

- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений - я способен жить в обществе;

- жизнь в рамках закона - я не нарушаю закон;

- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов- я хочу жить.

Эти критерии характеризуют мирное проживание субъекта в социуме. При этом возможно расширить круг критериев: добавить «трудовой» (наличие стабильной работы), «семейный» (наличие семьи) и др.

Рассмотрим многообразие мероприятий, предпринимаемых для успешной социальной адаптации детей-сирот :

- «Чтобы выжить». Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание субъекта (готовить еду, говорить с другим человеком, дойти до сберкассы, сделать покупку в магазине и др.)

- «За забором». Знакомство с неизвестным внедетдомовским миром, его проявлениями и законами. Местами опасностей и трудностей. Образом жизни его «обитателей»

- «Аргументация для воли». Мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений сопротивления соблазнам, защиты от агрессивной среды и др.

- «Мир людей». Развитие коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия.

- «Профессия, которую ты никогда не получишь». Нацеленное знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей».

- «Профессия, которую ты можешь получить». Предоставление ребенку информации, опыта пробы профессии, которой он может овладеть в ближайшей перспективе.

- «Универсальный солдат». Комплексная подготовка к осмысленной жизни после детского дома через развитие универсальный социальных компетенций (сценарирование, проектирование, самообразование).

Основными формами работы по социальной адаптации детей-сирот являются:

-выездные события: экскурсии, поездки, путешествия;

- комнаты социально-бытовой адаптации;

-специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;

-передача детей в семью на время (гостевой режим);

- наставничество, шефство;

- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;

- деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

- работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций

- издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)

- создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;

- адаптация через творчество, самореализацию и другие терапевтические техники;

-создание среды общения со сверстниками из семей.



Заключение

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Социальная адаптация воспитанников детских домов»

Автор: Мухамедьянова Земфира Бурханована

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Социальная адаптация воспитанников КГУ "Новошульбинского областного детского дома" УО ВКО»"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_naia_adaptatsiia_vospitannikov_kgu_novoshul_binskogho_oblastnogho_dietsk"
    ["file_id"] => string(6) "379238"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484395012"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Доклад «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома-школы" "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-vospitannika-dietskogho-doma-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "135379"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416913791"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность."
    ["seo_title"] => string(73) "probliema_sotsializatsii_vospitannikov_dietskogho_doma_mif_ili_rieal_nost"
    ["file_id"] => string(6) "407201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491483511"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(135) "vospitaniieghrazhdaninavprotsiessieformirovaniianravstviennykhtsiennostieiuvospitannikovdietskoghodomasintielliektualnyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "291530"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455127109"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(136) "vospitaniieghrazhdaninavprotsiessieformirovaniianravstviennykhtsiennostieiuvospitannikovdietskoghodomasintielliektualnyminarushieniiami1"
    ["file_id"] => string(6) "291531"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455127117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства