kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Социальная адаптация воспитанников детских домов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятель ности,силы достигать желанных целей или теряет чувство достоинства,уважения окружающих,приобретая страхи,неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности,стремление утвердить свою самость, свое "Я",создавая тем самым свой социальный образ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Социальная адаптация воспитанников детских домов»»



Доклад

«Социальная адаптация воспитанников детских домов»



















Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности. Поэтому и социальная адаптация проходит не так гладко, как хотелось бы.

Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Выделяют две формы социальной адаптации:

  • Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

  • Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

  • 1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степенью включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

  • 2 стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

  • 3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

  • 4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Социально – психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими равными функциями. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус ребенка в новой социальной среде, а также его психологическая удовлетворенность ею. Признаками низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение.



Также к причинам, затрудняющим процесс успешной адаптации можно отнести:

  • Различные виды депривации, а мы знаем, что это - недополучение необходимого, (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная).

  • Массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка.

  • Непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей.

  • Отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников.

  • Недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.


Хочу перечислить вам зоны адаптационного риска, которые очерчивают область трудностей для выпускников, по ним вы можете определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот.

  • Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне.

  • Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.

  • Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.

  • Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.

  • Родные (биологические) родители. Непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель – это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе.

  • Внешность. Наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.

  • Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.

  • Деньги. Финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.

  • Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты, залеты и др.

  • Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.

  • Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.

  • Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.

  • Сиротское я (Я — концепция) и мы (Идентичность). Отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок. Острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.

  • Круг общения. Обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме. Феномен «сиротской стаи». Создание новых контактов и отношений затруднено. Отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков. А также – неготовностью среды принять сироту.

  • Предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении. Наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах. Предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.

  • Образ выпускника детского дома. Чаще основан на историях выпускников конкретного учреждения, чаще несозидательном, узком.


Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.

Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.

Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеятся на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

Таким образом, искажение межличностных отношений, социальная деформация среды, искажение отношений в детском доме и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых, все это обуславливает нарушение процесса адаптации.



2 часть Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, нужно дать нашим детям знания и средства для этой успешности.

При этом существуют разные представления о критериях такой «успешности». Выделим те, которые будем считать необходимыми:

- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений - я способен жить в обществе;

- жизнь в рамках закона - я не нарушаю закон;

- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов- я хочу жить.

Эти критерии характеризуют мирное проживание субъекта в социуме. При этом возможно расширить круг критериев: добавить «трудовой» (наличие стабильной работы), «семейный» (наличие семьи) и др.

Рассмотрим многообразие мероприятий, предпринимаемых для успешной социальной адаптации детей-сирот :

- «Чтобы выжить». Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание субъекта (готовить еду, говорить с другим человеком, дойти до сберкассы, сделать покупку в магазине и др.)

- «За забором». Знакомство с неизвестным внедетдомовским миром, его проявлениями и законами. Местами опасностей и трудностей. Образом жизни его «обитателей»

- «Аргументация для воли». Мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений сопротивления соблазнам, защиты от агрессивной среды и др.

- «Мир людей». Развитие коммуникативной компетенции, расширение круга общественных связей. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия.

- «Профессия, которую ты никогда не получишь». Нацеленное знакомство с профессиями, на обучение которым ребенок вряд ли в ближайшей перспективе сможет поступить, недосягаемые и неадекватные примеры «равных возможностей».

- «Профессия, которую ты можешь получить». Предоставление ребенку информации, опыта пробы профессии, которой он может овладеть в ближайшей перспективе.

- «Универсальный солдат». Комплексная подготовка к осмысленной жизни после детского дома через развитие универсальный социальных компетенций (сценарирование, проектирование, самообразование).

Основными формами работы по социальной адаптации детей-сирот являются:

-выездные события: экскурсии, поездки, путешествия;

- комнаты социально-бытовой адаптации;

-специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;

-передача детей в семью на время (гостевой режим);

- наставничество, шефство;

- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;

- деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

- работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций

- издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)

- создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;

- адаптация через творчество, самореализацию и другие терапевтические техники;

-создание среды общения со сверстниками из семей.



Заключение

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Социальная адаптация воспитанников детских домов»

Автор: Мухамедьянова Земфира Бурханована

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Социальная адаптация воспитанников КГУ "Новошульбинского областного детского дома" УО ВКО»"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_naia_adaptatsiia_vospitannikov_kgu_novoshul_binskogho_oblastnogho_dietsk"
    ["file_id"] => string(6) "379238"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484395012"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Доклад «Формирование социально-адаптированной личности воспитанника детского дома-школы" "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-sotsial-no-adaptirovannoi-lichnosti-vospitannika-dietskogho-doma-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "135379"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416913791"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность."
    ["seo_title"] => string(73) "probliema_sotsializatsii_vospitannikov_dietskogho_doma_mif_ili_rieal_nost"
    ["file_id"] => string(6) "407201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491483511"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(135) "vospitaniieghrazhdaninavprotsiessieformirovaniianravstviennykhtsiennostieiuvospitannikovdietskoghodomasintielliektualnyminarushieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "291530"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455127109"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями»."
    ["seo_title"] => string(136) "vospitaniieghrazhdaninavprotsiessieformirovaniianravstviennykhtsiennostieiuvospitannikovdietskoghodomasintielliektualnyminarushieniiami1"
    ["file_id"] => string(6) "291531"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455127117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства