«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями».
«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями».
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.
С этой целью был разработан проект воспитания гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями. Он направлен на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Нам, воспитателям, исключительно важно, каким человеком будет выпускник детского дома в будущем, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями».»
Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл ауданы Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.
Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1 село УрюпинкаАккольского района» управления образования Акмолинской области.
ПРОЕКТ:
«Воспитание гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями».
Воспитатель: Темирбеков Жомарт Жаудинович
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
Ы.Алтынсарин
Пояснительная записка
Проблема формирования гражданственности являлась актуальной на всех этапах развития общества.
В своем выступлении педагогам, родителям С.А. Назарбаева отметила: «Человечество тысячелетия искало ответ на вопрос о том, как воспитать молодых людей достойными членами общества. Приемлемым для нашего государства может быть лишь один путь – воспитать человека Человеком. Это главное качество гармонично развитой личности можно привить через Великую любовь к себе, к ближнему, к семье, к родному краю, к государству и в целом ко всей Земле – Матушке».
Гражданственность включает в себя целый ряд качеств, свойственных человеку-гражданину:
Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники специальных (коррекционных) школ недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, неумение строить жизнь по духовно-нравственным, социально-культурным нормам и правилам, непонимание социальных взаимоотношений между людьми затрудняет процесс социальной адаптации и интеграции воспитанников. Вышеизложенные проблемы усугубляются при наличии у воспитанников отклонений в интеллектуальном и психическом развитии.
С этой целью был разработан проект воспитания гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями. Он направлен на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому.
Нам, воспитателям, исключительно важно, каким человеком будет выпускник детского дома в будущем, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.
Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к малой родине и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В содержание воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям.
Цель проекта:
Организация разнообразной по форме и содержанию деятельности для развития духовного и социального мира ребенка, воспитания патриотизма и гражданственности, формирования уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Основные задачи:
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы ожидается:
активная жизненная и сформированная гражданско-патриотическая позиция воспитанников;
сформированность представлений детей о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества;
повышение уровня правовой культуры воспитанников;
получение знаний воспитанниками об основных функциях семьи;
социальная адекватность воспитанников, позитивная позиция подростка при оценке событий и поиске решений;
пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями;
предупреждение необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Механизм реализации программы
Проект реализуется путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий:
I этап: проектный.
Цель: подготовка условий для воспитания гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, литературу.
2. Разработать проект по воспитанию гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.
II этап: практический.
Цель: реализация проекта по воспитанию гражданина в процессе формирования нравственных ценностей у воспитанников детского дома с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического, правового воспитания.
3. Развивать коллективное самоуправление.
4. выступление на методических объединениях, педагогических советах.
5. Расширять и укреплять связи и отношения детского дома с учреждениями дополнительного образования, культуры.
6. Проводить мониторинг реализации программы.
7. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому, правовому воспитанию.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации проекта.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы проекта.
2. Спланировать работу на следующий период.
Основные блоки.
Моя малая родина
Цель: воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучение истории своего села;
2. Проведение экскурсий, походов, встреч с интересными людьми;
3. Проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории.
Гражданином быть обязан!
Цель: формирование гражданской и патриотической направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1.Ознакомить воспитанников с правами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка);
2.Формировать культуру проявления гражданско – патриотической позиции.
3. Сформировать у воспитанников систему знаний, уважения и интереса к государственным символам Казахстана.
4. Развивать патриотические чувства и формировать чувство гордости за свою Родину.
Я и здоровье
Цели:
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья воспитанников.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Я и семья
Цель: осознание воспитанниками семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Помочь воспитанникам глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь;
3. На основе изречений великих людей научить детей понимать значение семьи в жизни человека и общества;
4. Формировать знания об основных функциях семьи
Мои права и обязанности
Цель: формирование правовой культуры воспитанников.
Задачи:
1. Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
3. Предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;
4. Способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений;
Я и планета
Цели:
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Содержание каждого блока предусматривает постепенное обновление и усложнение материала с целью закрепления, уточнения и расширения объема знаний, умений и навыков воспитанников по каждой рассматриваемой теме.
Используемая литература
Научно - популярная литература по этике, истории, психологии, педагогике, искусству.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика. В помощь учителю. (1ч.) – М.: Школа – Пресс, 2004г.