Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество социального педагога образовательной организации с классными руководителями»
Сотрудничество социального педагога образовательной организации с классными руководителями
Анализ вопроса, который связан с сотрудничеством социального педагога образовательной организации и классного руководителя определяется непосредственно тем, что их сфера деятельности сопряжена с самим ее объектом – это ученик.
Если сопоставить функционал классного руководителя и социального педагога, то можно увидеть, что они во многом сходятся. Безусловно, что есть различия, которые заключаются только в масштабе реализации. У социально педагога в образовательной организации, в отличие от классных руководителей, в приоритете находится социализация учащихся.
Но, следует отметить, что без работы классного руководителя не возможна работа социального педагога, так как первый и есть связь между социальным педагогом и учеником. Именно классный руководитель доводит первоочередную информацию об ученике и его семье, или же делает запрос. В нашей школе классные руководители ежегодно в начале первой четверти собирают необходимые данные у каждого ребенка, информацию о семье. На основе собранных данных, классный руководитель составляет социальный паспорт класса и список обучающихся по категориям для составления социального паспорта школы, в котором отражают: количество детей из многодетных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, матерей-одиночек, находящихся под опекой, детей из семей родителей-инвалидов, детей и семей «группы риска», детей и семей, стоящих на профилактическом учете в ПДН, ВШУ, нарушителей дисциплины. Вся информация предоставляется социальному педагогу для составления социального паспорта образовательной организации для дальнейшей работы.
Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия наобучающегося и его семью не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:
оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка;
своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;
принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
получение какой-либо специальной информации или консультации.
Анализируя опыт взаимодействия классных руководителей и социальныхпедагогов возможно выделить следующие общие проблемы:
организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
оказание социальной помощи и поддержки обучающихся;
пропаганда иобеспечение здорового образа жизни среди детей и подростков;
развитие демократических основ жизни детских коллективов;
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.
Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе работа с этими детьми происходит следующим образом: выявляются, заносятся в банк данных в «группу риска», после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутри школьный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений, с ними проводятся профилактические мероприятия не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности, сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.
Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем