kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательная система по работе с родителями : родительский клуб «Огонёк».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь каждого человека связана  со школой. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги  –  воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья –  важнейший институт социализации подрастающих поколений. 
Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется  рядом  параметров.  Социально-культурный  параметр  зависит  от 
образовательного  уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический  определяется  имущественными  характеристиками  и 
занятостью  родителей  на  работе;  технико-гигиенический  зависит  от  условий  проживания,  особенностей  образа  жизни;  демографический  определяется структурой семьи.  Какую бы  сторону развития ребенка мы  ни  взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в 
нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы 
усугубляются и теми факторами, которые нередко наблюдают педагоги: отсутствуют  благоприятные  условия  для  общения,  уходит  положительный 
эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни и сложившиеся  социально-экономические  условия  не  способствуют  созданию 
той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей 
с  родителями.  В  последнее  время  мы  иногда  сталкиваемся  с  негативным 
отношением родителей к школе. 
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не 
ставилась  под  сомнение.  Семья  вместе  со  школой  созда?т  тот  важнейший 
комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность 
всего образовательного  процесса.  Школа была, есть  и  останется одним  из 
социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способных внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Усилия классно-го руководителя, организующего коммуникацию с родителями, во многом  направлены  на  активное  включение  родителей  в  образовательный  процесс,  во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные 
руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают и 
формируют политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию  детей, насколько участвуют в е? реализации. Позиция классного ру-ководителя  заключается  в  том,  чтобы  вызвать  к  жизни  позитивные  факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Целью  работы педагога в данном контексте является  выявление  и изучение  наиболее  продуктивных  форм  и  способов  взаимодействия  школы  с 
родителями,  способствующих  сотрудничеству  семьи  и  школы  в  современ-ных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.
Для достижения данной цели нами разработан проект  организации  родительского  клуба  «Огон?к»,  нормативный  срок  реализации  которого  рассчитан на 4 года (1-4 классы). Это важно, так как именно в первые годы обучения детей их родители наиболее активны, хорошо идут на контакт, в боль-шей степени прислушиваются к советам и мнению педагога. 
Ведущий замысел состоит в создании между родителями и педагогом атмосферы доверия и сотрудничества, основанной на дружелюбном обращении 
друг с другом, исключающей взаимные обвинения и подозрительность, спо-собствующей индивидуальному и коллективному творчеству. Главным целе-вым  ориентиром  является  оптимизация  педагогического  взаимодействия школы и семьи.
Достижение данной цели будет возможно, если будут решены следующие  задачи:  воспитание  у  участников  образовательного  процесса  отношение к семье как к базовой ценности общества; психолого-педагогическое просвещение семей; знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения; создание условий для участия родите-лей в воспитательном процессе школы; создание благоприятной атмосферы 
общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе 
воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки.
Сейчас мы все больше отходим от традиционных назидательных форм 
проведения  родительских  собраний.  Мы  используем  формы  модерации, 
тренинга,  командного  взаимодействия:  час  общения  с  родителями,  родительские классные конференции, собрания-практикумы, совместные  собрания с детьми, собрания-презентации. Тематика родительских собраний определяется в диалоге, часто – в дискуссии.
Кратко охарактеризуем этапы внедрения проекта.
В первом классе учитель начинает изучать каждого ребенка, его семью. 
Главная задача на данный период –  помочь детям и их родителям  безболезненно адаптироваться  в новой для  них среде  –  школе.  Это этап активного
педагогического всеобуча родителей,  их вовлечение в совместную социально-активную деятельность  и деятельность  по профилактике и сохранению
здоровья детей.  Поэтому первый год обучения проходит под девизом: «Давайте познакомимся».
Во втором классе продолжается  развитие педагогической компетентно-сти  родителей,  формирование  их  активной  педагогической  позиции,  чему 
способствует сотрудничество школы и семьи по вопросам духовно-нравственного развития. Девиз года: «Я и мои друзья».
В  третьем  классе  приоритетным  направлением  работы  будет  являться 
предупреждение  правонарушений  и  безнадзорности,  отсутствия  должной 
родительской  опеки,  укрепление  сознательной  дисциплины  учащихся.  Де-виз этого года: «Вместе весело шагать».
К четвертому  классу  ведущим видом  деятельности  является формирование  культуры  семейных  отношений,  способности  быть  хорошим  семьянином и жить счастливой семейной жизнью. Оказание психологического и 
педагогического  содействия  родителям  учащихся  в  вопросах  обучения  и 
воспитания,  знакомство  с  нормативно-правовой  документацией,  регламентирующей семейные отношения. Девиз этого года: «Вместе мы – сила».
В качестве критериев эффективности внедренной инновации мы определяем повышение педагогической культуры родителей; сформированность 
активной  педагогической  позиции  родителей,  рост  уровня  их  педагогической компетентности; рост активности участия родителей в общешкольных 
мероприятиях;  устранение  случаев  безнадзорности  несовершеннолетних; 
укрепление сознательной дисциплины учащихся; повышение правовой грамотности родителей и детей.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в образовании проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в 
процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система по работе с родителями : родительский клуб «Огонёк».»

     Жизнь каждого человека связана со школой. Именно здесь  проходит детство, взросление и становление  личности  каждого, здесь  мы проводим большую часть своего времени, окружающие нас (одноклассники,  учителя ) становятся  за школьные годы достаточно близкими нам людьми. У каждого человека, ребенка или взрослого, есть свои мечты. Людей, которые бы не мечтали о чем-нибудь в своей жизни, просто не бывает. Мечты могут быть маленькие и большие, сбыточные и несбыточные, реальные и фантастические. Школа моей мечты – это не только красивое здание, оснащённое современным оборудованием. Прежде всего – это прилежные, креативные, беспокойные и любознательные ученики. Такие, с которыми путешествие по дороге знаний будет интересным и увлекательным. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги в семье: отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни и сложившиеся социально-экономические условия, не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. В последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, всего учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.  Целью работы педагога является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия школы с родителями, способствующих сотрудничеству семьи и школы в современных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни. 

Для достижения данной цели я предлагаю воспитательную систему по работе с родителями : родительский клуб «Огонёк».

Целесообразно начать внедрение программы с первого класса. Так как именно в первые годы обучения детей, их родители наиболее активны, хорошо идут на контакт, в бОльшей степени прислушиваются к советам и мнению педагога.

Ведущий замысел воспитательной системы состоит в создании между родителями и педагогом комфортной атмосферы жизнедеятельности, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству.

Главным целевым ориентиром является оптимизация педагогического взаимодействия школы и семьи.

Достижение данной цели будет возможно, если будут решены следующие задачи:

  • Воспитывать у участников образовательного процесса отношение к семье как к базовой ценности общества.


  • Психолого-педагогическое просвещение семей.


  • Знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения.


  • Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы 


  • Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».


  • Предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки.

Достижение целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение, посредством таких ценностей, как:

  • - человек и его окружение;

  • - коллектив;

  • -семья

  • - добро;

  • - труд;

  • - сотрудничество ( взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей, учителей, психолога и социального педагога)


Сейчас все больше классных руководителей отходят от традиционных форм проведения родительских собраний, внедряются следующие формы: час общения с родителями, родительские классные конференции, тренинги, собрания-практикумы, совместные собрания с детьми, собрания-презентации. Тематика родительских собраний выбирается с учетом мнений самих родителей.



Формы работы с семьей: 


родительские конференции,
родительский всеобуч,
родительские собрания,
индивидуальные консультации,

посещение семей,
проведение совместных досуговых мероприятий.


Приоритетным видом деятельности 4 года обучения и воспитания выбрано познание окружающего мира, семьи и себя через общение, и деятельность, стремление к самосовершенствованию.


Родительский клуб «Огонёк»









Краткая характеристика этапов развития воспитательной системы.

В 1 классе учитель начинает изучать каждого ребенка, его семью. Главная задача на данный период – помочь детям и их родителям безболезненно адаптироваться в новой для них среде – школе. Это этап активного  педагогического всеобуча родителей, их вовлечение в совместную социально-активную деятельность и деятельность по профилактике и сохранению здоровья детей. 

Поэтому первый год обучения проходит под девизом «Давайте познакомимся».

Во 2 классе продолжается вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; формирование их активной педагогической позиции.  Организация сотрудничества школы и семьи по вопросам формирования высоконравственных качеств и культуры поведения учащихся; организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники и т.д.

Девизом данного года является «Я и мои друзья».

В 3 классе приоритетным направлением работы будет являться предупреждение правонарушений и преступлений безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки, укрепление дисциплины среди учащихся. Девиз этого года «Вместе весело шагать».






К 4 классу ведущим видом деятельности является формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью. Оказание психологического и педагогического содействия родителям учащихся в вопросах обучения и воспитания знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения.

Девиз этого года «Вместе мы – сила».


Критерии эффективности воспитательной системы родительского клуба «Огонёк»;


В качестве критериев эффективности функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результаты деятельности по достижению поставленной цели. К числу критериев можно отнести:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.

  2. Сформированность активной педагогической позиции родителей

  3. Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.

  4. Снижение случаев безнадзорности несовершеннолетних

  5. Укрепление дисциплины учащихся

  6. Приобщение детей к ценностям семейной культуры, на этой основе сформированность духовности и нравственности.

  7. Овладение учащихся культурой семейных отношений.

  8. Повышение правовой грамотности родителей и детей


План реализации проекта родительский клуб «Огонёк»

1 класс


Название мероприятия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Выбор состава родительского комитета класса





Изучение локальных актов (Устава школы, положение о Попечительском совете, родительском комитете и классном собрании)





Индивидуальная работа с родителями ( беседа, посещение на дому, телефонный разговор)





Конференция по обмену опытом.





Встреча родителей с администрацией школы, учителями класса.






Диспут-размышление по проблемам воспитания







2 класс


Название мероприятия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Родительский лекторий





«Поход – это здорово!»





«Мама, папа, я – спортивная семья»





«Я иду на урок» - открытое занятие для родителей





Классный час «Мир увлечений моей семьи»





Индивидуальная работа с родителями







3 класс


Название мероприятия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Индивидуальные консультации для родителей





Тематические классные часы «Я и моя семья»





Тематические классные часы « Телефон доверия», «Конвенция прав ребёнка»





Беседа «социальная защита семьи»





Конкурс стенгазет и сочинений о семье





Тематические внеклассные мероприятия с участием родителей






4 класс


Название мероприятия

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Сюжетно-ролевые игры «Бюджет моей семьи», «Семейные обязанности»,





 Составление родословного дерева





Родительские конференции по изучению законов РФ о семье, о защите прав ребенка





Индивидуальные консультации с учащимися и родителями 





Практические занятия для родителей с привлечением специалистов





Вечер вопросов и ответов






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи обусловлены тенденциями развития системы образования Российской Федерации, ее ориентации на запросы учащихся, их родителей, потребности общества в формировании достойных граждан. Осуществление этого требует объединение усилий, интеграции интересов различных социальных институтов, в том числе школы и семьи.

Совместная работа специалистов школы по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах школьного обучения, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Гранкин А. Ю., Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84. . 
2. Елисеева Т. П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях/Т. П. Елисеева// Классный руководитель. 2005. №5. С. 65 – 72. 
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Федеральные законы и кодексы РФ. М., 2011. 
4. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. Вып. 1/ под ред. Е.Н.Степанова. М., 2005. 
5. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2004. 
8. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель. 2005. №5. С.102 – 107. 
9. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие/Под ред. С.И. Петреевской. М., 1999. 
10. Степаненков Н.К. Педагогика: Учебн. пособие. М., 1998. 
11. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. М., 2006. 
12. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. М., 2000. 










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Воспитательная система по работе с родителями : родительский клуб «Огонёк».

Автор: Боброва Екатерина Анатольевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280633


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства