Жизнь каждого человека связана со школой. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.
Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от
образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и
занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в
нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы
усугубляются и теми факторами, которые нередко наблюдают педагоги: отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный
эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни и сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию
той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей
с родителями. В последнее время мы иногда сталкиваемся с негативным
отношением родителей к школе.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не
ставилась под сомнение. Семья вместе со школой созда?т тот важнейший
комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность
всего образовательного процесса. Школа была, есть и останется одним из
социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способных внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Усилия классно-го руководителя, организующего коммуникацию с родителями, во многом направлены на активное включение родителей в образовательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные
руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают и
формируют политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, насколько участвуют в е? реализации. Позиция классного ру-ководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Целью работы педагога в данном контексте является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия школы с
родителями, способствующих сотрудничеству семьи и школы в современ-ных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.
Для достижения данной цели нами разработан проект организации родительского клуба «Огон?к», нормативный срок реализации которого рассчитан на 4 года (1-4 классы). Это важно, так как именно в первые годы обучения детей их родители наиболее активны, хорошо идут на контакт, в боль-шей степени прислушиваются к советам и мнению педагога.
Ведущий замысел состоит в создании между родителями и педагогом атмосферы доверия и сотрудничества, основанной на дружелюбном обращении
друг с другом, исключающей взаимные обвинения и подозрительность, спо-собствующей индивидуальному и коллективному творчеству. Главным целе-вым ориентиром является оптимизация педагогического взаимодействия школы и семьи.
Достижение данной цели будет возможно, если будут решены следующие задачи: воспитание у участников образовательного процесса отношение к семье как к базовой ценности общества; психолого-педагогическое просвещение семей; знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения; создание условий для участия родите-лей в воспитательном процессе школы; создание благоприятной атмосферы
общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе
воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки.
Сейчас мы все больше отходим от традиционных назидательных форм
проведения родительских собраний. Мы используем формы модерации,
тренинга, командного взаимодействия: час общения с родителями, родительские классные конференции, собрания-практикумы, совместные собрания с детьми, собрания-презентации. Тематика родительских собраний определяется в диалоге, часто – в дискуссии.
Кратко охарактеризуем этапы внедрения проекта.
В первом классе учитель начинает изучать каждого ребенка, его семью.
Главная задача на данный период – помочь детям и их родителям безболезненно адаптироваться в новой для них среде – школе. Это этап активного
педагогического всеобуча родителей, их вовлечение в совместную социально-активную деятельность и деятельность по профилактике и сохранению
здоровья детей. Поэтому первый год обучения проходит под девизом: «Давайте познакомимся».
Во втором классе продолжается развитие педагогической компетентно-сти родителей, формирование их активной педагогической позиции, чему
способствует сотрудничество школы и семьи по вопросам духовно-нравственного развития. Девиз года: «Я и мои друзья».
В третьем классе приоритетным направлением работы будет являться
предупреждение правонарушений и безнадзорности, отсутствия должной
родительской опеки, укрепление сознательной дисциплины учащихся. Де-виз этого года: «Вместе весело шагать».
К четвертому классу ведущим видом деятельности является формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью. Оказание психологического и
педагогического содействия родителям учащихся в вопросах обучения и
воспитания, знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения. Девиз этого года: «Вместе мы – сила».
В качестве критериев эффективности внедренной инновации мы определяем повышение педагогической культуры родителей; сформированность
активной педагогической позиции родителей, рост уровня их педагогической компетентности; рост активности участия родителей в общешкольных
мероприятиях; устранение случаев безнадзорности несовершеннолетних;
укрепление сознательной дисциплины учащихся; повышение правовой грамотности родителей и детей.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в образовании проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в
процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.