Просмотр содержимого документа
««Роль мастера производственного обучения в формировании личности обучающихся»»
Роль мастера производственного обучения в подготовке конкурентоспособного рабочего
Мастер производственного обучения это учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. Его главная задача - обеспечить подготовку конкурентоспособных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию.
Мастер производственного обучения формирует у обучающихся профессиональные знания и умения;
- обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; - - обеспечивает соблюдение дисциплины, безопасности труда.
Мастер производственного обучения:
- обеспечивает полное и качественное выполнение учебной программы
производственного обучения учебной группой и производственной практики;
- осуществляет тематическое и производственное планирование.
Мастер производственного обучения должен:
- обладать высокой степенью профессиональной компетентности;
- постоянно совершенствовать свои знания и умения;
- заниматься самообразованием;
- обладать многогранностью интересов и вызывать интерес к своему
предмету;
- владеть культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и
убедительно излагать учебный материал;
- быть заинтересованными в успехах учащихся.
Деятельность мастера производственного обучения направлена на
разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой,
эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества, стимулирование умственных процессов.
Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.
Важным направлением в работе мастера производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.
Эффективность обучения и воспитания обучающихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении учащихся к профессиональной и общеобразовательной подготовке, общественным делам.
Положительный опыт совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом.
Мастер производственного обучения обязан не только обучать профессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализировать и решать педагогические ситуации, уметь критически относиться к своей работе, видеть ее сильные и слабые стороны. Педагогическое влияние мастера производственного обучения на обучающихся осуществляется на занятиях и в процессе общения с ними вне занятий. Поэтому, по моему мнению, мастер – центральная фигура учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении СПО.
Педагогическое мастерство – одно из важнейших качеств мастера производственного обучения, определяющих эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить обучающихся тому, что знает и умеет сам мастер. Для этого необходимы знания педагогики, психологии. Важной характерной чертой педагогического мастерства является умение мастера устанавливать правильные взаимоотношения с обучающимися. Правильные взаимоотношения мастера с обучающимися базируются на его авторитете. Мастер, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственному становлению личности обучающегося, а мешает ему, так как его методы воздействия, зачастую, вызывают у обучающихся реакцию, противоположную желаемой: похвала – иронию, замечание – ответную реплику, наказание – неподчинение, замкнутость, упрямство. Авторитет мастера создается глубоким знанием своего дела, личным примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, человечностью, принципиальностью, требовательностью к себе и воспитанникам.