Роль мастера в формировании профессиональной компетенции
Роль мастера в формировании профессиональной компетенции
Роль мастера в формировании профессиональной компетенции обучающихся
Причипеев Игорь Викторович- мастер
производственного обучения
Агротехнического колледжа № 2с. Каменка
Акмолинской области
В системе начального профессионального образования одна из центральных фигур – мастер производственного обучения.
Я работаю в данной должности, и своей главной задачей как мастера производственного обучения, считаю – научить. Научить подростка работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. В своей деятельности стараюсь придерживаться принципа, сформулированного А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему.
Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках производственного обучения, в ходе которого у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Урок производственного обучения и на современном этапе остается основной формой организации производственного обучения. Одним из важнейших моментов на уроке п/о является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений и реализуется через применение разнообразных приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих. Для этого на I курсе, как одну из форм производственного обучения, первым уроком, использую экскурсию на производство. Цель первой экскурсии – показать и дать учащимся представление об избранной профессии. Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной специальности. Большинство ребят приходят в училище с неосознанным выбором, а по совету родителей, знакомых. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении. Учащиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с современным оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства, видят конечный результат труда большого коллектива и у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими специальности.
На смену традиционным методам обучения пришли современные образовательные технологии, поэтому на уроках п/о стараюсь использовать элементы различных «педагогических технологий». Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации. Проведение уроков производственного обучения с применением информационных технологий способствует повышению эффективности учебного процесса. Кроме этого стараюсь проводить уроки с элементами деловой игры. Не стандартные уроки производственного обучения направлены на развитие любознательности обучающихся, мотивации их деятельности, осознания необходимости использовать полученные и добываемые самостоятельно знания и умения для будущей деятельности, способствуют развитию логического и технологического мышления. Одним из методических приемов развития такого «технологического мышления» является решение технологических задач.
Урок должен предусматривать развитие творческих способностей обучающихся. Стараюсь проводить уроки с элементами конкурсов профессионального мастерства, это прививает интерес к профессии, развивает умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Учащиеся самостоятельно ищут интересный материал, составляют кроссворды, что активизирует их познавательную деятельность. Уроки – конкурсы позволяют реализовать следующие педагогические цели: пробудить у учащихся интерес к учению, углубить их знания с помощью дополнительных источников информации, подвести к осознанию гордости за свою профессию. По выражению В.А. Сухомлинского, ребенок должен знать «вкус успеха», поэтому стремлюсь к формированию у обучающихся положительной мотивации к познанию.
Я, обучаю девчонок и мальчишек профессии «Фермер», чей труд высоко ценится в этом мире! Профессия "Фермер" – это не только огромная ответственность, но и гордость за свое дело.
Мир не стоит на месте, а, значит, самому учиться надо всю жизнь, чтобы давать превосходное образование, воспитывать стремление к успеху каждого учащегося. Для этого постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новинки литературы по предмету, осваиваю ИКТ, прохожу курсы повышения квалификации и стажировку на предприятии. Здесь уместно привести высказывание римского философа Сенеки – «Уча, учимся».
В своей работе большое внимание уделяю воспитательной работе, т.к., согласно ГОСо нового поколения мы должны формировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но и ряд общих компетенций, направленных на воспитание высоконравственной личности. Провожу в группе классные часы, посвященные патриотическому, эстетическому воспитанию, встречи со специалистами, во время которых подростки черпают информацию о здоровом образе жизни. Участвуем в спортивных мероприятиях. И, конечно,проводим классные часы профессиональной направленности, декадники по профессии и конкурсы профессионального мастерства.
Большим и ответственным этапом производственного обучения является производственная практика на предприятии. Мои воспитанники закрепляют и совершенствуют свои профессиональные навыки на производственных предприятиях района. Труд мастера п/о приносит глубокое удовлетворение когда он узнает, что по окончании обучения его воспитанники успешно работают на производстве. На сегодняшний день «Агротехнический колледж №2» одно из образовательных учреждений, выпускающее подготовленных рабочих.
Проводимый в течение последних лет мониторинг закрепляемости моих обучающих, позволяет сделать вывод, что организация учебно-производственного обучения позволяет мне достичь главной педагогической цели в настоящее время – формирование специалиста соответствующего требованиям современного работодателя. А значит, со своей задачей мастера производственного обучения, я справляюсь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль мастера в формировании профессиональной компетенции»
Роль мастера в формировании профессиональной компетенции обучающихся
Причипеев Игорь Викторович- мастер
производственного обучения
Агротехнического колледжа № 2с. Каменка
Акмолинской области
В системе начального профессионального образования одна из центральных фигур – мастер производственного обучения.
Я работаю в данной должности, и своей главной задачей как мастера производственного обучения, считаю – научить. Научить подростка работать руками, научить выполнять работу грамотно и профессионально, для того чтобы он в дальнейшем получал не только материальное, но испытывал и моральное удовлетворение от своего труда. В своей деятельности стараюсь придерживаться принципа, сформулированного А.С. Макаренко: как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему.
Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках производственного обучения, в ходе которого у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения.
Урок производственного обучения и на современном этапе остается основной формой организации производственного обучения. Одним из важнейших моментов на уроке п/о является грамотная постановка целей и задач, создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений и реализуется через применение разнообразных приемов и методов обучения. Умелое и грамотное их сочетание способствует подготовке высококвалифицированных рабочих. Для этого на I курсе, как одну из форм производственного обучения, первым уроком, использую экскурсию на производство. Цель первой экскурсии – показать и дать учащимся представление об избранной профессии. Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной специальности. Большинство ребят приходят в училище с неосознанным выбором, а по совету родителей, знакомых. И только первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее успешном овладении. Учащиеся воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с современным оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства, видят конечный результат труда большого коллектива и у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими специальности.
На смену традиционным методам обучения пришли современные образовательные технологии, поэтому на уроках п/о стараюсь использовать элементы различных «педагогических технологий». Современный этап развития общества характеризует процесс информатизации. Проведение уроков производственного обучения с применением информационных технологий способствует повышению эффективности учебного процесса. Кроме этого стараюсь проводить уроки с элементами деловой игры. Не стандартные уроки производственного обучения направлены на развитие любознательности обучающихся, мотивации их деятельности, осознания необходимости использовать полученные и добываемые самостоятельно знания и умения для будущей деятельности, способствуют развитию логического и технологического мышления. Одним из методических приемов развития такого «технологического мышления» является решение технологических задач.
Урок должен предусматривать развитие творческих способностей обучающихся. Стараюсь проводить уроки с элементами конкурсов профессионального мастерства, это прививает интерес к профессии, развивает умения и навыки самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Учащиеся самостоятельно ищут интересный материал, составляют кроссворды, что активизирует их познавательную деятельность. Уроки – конкурсы позволяют реализовать следующие педагогические цели: пробудить у учащихся интерес к учению, углубить их знания с помощью дополнительных источников информации, подвести к осознанию гордости за свою профессию. По выражению В.А. Сухомлинского, ребенок должен знать «вкус успеха», поэтому стремлюсь к формированию у обучающихся положительной мотивации к познанию.
Я, обучаю девчонок и мальчишек профессии «Фермер», чей труд высоко ценится в этом мире! Профессия "Фермер" – это не только огромная ответственность, но и гордость за свое дело.
Мир не стоит на месте, а, значит, самому учиться надо всю жизнь, чтобы давать превосходное образование, воспитывать стремление к успеху каждого учащегося. Для этого постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новинки литературы по предмету, осваиваю ИКТ, прохожу курсы повышения квалификации и стажировку на предприятии. Здесь уместно привести высказывание римского философа Сенеки – «Уча, учимся».
В своей работе большое внимание уделяю воспитательной работе, т.к., согласно ГОСо нового поколения мы должны формировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но и ряд общих компетенций, направленных на воспитание высоконравственной личности. Провожу в группе классные часы, посвященные патриотическому, эстетическому воспитанию, встречи со специалистами, во время которых подростки черпают информацию о здоровом образе жизни. Участвуем в спортивных мероприятиях. И, конечно,проводим классные часы профессиональной направленности, декадники по профессии и конкурсы профессионального мастерства.
Большим и ответственным этапом производственного обучения является производственная практика на предприятии. Мои воспитанники закрепляют и совершенствуют свои профессиональные навыки на производственных предприятиях района. Труд мастера п/о приносит глубокое удовлетворение когда он узнает, что по окончании обучения его воспитанники успешно работают на производстве. На сегодняшний день «Агротехнический колледж №2» одно из образовательных учреждений, выпускающее подготовленных рабочих.
Проводимый в течение последних лет мониторинг закрепляемости моих обучающих, позволяет сделать вывод, что организация учебно-производственного обучения позволяет мне достичь главной педагогической цели в настоящее время – формирование специалиста соответствующего требованиям современного работодателя. А значит, со своей задачей мастера производственного обучения , я справляюсь.