Роль физического развития детей в формировании нравственных ценностей
Роль физического развития детей в формировании нравственных ценностей
Основными средствами физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизни ребенка, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль физического развития детей в формировании нравственных ценностей»
Ярцева Т.В.,
Ляшева Д.Б.
Калинина О.В.
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"Гармония"
Роль физического, творческого и трудового развития детей в формировании нравственных ценностей в условиях
социально – реабилитационного центра
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. В педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым [3, с.25].
Становление личности ребенка, развитие у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс[1, с.52].
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних дает ребенку не просто кров, еду и тепло, он дает качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми. Опыт новой жизни в нашем учреждении возвращает детство, учит доверять его миру, соотносить свою жизнь с движением общей жизни, растапливает его эмоциональную холодность. Такое теплое отношение объясняется особым вниманием в нашем учреждении к духовно-нравственному воспитанию. Главная причина этого кроется в особенностях и специфики нашей работы – воспитание детей, лишенных в самые важные для становления характера годы родительского тепла и внимания, нормального человеческого общения.
Особое значение уделяется творческому и трудовому, а так же физическому развитию детей.
Для детей поступающих в наш социально-реабилитационный центр характерны неусидчивость, быстрая утомляемость, отсутствие всякого интереса к занятиям, отсутствие навыков самообслуживания.
У многих детей ослабленное состояние здоровья или отклонения в физическом развитии, низкий уровень развития трудовых навыков, и нет мотивации к творческой деятельности. Неотъемлемой частью гармонически развитой личности является эстетическое воспитание. Ребенок, беря в руки пластилин, цветные карандаши, кисти и краски не только учится копировать мир, он совершает исследовательскую работу по его устройству, он учится эмоционально воспринимать природу вещей, восхищаться красотой и совершенством окружающего нас мира. Работая с детьми из неблагополучных семей, мы стараемся принять ребенка, понять его трудности, помочь ему во всем, в том числе и раскрыть свой творческий потенциал.
Виды творческой деятельности в нашем учреждении различные: мягкая игрушка; рисование; вышивание; вязание; аппликация; поделки из бумаги, гипса, соленого теста и природного материала; лепка из глины и пластилина; бисероплетение; выжигание по дереву и т. д.
Занятия по развитию творческого потенциала проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Для творческой самореализации ребенка во время занятий звучит тихая, спокойная музыка, что способствует благополучному эмоциональному состоянию детей. Воспитанники получают коммуникативные навыки общения, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми в лице педагога, переосмысливая норму общения.
Индивидуальный подход к каждому воспитаннику (личностно-ориентированный подход взаимодействия с ребенком) является ключом к успешной социальной реабилитации в духовно-нравственном воспитании.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству воспитанники знакомятся с христианскими традициями нашего общества. Данная тематика находит отражения на занятиях по темам «Пасхальный натюрморт», «Пасхальное яйцо», «Пасхальные сувениры», «Русский народный костюм» и т.д.
На этих занятиях воспитанники знакомятся с самобытностью нашей культуры, русским народным костюмом, а через все это дети осазноют величие Родины, приходит понимание значимости сохранения национальных традиций.
На занятиях по профессиональной ориентации воспитанники нашего учреждения, знакомясь с миром профессий, формируют личностные качества необходимые им в профессиональном выборе.
В летний период подростки нашего учреждения имеют возможность получить трудовые навыки, работая на прилегающей территории реабилитационного центра (ухаживают за растениями, облагораживают территорию). Воспитывается бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей. В экологическом воспитании развивается интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
Результатами творческого развития и духовно-нравственного воспитания детей и подростков является участие в тематических выставках и конкурсах различного уровня: к Дню Победы, к Дню защитника Отечества, к Дню героев Отечества и т. д. Без выставочной деятельности не возможен рост мастерства ребят. Участие в выставках, конкурсах расширяет композиционную грамотность, воспитывает патриотизм детей, уважение к труду и творчеству старших и сверстников, знакомит с новыми техниками, дает детям эстетическое наслаждение от увиденного и от причастности к этому событию.
Воспитанники нашего учреждения принимают активное участие в городских фестивалях по духовно-нравственному развитию. Через песни, сценки, стихи дети впитывают только доброе, которое накапливаясь помогает им в переосмыслении их дальнейшей жизни.
Физическая культура является важным средством воспитания ребенка, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Она способствует повышению социальной и трудовой активности детей. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Основными средствами физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизни ребенка, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями)[2,с.93]. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм.
Этому способствуют:
− активные средства физической культуры, игровые виды спорта, спортивное ориентирование и другие виды целенаправленной физической занятости;
− массовые оздоровительно-спортивные мероприятия;
- бег, езда на велосипеде по шоссе;
- бег в среднем и быстром темпе с одновременным выполнением заданий для рук и ног (например, эстафетный бег);
- бег под гору между деревьями; прыжки в длину с разбега; метание легкоатлетических снарядов; выполнение вольных гимнастических упражнений на координацию движений рук и ног;
- использование элементов тактической подготовки, широкое применение на занятиях спортивных игр и единоборств и тренировка в этих видах;
-ориентирование на местности.
-игра в шахматы «блиц».
-спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, ручной мяч, русская лапта, теннис, настольный теннис, мини-футбол, хоккей)
-игра в бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку.
Воспитанники нашего учреждения принимают активное участие в спортивных мероприятиях разного уровня (Сибирский марафон, лыжня России, Кросс Наций, Спартакиада среди социальных центров города и Омской области) которые воспитывают морально-нравственные качества, волю к победе, уверенность в себе.
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на всем протяжении его развития и формирования.
Мы рады, что наконец-то становятся популярными вопросы морально-нравственного воспитания, вновь обсуждаются вопросы о гармоничном развитии личности ребенка! Это добрый знак, вселяющий надежду!
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних– крошечный островок для спасенья утопающих, но этот островок существует, и люди, живущие на нем, каждый день готовы прийти на помощь и принять нуждающихся у своего костра и открыть тайны красоты мира и любви к ближнему. И этот островок прекрасен, и он волшебный – может стать размером с Землю, а может охватить всю Вселенную!
___________________________________________
Худенко Е.Д., Шульга Т.И., Поташова И.И., Морунова Л.А., Любимова М.Н. Новые технологии в социальной реабилитации детей, находящихся в условиях интеллектуально и эмоционально обедненной среды. – М., 2008
2.Олиференко Л.Я. Социально-пелагогические учреждения в системе образования: Моногр. – М., 2008.