kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевые реалии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пока живо слово, язык -  жив и народ, нация…

Слово ценилось во все времена. Очевидна высшая мудрость, заключённая в библейском: «В начале было Слово». Древнегреческий оратор и публицист Исократ говорил: «Слово является вождём всех дел и всех замыслов».

Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…

В последнее время много говорят и пишут о том, что язык – наше богатство, наше достояние, неотъемлемая часть национальной культуры. Это правда. Правда, к сожалению, и то, что мы не дорожим этим богатством, не умеем и не хотим пользоваться им в полной мере. Почему? Потому что этому мало, недостаточно учат в школе, прежде всего на уроках литературы.

 А.Н.Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».  Не может быть человек хорошим специалистом, если он не умеет передавать свои мысли, свои знания так, чтобы его понимали окружающие, если он не владеет культурной и грамотной речью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевые реалии»

Современные речевые реалии


Пока живо слово, язык - жив и народ, нация…

Слово ценилось во все времена. Очевидна высшая мудрость, заключённая в библейском: «В начале было Слово». Древнегреческий оратор и публицист Исократ говорил: «Слово является вождём всех дел и всех замыслов».

Как же мы владеем этим оружием, этим тончайшим инструментом? Многие ли из нас умеют говорить? Красиво, убедительно, логично…

В последнее время много говорят и пишут о том, что язык – наше богатство, наше достояние, неотъемлемая часть национальной культуры. Это правда. Правда, к сожалению, и то, что мы не дорожим этим богатством, не умеем и не хотим пользоваться им в полной мере. Почему? Потому что этому мало, недостаточно учат в школе, прежде всего на уроках литературы.

А.Н.Толстой писал: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Не может быть человек хорошим специалистом, если он не умеет передавать свои мысли, свои знания так, чтобы его понимали окружающие, если он не владеет культурной и грамотной речью.

В нашем многонациональном регионе эта проблема стоит особенно остро. Муки слова испытывают не только школьники, но и взрослое население. Нередко люди жалуются, что мысль-то есть, а вот не хватает слов её выразить. Большей частью такие жалобы необоснованны. Просто мысль, скорее всего, недостаточно сложилась. Муки мысли рождают муки слова. Истории известны любопытные факты, когда люди прибегали к беседе, чтобы в процессе этой беседы уяснить до конца свою мысль. В Древней Греции, родине красноречия, знали цену слову, учили речи не только красивой, но и содержательной. Активный языковой запас жителей нашего региона неодинаков. Лексикон составляет небольшую часть от литературного языка народа. Какими бы ни были эти цифры, не задуматься над этой проблемой нельзя.

Сегодня проблема чистоты речи – одна из самых ключевых проблем, волнующих не только филологов, но и каждого сознательного гражданина. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят к резкому снижению его культуры. В речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие нелитературные средства. Для говорящих, публично выступающих, изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем отсутствует. Ругательства, «матерный язык» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений.

Ошибочное и неточное употребление слов порождает неясность мысли, путаницу понятий, влечёт за собой трудности взаимного общения. Словесные шаблоны, стереотипы, которыми, к сожалению, изобилует речь школьников и взрослых, попадая в их живую речь, засоряют её, обезличивают. Ещё одно опасное явление нашего времени – слова-паразиты. Их немотивированное и лишённое смысла употребление в последние годы получило большое распространение в слабоорганизованной речевой практике. Появился и новый термин – слова-заполнители молчания – слова, которые не выполняют функции слова, ничего не обозначают, а только заполняют молчание. Такие слова появляются от бедности мысли, культуры.

Вопросы сохранения и развития русского языка – духовного, художественного, научного и культурного достояния страны – возведены в ранг государственной политики. Ничего более русского, чем язык, у нас нет! Поэтому-то так важно, чтобы каждый гражданин России, каждый из нас, стремился к высокому уровню русской речевой культуры, искореняя из своей речи ляпсусы, смысловые нелепости, языковые ошибки. В новых для России условиях рыночной экономики каждый специалист, помимо владения своей профессией, должен уметь грамотно общаться, ясно высказывать своё мнение, чётко понимать речь собеседника и т.д. Человек любой профессии (педагог, чиновник, менеджер) должен приобрести коммуникативные навыки, научиться выражать свои мысли в официальном выступлении перед аудиторией, в деловой беседе, в ответах на вопросы интервью.

Решать эти проблемы помогают элективные школьные курсы, уроки литературы. Это то образовательное пространство, которое в рамках школы может значительно разнообразить индивидуальное образование учащегося.

Решение проблемы совершенствования речевой культуры и обучения умению оформлять в речи собственную мысль становятся социально значимыми в системе образования и являются условиями успешной деятельности любого специалиста в любой отрасли деятельности нашего региона.

Сохранение языка, забота о его дальнейшем развитии и обогащении – гарантия сохранения и развития русской культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации несёт ответственность за состояние языка своей страны, своего народа.

Русский литературный язык – наше богатство, наше достояние. Он воплотил в себе культурные и исторические традиции народа. Мы несём ответственность за его состояние, за его судьбу.


Литература:


1. Лосева Л.М. Как строить текст. - М., 1980.

2. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. - М.: Знание, 1991.

3. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики: Правила хорошей речи. - М., 1996.

4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевые реалии

Автор: Пасика Ирина Александровна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Статья по теме: "Речевые разминки на занятиях по английскому языку""
    ["seo_title"] => string(66) "statiapotiemieriechievyierazminkinazaniatiiakhpoanghliiskomuiazyku"
    ["file_id"] => string(6) "280359"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453366508"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Речевой этикет"
    ["seo_title"] => string(18) "riechievoi-etikiet"
    ["file_id"] => string(6) "253009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447505373"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка по английскому языку для 3- 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "221857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435638964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Компетентностный подход в обучении учащихся английскому языку на разных этапах обучения "
    ["seo_title"] => string(105) "kompietientnostnyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-anghliiskomu-iazyku-na-raznykh-etapakh-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224474"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438855068"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Интегрированный урок английского и русского языка "Вглядись в черты мои..." "
    ["seo_title"] => string(79) "intieghrirovannyi-urok-anghliiskogho-i-russkogho-iazyka-vghliadis-v-chierty-moi"
    ["file_id"] => string(6) "104296"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681521"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства