kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сттье говотиться о развитиии творческих способностей во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.»

Н.В.Марченкова

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 г.Десногорска

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

«Принципиальная цель образования

заключается в создании людей, которые

способны делать новые вещи, а не просто

повторять то, что делали другие поколения –

людей творческих, изобретательных и открывателей»

Жан Пиаже

Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца.

Эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что такое творчество?

Разные ученые по-разному определяют творчество. По мнению известных американских психологов Дороти Сиск и Сандры Кейплан творчество это:

- социальное явление, связанное с преобразованием мира;

- процесс, направленный на открытие мира и самого себя.

- преобразующая деятельность, в результате которой создается новое и одновременно ценное; ключевое слово - новизна.

Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах наши отечественные ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие.

Особенностями становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы И.Ю. Кулагиной, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова, Л.С.Выготского

С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев.

Творческие способности - это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Как же осуществляется формирование творческих способностей учащихся в условиях школы? Когда мы говорим о развитии творческих способностей, то имеем в виду развитие способностей и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт.

В таком случае уместно задать вопросы: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам? и «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности. Здесь  выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения  к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми  для жизни в обществе.

Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,   творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если  в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Методы работы, установленные при развитии творческих способностей учащихся:

  • исследовательский;

  • частично-поисковый;

  • проблемный;

  • проектный.

Задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках. Для их реализации используются различные формы внеурочной деятельности.

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Необходимость решать проблему развития творческих способностей учащихся подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

В основе метода проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках внеурочной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Любое изделие, выполненное ребенком – это его труд, в который он вкладывает много старания, усилий, терпения, времени и, главное желание сделать хорошо и красиво. Закрепить у ребят интерес к изучаемому материалу помогают советы сделать сюрприз своим близким, подарить к празднику какую-либо вещь, изготовленную своими руками.

Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приёмов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их.

В целях повышения качества образования, развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся я применяю  в своей педагогической деятельности так же, как все учителя-практики, разные педагогические технологии. Хочу представить одну из наиболее эффективных - универсальный метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт-Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

В основе предлагаемой технологии лежит предложенный Тони Бьюзеном инструмент структурирования информации, который чаще всего в нашей литературе переводится как «интеллект-карта» или «ментальная карта». Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Карты памяти, или интеллект-карты – эти термины обозначают сравнительно новый способ альтернативной записи информации. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. То есть интеллект-карта- это изображение информации в графическом виде.

Рисование интеллект-карт – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил составления интеллект-карт нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.

Использовать интеллект-карты можно на любом этапе работы над проектом:

  • для быстрого и эффективного анализа информации;

  • для решения проблем через представление различных аспектов ситуации;

  • для создания плана мероприятия или выступления, или плана достижения цели;

  • для разработки и презентации творческих проектов.

В частности, работая над проектом «Мой любимый Десногорск», учащиеся составляли интеллект-карты на этапе разработки проекта и затем использовали уже составленные ИК на этапе презентации проекта.



























Примеры получившихся интеллект-карт:




Моментом завершения работы над проектом должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.


Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательности и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребёнку встать на этот путь.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

Автор: Жиленкова Светлана Владимировна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "295831"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455880060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Инновационный проект: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(115) "innovatsionnyi-proiekt-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "188699"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426713837"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) ""Воспитание творческих способностей во внеурочной деятельности" выступление"
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-tvorchieskikh-sposobnostiei-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vystuplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "254625"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447781423"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) ""Развитие творческой активности учащихся через урочную и внеурочную деятельность""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_uchashchikhsia_cherez_urochnuiu_i_vneurochnuiu_d"
    ["file_id"] => string(6) "489672"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544340471"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства