- принцип единства художественного и технического развития;
- принцип постепенности и последовательности;
- принцип всестороннего развития обучающегося, посредством работы над содержанием и художественным образом произведений;
- принцип индивидуального подхода в работе с обучающимися.
Оборудование: гитара
подставка под ногу
пюпитр
ноутбук
нотная литература
План урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа над инструктивным материалом:
IV.Работа над произведениями:
V. Закрепление учебного материала.
VI. Итог урока.
Урок проводится с обучающимся 3 класса Гуренко Матвеем ДООП
Ход урока:
I.Организационный момент.
Создать благоприятную творческую обстановку на уроке.
II.Сообщение темы урока.
Объяснить значимость темы
2.Очень важный момент в технике гитариста смена позиций. Более подробно остановимся на организации исполнительских движений левой руки:
- большой палец левой руки при переходе в другую позицию не пережимать, переход происходит при неизменном положении кисти ( кистевое движение);
- не нужно делать сильного нажима на лады, чтобы не было мышечного утомления;
- пальцы приподнимаются над струнами на минимальное расстояние, чтобы быть подготовленными на следующую ноту (играем ноту соль, а смотрим на ноту ля в V позиции).
Отрабатываем смену позиции в виде упражнения из « Школы игры на гитаре» Э.Пухоль, урок № 65.
3.Закрепление изученных технических знаний.
Ученик проигрывает гамму A- dur в две октавы, приемом аппояндо, применяя репетиции пальцев i-m .Арпеджио и аккорды.
Работа над исправлением недостатков.
Гамма d-moll в две октавы ( 3 вида)
Замечания:- при игре гаммы ученик допускает неточности в аппликатуре правой руки;
- при смене позиции теряет непрерывность исполнения.
Прошу ученика проследить за ровностью звучания, обратить внимание на точное чередование пальцев i-m, направляю слух ученика на динамическое прослушивание. В результате работы ученик справляется с поставленными задачами. Играет гамму в медленном темпе ровно, свободно, динамично. Проигрывание арпеджио и каденции.
3. Б.Ковач « Этюд» C-dur
Проверка результата домашней работы.
Исполнение этюда. Анализ исполнения
Перед началом работы над этюдом, разъясняю, что такое этюд.
Этюд- инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнения. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенные виды техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т. д. Данный этюд основан на самый распространенный прием игры на гитаре- арпеджио.
На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, выучивание наизусть.
Ученик проигрывает этюд. Определяем технические сложности, возникшие при исполнении:
- не все звуки арпеджио звучат чисто и ровно. Чтобы облегчить проработку этого недостатка, играем аккорды, которые исполняет левая рука.
Далее исполняем арпеджио правой рукой. Затем играем в медленном темпе, добиваясь ровного, непрерывного звучания, максимальной чистоты, музыкальной выразительности.
4. М. Каркасси « Рондо» E-dur
Цель этапа:
Развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы.
Перед началом работы велась беседа о происхождении формы, его строение, характер.
Рондо относится к сочинениям крупной формы, в которой главная тема( рефрен) чередуется с эпизодами. Начинается и заканчивается рондо рефреном, образуя замкнутый круг.
Происхождение рондо связано с народной песенно-танцевальной музыкой.
Рондо в переводе с французского – круг, хоровод.
Формула данного рондо – А В А С А
А- рефрен – E-dur
В- 1 эпизод – E-dur
C- 2 эпизод A- durет второй голосв 1 эпизоде,
Рондо выдержанно в светлом , легком, танцевальном характере. Размер 6/8,имеет жанровые признаки Тарантеллы: покачивающие интон6ации, второй голос имитирует звучание тамбурина, бубна Танцевальность подчеркивает второй голос в 1 эпизоде, 2 эпизод выдержан в характере рефрена.
Проигрывание рефрена в медленном темпе, со счетом, выполняем аппликатуру.
5. Б.Калатауд « Вальс»
6. Повторение:
1.Р.н.п. обр. А. Иванова – Крамского « Утушка луговая»
2. « Скажи мне Дафна»
7. Заключение
Данная тема урока освещает работу над развитием и совершенствованием игры на гитаре. Нотный материал, предоставленный на уроке, решает определенные теоретические, технические и художественные задачи. Пьесы в репертуаре ученика знакомят его с классикой гитарной музыки современных композиторов, развивают и совершенствуют его исполнительское мастерство, творческую индивидуальность.
Публичное выступление в концертах, участие в конкурсах является большим стимулом для дальнейшего музыкального развития и совершенствования навыков и умений игры на инструменте.
Нотная литература
1.А.Иванов-Крамской « Школа игры на шестиструнной гитаре»
2.Э.Пухоль « Школа игры на шестиструнной гитаре»
3. А.Гитман « Начальное обучение на шестиструнной гитаре»
4. Интернет источники.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Унечская детская школа искусств»
Школьный открытый урок
Тема: « Развитие и совершенствование навыков игры в классе гитары»