kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа в новом детском коллективе. Правила проведения первых занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица - отряд. В отряд определены дети разных возрастов, из разных регионов, разных национальностей с учетом их интересов и потребностей, приблизительно в равном соотношении девочек и мальчиков

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа в новом детском коллективе. Правила проведения первых занятий.»

Временный детский коллектив. Общая характеристика ВДК.

  1. Понятие о ВДК. Особенности ВДК

Особенности:

    1. кратковременность;

    2. разновозрастность, одновозрастность;

    3. интенсивность деятельности.


  1. Стадии развития коллектива

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

1 этап - оргпериод (адаптационный период);

2 этап - основной период;

3 этап - итоговый период (заключительный).

По времени для ВДЦ «Океан» оргпериод продолжается 4-5 дней, основной период - 16-18 дней, итоговый - 2-3 дня.

На каждом этапе развития ВДК ставятся этапные цели (цели на этапах), исходя из этого, планируется смена и определяется логика развития смены и временного детского коллектива.


  1. Организационный период

Организационный период - это период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива, период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности.

Понятие о «нулевой» точке развития коллектива

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть организационная единица - отряд. В отряд определены дети разных возрастов, из разных регионов, разных национальностей с учетом их интересов и потребностей, приблизительно в равном соотношении девочек и мальчиков (по А.Н.Лутошкину – «песчаная россыпь»).

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает:

а) адаптацию к условиям закрытого или органического социума;

б) адаптацию к смене основных видов деятельности;

в) адаптацию к новизне общения, установлению коммуникативных связей с большим числом сверстников и взрослых;

г) адаптацию к режиму жизни;

д) адаптацию к новым бытовым условиям;

е) адаптацию к климатическим условиям Приморского края и др.

Что необходимо подготовить?

  1. Табличка с номером отряда.

  2. План отряда на смену.

  3. Заготовки для визиток.

  4. Заготовка для списка.

№п/п

ФИ ребенка

Дата рождения

Дом. адрес, тел.

ФИО родителей

Место работы, раб. тел.

Примечания









Задачи педагогов в первый день

  1. Организовать встречу, заезд, размещение детей.

  1. ответственность за детей с первого момента встречи. Что необходимо спросить у родителей? (НЕ укачивает ли ребенка в автобусе? Как самочувствие ребенка? Был ли опыт проживания в лагере? На что нужно обратить внимание?);

  2. игры в автобусе (песни – повторяшки: «Алые паруса», «Улыбка», «Голубые паруса»), игры со звуками и движениями (ой, ля-ля», «Колпак», «Дождик»);

  3. инструктаж при заезде, операция «Уют».

  1. Заполнить первичные сведения о ребенке (индивидуальные беседы, заполнение списка).

  2. Предъявить ЕПТ (инструктажи, хозсбор).

  3. Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство, КТД малых форм, огонек).

  4. Познакомить детей с территорией лагеря (КТД «Разведка боем», экскурсия по лагерю).

Задачи педагогов во второй день

  1. Осуществлять контроль за выполнением ЕПТ (организация подъема, зарядки, уборки в комнатах, сбор на отрядном месте).

  2. Продолжить знакомство детей друг с другом (игры, КТД).

  3. Организационно оформить отряд (оргсбор). Элементы оргсбора: введение в программу отряда, разработка визитки отряда, выборы ОСУ.

  4. Оформить отрядное место, отрядный уголок.

  5. Начать подготовку к Открытию смены (подготовка выступления).

Задачи педагогов в третий день

  1. Осуществлять контроль за выполнением ЕПТ.

  2. Осуществить планирование деятельности отряда в смене (сбор-планирование). Ввести ЧТП.

  3. Оформить отрядную план-сетку (ЧТП).

  4. Осуществить репетиции к Открытию смены.

Принципы организации деятельности в оргпериод:

- чередование деятельности;

- быстрой смены видов деятельности;

- логичности, последовательности;

- меньше сореновательности.

Общелагерные мероприятия оргпериода:

  1. Линейки.

  2. Вечер открытия смены (знакомство с педагогами, с отрядами, вожатыми).

  3. Дискотека, посвященная Открытию смены (костер).

  4. Игра по станциям.

Психологическое состояние детей

Дети испытывают состояние первоначальной адаптации: общее эмоциональное напряжение, вызываемое недостатком информации о Центре, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают, какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, с взрослыми людьми. В отряде царит атмосфера праздничной взволнованности, взаимной расположенности, «принятия» себя, других, нового образа жизни, новых видов деятельности, норм общения.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном свете, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. Большинство из них готовы занять лидерские позиции, выполнять главные роли в деятельности отряда. В отряде царит «фестивальное» настроение. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлекательные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы, чаще всего в “парах”, “тройках” (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.). Дети легко включаются в предлагаемую деятельность, следят за сверстниками, за вожатыми, за взрослыми людьми в Центре.

Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3-4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится конфликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой. Только интересная разнообразная деятельность, принятие ребенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут педагогу преодолеть конфликтную зону.

  1. Основной период

Основной периодпериод развития коллектива, период основной деятельности.

Период развития коллектива. Конфликтный период. В период конфликтов необходимо, чтобы подростки осознали конфликт, дали ему оценку, нашли выход из конфликта.

Период основной деятельности. Деятельность отряда и лагеря в целом должна быть спланирована таким образом, чтобы было чередование видов воспитательной работы и разнообразие форм. Для этого необходимо спланировать дела по различным направлениям.


Направления деятельности


Интеллектуально-познавательная - расширяет кругозор школьника, приобщает к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями. (Различные интеллектуальные игры: «Эрудит-лото», «Биржа интеллекта», Эрудит-аукцион», Эрудит-казино» и т.д.)


Трудовая – направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно-полезного и производительного труда. (Трудовые десанты, Биржа труда)

Трудовые десанты – общественно-полезная работа.

Биржа труда - акция по уборке территории, помещений дружины, которая проходит в игровой форме. На бирже представители от отрядов выкупают какую-либо работу (каждая работа имеет определённую стоимость в игровой валюте). После того, когда ребята всем отрядом выполнили задание, качество работы оценивают эксперты биржи труда. Только после этого можно купить другую работу. Цель для отрядов: заработать как можно больше игровых денег.


Художественная - развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника. (Конкурсные программы, игровые программы, шоу).

Чаще всего в этом помогают различные конкурсные программы. Творческие конкурсы, организованные как на уровне отряда, так и на уровне дружины, способствуют активизации детского творчества, фантазии, находчивости и сопереживанию другого. Ребёнок, переживший неудачу, может попробовать испытать себя в чём-нибудь другом, но может и навсегда отказаться от участия в подобных мероприятиях. Этот выбор во многом зависит от реакции команды, отряда на его действия на сцене или площадке. В этом случае вожатый должен уметь организовать такому ребёнку коллективную поддержку до, во время и после конкурса.

«Стартинейджер». Это конкурсная программа – своеобразная дань массовой подростковой субкультуре, направленная на пропаганду и поддержку оригинального (чаще «крутого») имиджа своей временной команды. По характеру и атмосфере – это большая танцевальная «тусовка». Поэтому болельщики одеваются и ведут себя соответственно стилю дела (танцуют, свистят, скандируют приветствия командам), но, не выходя за рамки приличия. Команды-участницы к большинству конкурсов готовятся заранее.

«Бой-Гёл-Шоу» - традиционное океанское дело. Его можно проводить как в начале смены, так и в середине, в зависимости от тематики, идеи программы, логики развития смены. Это конкурсная программа для юношей и девушек, направленная на их сплочение.

«Театральные подмостки» - тоже традиционное дело, но форма проведения каждый раз различна. Это конкурсная театральная программа. Здесь можно устроить участие определённого количества детей в различных конкурсах, после которых в каждом туре убывают участники. В результате остаётся один победитель. Можно в каждом туре набирать из зала новых участников и среди них выбирать победителя. А можно и вовсе не выбирать победителя, а после каждого конкурса благодарить всех детей за участие и вручать им небольшие сувениры.

Ярмарка – обычно начинается с небольшого театрализованного представления. После этого начинают работать различные аттракционы, проводятся игры, конкурсы. За участие в «ярмарочном балагане» дети получают «жетончики», на которые можно приобрести различные лакомства: блины, пряники, конфеты, бублики, сушки, чай, фрукты, пироги и т.д. Завершается ярмарка большой танцевальной массовкой.

«Танцевальный марафон». Это одно из значимых дел смены, в котором принимают участие все дети и взрослые. За несколько дней до него каждый отряд готовит танец. Важно, чтобы на этом деле не было однообразных танцев. Весь вечер в зале царит атмосфера праздника, творчества, сопереживания.


Спортивная - культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни.

Открытие Спартакиады. В этот день обычно устраивают настоящий праздник, посвящённый открытию спортивных соревнований, с торжественными ритуалами, участием интересных героев, с зажжением олимпийского огня.

Спартакиада – спортивные соревнования по различным видам между командами от отрядов (футбол, пионербол, баскетбол, волейбол, эстафета по бегу и т.д.). Кроме этого, проходят соревнования по индивидуальным видам спорта – шашки, шахматы, настольный теннис и т.д.

Спортландия - спортивная конкурсная программа; проходит обычно после спортивных игр и является своеобразным подведением итогов. Между конкурсами проходит награждение сильнейших; оно может проходить по какому-либо сюжету, например: Мушкетёры соревнуются против Кардинала или два индейских племени соревнуются за право обладания какой-либо территории и др. варианты.


Общественная - содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности.

Тематические вечера – очень серьёзное мероприятие смены. Главные составляющие тематического вечера – музыка, свет, текст во время действия, фрагменты фильмов, действия актёров (пантомима, танец, пластика) и т.д. Обычно на фоне музыки звучит голос, а на сцене дети иллюстрируют этот текст. Тематический вечер может проходить как в середине смены, так и в конце. На нём организаторы дела могут затронуть какую-нибудь злободневную проблему (проблемы молодёжи, любовь, вера, Человек и т.д.), заставляют зрителей задуматься и быть может пересмотреть свою жизненную позицию.

Работа в органах самоуправления – как на уровне отряда, так и на уровне дружины.

Отчётно-перевыборный сбор отряда. На нём подводятся итоги работы совета отряда за определённый период времени и выбирается новый состав совета отряда.


Ценностно-ориентационная - направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной сопричастности к миру во всех его проявлениях.

Урок Мужества. Вечер-встреча в отрядах с воинами, отслужившими в Афганистане, Чечне. К встрече с гостями дети готовят сюрпризы, подарки, цветы. Это не просто встреча, когда говорит гость, поются песни, проходит дискуссия.

Вечер-встреча с общественной организацией «Боевое братство». Цель: развитие у детей гражданско-патриотических чувств. Ребята из «Боевого братства» исполняют песни, стихи на темы войны и мира, служения Отечеству, рассказывают о боевых событиях.

Встреча с людьми интересных профессий. Цель: профориентация школьников, знакомство с различными профессиями. Встреча проходит в форме заседаний «круглых столов» по различным проблемам.


Коммуникативная - осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождается от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценность.

«Свободная стоянка» - свободное посещение детьми дискобара, кафе, караоке, спортзала, сувенирного киоска, читального зала, видеосалона и т.д.


  1. Итоговый период

Задачи педагогов в итоговый период

  1. Подготовить детей к разъезду, настроить на расставание.

  2. Провести инструктаж по разъезду.

  3. Подвести итоги деятельности отряда в смене (итоговый сбор).

  4. Провести прощальный огонек.

  5. Организовать генеральную уборку.



10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа в новом детском коллективе. Правила проведения первых занятий.

Автор: Томская Таисия Андреевна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Создание здорового психологического климата в коллективе"
    ["seo_title"] => string(65) "sozdaniie-zdorovogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "136372"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417097216"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План воспитательной работы в 6 классе 2013 - 2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(64) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-6-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104301"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402681842"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства